Кант. Философские цитаты

ЦИТАТЫ И ВЫПИСКИ
http://proza.ru/2023/05/10/475

ВЫПИСКИ ИЗ "КРИТИКИ ЧИСТОГО РАЗУМА"

1). Невозможно представить себе отсутствие пространства, хотя можно представить отсутствие предметов в нем

2). Всякое понятие можно мыслить как представление, которое содержится в бесчисленном множестве представлений

3). Форма внешнего чувства -- это способность души подвергаться воздействию внешних объектов и таким образом получать представления о них (хочешь -- не хочешь, а ты будешь видеть только то и только так, как ты видишь)

3а). Пространство и время принадлежат к условиям восприимчивости нашей души

4). Бесконечность времени означает, что его всякая определенная величина может быть получена лишь путем ограничения одного, лежащего в основе времени

5). Время не имеет никакого внешнего вида, поэтому мы его представляем с помощью аналогий

6). Время и пространство -- сами по себе ничто. Они обретают реальность только в объектах чувств -- явлениях

7). Все, что дано в созерцаниях содержит лишь отношения пространства (положения) и времени (изменения положения). Но чтО меняет положение в созерцании не дано. Значит, мы не знаем вещей самих по себе (т. е. того самого пресловутого Ding an sich)

8). Вещь сама по себе не познается из одних только отношений

9). То, что содержится в душе как представление раньше всякого акта мышления есть созерцание. А если созерцание не содержит ничего, кроме отношений, то это форма созерцания

10). Рассудок есть способность самостоятельно производит представления -- спонтанность (этим он отличается от чувственности, над которой человек не волен)

11). Необходимо делать свои понятия чувственными, т. е. присоединять к ним в созерцании предмет

12). Необходимо свои созерцания постигать рассудком, т. е. подводить их под понятия

13). Всеобщий критерий истины не приложим к материальным предметам, потому что истинность здесь всегда зависит от конкретных обстоятельств ("человек сидит" эта истина становится ложью, как только человек встанет)

14). Всеобщий критерий истины не приложим к логическим категориям, поскольку он может указать лишь на внутреннее противоречие в цепи высказываний, но не на их суть

15). Понятия относятся как предикат возможных суждений о неопределенном еще предмете ("он дурак": еще ничего не зная о "нем", мы уже предполагаем, что ему ничего невозможно доказать)

17). Синтез -- это присоединение представлений друг к другу и понимание их а едином акте познания

18). Синтез исключительно есть действие способности воображения

19). Путем анализа различные представления подводятся под одно понятие

Комм: ну типа там листья, цвета, плесень -- зеленое

17-19). Способность составления суждения есть свойство рассудка. Категории есть условия составления суждения, как время и пространство -- условия восприятия

20). Составление суждения делается на основе категории

Комм: это -- есть то

20а). Категории есть необходимые условия опыта

комм: для составления суждения

21). Категории дают представление о неопределенном предмете опыте -- предмете вообще

22). Многообразное может быть дано только в отличном от Я созерцании

комм: в Я нет никаких представлений, на которых можно было бы построить суждение

23). Представления связаны в рассудке благодаря Я (это МОИ представления). Действие их связывания укладывается в одну из категорий

24). ВременнЫе характеристики внутренних восприятий мы заимствуем из того изменчивого, что представляет нам внешнее чувство

25). Пространство и время представляются нам не только как формы, но и как сами созерцания

комм: как формы созерцания это эвклидово пространство, а как сами пространство и время -- это каковы они за окном, а не в голове геометра: "Протяжение, движение, время, число не являются простыми идеями, но включают в себя последовательность, которая, очевидно, есть простая идея" (Беркли)

26). Частные законы касаются эмпирически определенных явлений и не могут быть выведены из категорий, хотя и подчиняются им

27). Категории невозможно пощупать, как предмет, руками. Поэтому категории применяются к предметам через временнЫе схемы. Время с одной стороны однородно с понятием, поскольку элементы понятия связываются во времени, с другой стороны с предметами как необходимое условие их созерцания

28). ВременнАя схема -- это способ, каким воображение доставляет понятию чувственные образы (число, как последовательность точек)

29). Схема треугольника не может существовать нигде, кроме как в мысли

30). Всякая экстенсивная величина может быть познана лишь путем последовательного синтеза, т. е. последовательного присоединения одной части к другой

31). Если рассудок есть способность создавать единство явлений посредством правила, то разум -- способность создавать единство правил посредством принципов

32). Многообразие правил и единство принципов требуется разумом для того, чтобы привести рассудок в согласие с самим собой

33). Понятиям разума подчинен весь эмпирический опыт. Но сами они никогда не бывают предметом опыта. Понятия разума называются идеями

34). Идеи -- это то, к чему приводит разум в своих заключениях из опыта, но что само никогда не входит в опыт как составная часть

35). Разум через свои понятия предписывает рассудку, как соединить все его действия (суждения) в абсолютное целое

36). О мыслящем существе я могу иметь представление только посредством самосознания, но ре внешнего опыта. Поэтому такие объекты есть перенесение этого моего сознания на другие вещи. Так я получаю представление о мыслящем существе

37). Я могу понять существование Я, как отличное от других вещей только благодаря существованию этих последних

38). Осознание тождества внутреннего Я возможно лишь при наличии созерцаний, доставляемых внутренним чувством (мои ощущения, мои воспоминания, мои аффекты)

39). "Я мыслю" это неопределенное эмпирическое восприятие, которое предшествует опыту и которое обрастает в опыте деталями (=определяется посредством категории а отношении времени)

40). В формуле "я мыслю, следовательно я существую" смешивается возможность абстрагирования от эмпирически наполненного Я с возможностью обособленного существования мыслящего Я

41) Необходимое единство сознания "я мыслю" человек может принимать и часто принимает за субстанцию -- безусловный субъект познания

42). Согласно идее разума все протекшее время мыслится как данное в качестве условия данного момента

43). По одним лишь категориям мы не в состоянии усмотреть возможность какой--либо вещи; только через созерцание можно выяснить реальность чистого рассудочного понятия

44). Пространство-время есть схема, имеющая отношение к репродуктивному воображению; без предметов опыта, вызываемых этим воображением, она бы не работала

45). Если понятиям не дан предмет, то мышлением ничего не познается; мы лишь играем представлениями

46). Невозможен никакой опыт, который бы доказывал бы отсутствие реальности в явлении

47). Опыт есть синтез восприятий, который сам не содержится в восприятии

48). Время не может быть воспринято, поэтому в явлениях должен быть его субстрат -- субстанция

49). Время не меняется, поэтому субстанция всегда постоянна

50). Последовательность в схватывании всегда одинакова, и только ею определяется объект (причинно-следственная связь)

51). Вещи существуют одновременно, когда восприятие одной вещи может чередоваться восприятием другой

52). Только то определяет место вещи ао времени, что составляет причину ее или ее определений

53). В Я (трансцдентальная апперцепция) все явления представляют единство (благодаря Я) тем, что они определяют друг друга во времени

54). Модальность (возможность существования) не расширяет понятия о предмете

55). Наш внутренний опыт возможен только при допущении внешнего опыта

56). Внутренний опыт возможен только опосредованно и только при допущении внешнего опыта

57). Сознание Я это лишь интеллектуальное представление о самодеятельности мыслящего субъекта, а не созерцание

58). Всякое наглядное представление о внешних предметах еще не означает их существования (сон, например)

59). Существование вещей a priori можно познать до некоторой степени лишь по отношению к уже существующим вещам

60). Случайное, как нечто такое, небытие которого можно помыслить
ЛИБО
Случайное -- это нечто такое, что может существовать как следствие чего-то другого

61). Без понятия причины невозможно понять существование случайного, ибо из одного понятия a priori невозможно вывести существование вещи

62). Вещи в пространстве можно найти определенное постоянное, тогда как время и все, что находится во внутреннем чувстве, постоянно течет

63). Для того, чтобы изменение было воспринято именно как изменение, оно должно предполагать нечто постоянное в созерцании, а во внутреннем чувстве никакого созерцания нет

64). Необходимо сделать чувственным всякое абстрактное понятие, т. е. показать соответствующий ему объект в созерцании

65). В математике понятие количества ищет смысл и опору в числе, а число в показываемых нам пальцах, костяшках счетов или палочках и точках

66). Величина есть определение вещи, благодаря которому мы можем мыслить, сколько раз в вещи дана единица

67). Реальность -- это время, которое наполнено чем-то

68). Случайное -- это то, небытие чего возможно; возможность небытия невозможно представить себе смены: быть -- не быть

69). Возможность вещи можно доказать, только подкрепляя понятие этой вещи, соответствующим ему созерцанием

70). Возможность вещи нельзя доказать ссылкой на одно лишь отсутствие противоречия в понятии вещи

71). Понятие ноумена, взятое в проблематичном значении, является необходимым, как понятие, указывающее пределы применения чувственности (демаркационное понятие)

72)Если реальность представляется только с помощью чистого рассудка, то не может быть противоречия между реальностями; напротив, реальности в явлении могут противоречить друг другу (тело движется в один момент и не движется в другой)

73). Слова понятны нам только в том случае, если им соответствует нечто в созерцании

74). Если мы занимаемся логической рефлексией, то мы сравниваем в рассудке только свои понятия

75). Так как в понятии о вещи отвлекаются от многих необходимых условий ее созерцания, то отсюда... делается вывод, будто то, от чего отвлекаются, вовсе не существует, а вещи приписывается лишь то, что существует в ее понятии

комм: ошибка, свойственная многим ученым, озвученная в свое время Знайкой ("то, чего не известно науке, того не существует"), на что ему резонно возразил Смекайло: "Есть многое на свете, друг мой Знайка, что и не снилось нашим мудрецам"

76). Нельзя утверждать, будто все реальности находятся в согласии друг с другом, только потому, что между их понятиями нет никакого противоречия

77). Всяким делением уже предполагается разделенное понятие

комм: т. е. деление предполагает отпочковывание частных понятий от более общих

78). Одна лишь форма содержания без субстанции сама по себе есть не предмет, а только формальное условие предмета (например: форма и субстанция)

79). Истина или видимость находятся не в предмете, поскольку его созерцают, а в суждении о нем, поскольку его мыслят

80). Требование объяснить, каким образом предметы сами по себе подчиняются принципам и должны определяться лишь понятием, представляется абсурдным

81). Разум есть способность придавать нашим знаниям логическую форму, а именно: подчинять низшие правила высшим (условия которых охватывают условия первых)

82). Из того, что человек никогда не будет поступать адекватно тому, что содержит в себе чистая идея добродетели, вовсе не следует, будто эта идея есть химера

83). Устанавливая законы того, чтО должно делать, было бы в высшей степени предосудительно заимствовать из из того, чтО делается

84). Человек не совпадает с идеей человечества, хотя носит ее в душе, как прообраз своих поступков

85). "Я" -- трансцендентальный субъект, который познается через его предикаты -- мысли и о котором, если его обособить, мы не можем иметь никакого представления

86). Скептицизм -- принцип искусного и ученого невежества, подрывающий основы всякого знания, чтобы нигде не оставить ничего достоверного и надежного в нем

87). Всякий, встречающийся [в науках] вопрос должен допускать ответ на основании того, чтО уже известно, так как ответ должен возникать из тех же источников, что и вопрос

88). Однако эмпирическая истинность явлений в пространстве и времени внешне достаточно установлена и отличается от мечты, если [даже] и то и другое правильно и целиком связано друг с другом в опыте по эмпирическим законам

89). В эмпирическом регрессе не опыта относительно абсолютной границы, стало быть относительно условия, которое было бы эмпирически абсолютно безусловным

90). Я имею мироздание всегда только в понятии, но никоим образом не [как целое] в созерцании

91). Человеку присуща способность самопроизвольно определять себя независимо от принуждения со стороны чувственных побуждений

92). От причинной связи явлений нельзя ожидать первоначального действия, благодаря которому происходит нечто такое, чего не было раньше

93). Сколько бы ни было естественных мотивов, побуждающих меня к хотению... они не могут породить долженствование

94). Рассудок может о природе только то, что в ней есть... Невозможно, чтобы в природе нечто должно было существовать иначе, чем оно действительно существует

95). Причинность разума не возникает и не начинается в определенном времени, чтобы произвести действие

96). Как идея дает правила, так идеал служит образцом для полного определения своих копий

97). У нас нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения божественного человека в нас, с которым мы сравниваем себя, оценивая оценивая себя, и благодаря этому исправляемся, никогда не будучи однако в состоянии сравниться с ним

98). Нельзя мыслить отрицание определенно, не полагая в основу противоположного ему утверждения: невежда не имеет никакого понятия о свое невежестве, поскольку он не имеет понятия о науке

99). Если что-то существует, то необходимо допустит также, что это нечто существует необходимо

100). Но безусловная необходимость суждений не есть безусловная необходимость вещей

101). Если отрицается предмет вместе с субъектом, никогда не может возникнуть противоречия, каков бы ни был предмет

102). Если мы хотим мыслить существование только посредством чистой категории... мы не можем указать никакого признака, чтобы отличить его от простой возможности

103). Осознание нами существования всякого предмета целиком принадлежит единству опыта и достигается посредством связи его с каким-либо из моих восприятий по эмпирическому закону

104). Человек столь де мало может обогатиться знаниями с помощью одних лишь идей, как мало обогатился бы купец, который желая улучшить свое имущественное положение, приписал бы несколько к своей кассовой наличности

105). Многие силы природы, обнаруживающие свое существование определенными действиями, остаются недоступными нашем исследованию, так как мы не можем проследить из достаточно глубоко путем наших наблюдений

106). Допустив существование чего-то, нельзя избежать вывода, что нечто существует необходимо; с другой стороны, какова бы ни была существующая вещь, ничто не мешает мыслить ее небытие

107). Поскольку всякая фигура не может не рассматриваться как ограничение единого пространства, то пространство принимается за предмет, самодеятельно существующий и безусловно необходимый

108). Особенность идеи в том и состоит, что никакой опыт никогда не может быть адекватным ей

109. [Разум] не может быть сомнениями утонченной и отвлеченной спекуляции: ему достаточно одного взгляда на чудеса природы и величие мироздания, чтобы избавиться, как от сновидения, от всякой мудрствующей нерешительности

110). many things operate upon [our passions] by means of the idea and supposition of power, independents of its actual exercise (Юм)

111). Знание, пытающееся выйти за пределы возможного опыта и тем не менее связанное с высшими интересами человечества, оказывается... иллюзией... обманывающей наши ожидания

112). Спекулятивное доказательство никогда не оказывает какого-либо влияния на обыденный человеческий разум

113). Безусловное никогда не встречается в опыте и находится только в идее

114). Для полного понимания того, что дано в явлении, нам нужны основания, а не следствия

115). Абсолютное целое для ряда условий всегда безусловно. Однако такое безусловное само по себе есть проблематичное понятие

116). Мораль [должна] все свои принципы вместе с практическими следствиями дать... in concreto, по крайней мере, в возможном опыте

117). Пространство есть форма внешнего созерцания, а не действительныц предмет, который можно было бы созерцать внешне

118). Простое не может быть дано ни в каком созерцании

119). Части пространства возможны только в целом, а не целое обращуется посредством частей

120). Заключить от сложного к простому можно лишь в отношении самостоятельно существующих вещей

121). Акциденции состояния не существуют самостоятельно

122). Без изменений мы бы даже не имели представлений о времени (временнОм ряде)

123). Случайным называется то, противоречащее чему возможно

124) Начало есть существование, которому предшествует время, когда этого начала еще не было

125). Существование определенного ряда не может быть необходимым, если хотя бы один его член не обладает сам по себе необходимым существованием

126). Если наша воля несвободна... то моральные идеи так же теряют всякую значимость

127). Обычный рассудок считает понятным все, что ему известно благодаря частому применению

128). Человеческий разум... допускает только такие принципы, которые не мешают быть в одной системе с уже имеющимися у него знаниями

129). Время не может быть определением какой-либо вещи в себе

130). Явления сами по себе вне наших представлений есть ничто

131). Я имею мироздание в целом только в понятии, но никоим образом в созерцании

132). Нельзя сказать, что мир конечен, т. к. абсолютная граница эмпирически невозможна

Нельзя утверждать, что мир бесконечен, ибо его бесконечность не может быть дана эмпирически

133). Разложением в пространстве не может быть устранено какое-либо сложение; ибо пространство, кроме сложения не имеет ничего самостоятельного. Ergo, устранив пространство, мы устранили бы само сложение

134). В теле содержится бесконечное количество частей, то есть они даны, но не дано само деление

135).

136). От причинной связи явлений нельзя ожидать первоначального действия, благодаря которому происходит нечто такое, чего не происходило раньше

137). Невозможно, чтобы в природе нечто могло существовать иначе, чем оно существует

138). Мы не можем спрашивать, что должно происходить а природе, как не можем спрашивать, каковы должны быть свойства круга

139). Основанием для действия природы служит одно лишь явление, основанием для возможного поступка -- одно лишь понятие

140). [Разум] спонтанно создает себе собственный порядок исходя из идей, присобачивая к ним эмпирические условия и сообразно им объявляя необходимыми поступки, в отношении которых он предполагает, чтО может содержать их причину

141). Хотению, которое всегда обусловлено, противостоит долженствование, которым разум сам определяет меру и цель

142). Все поступки человека в явлении определяются из его эмпирического характера сообразно естественному порядку

143). Разум не есть явление и не подчинен никаким условиям чувственности

144). Разум определяет состояние, но не определяется им

145). Из опыта никогда нельзя заключить, к чему-то такому, что дОлжно мыслить совершенно несогласно с законами опыта

146). Мы не можем познать из одних лишь априорных понятий возможность какого-то бы то ни было реального основания или причинности

147). На эмпирическое применение разума не влияет допущение чисто умопостигаемой сущности

148). На эмпирическое применение разума также не влияет допущение вне ряда умопостигаемой причины


Рецензии