Ч. 1 Корабли называли и в честь лейтенантов

Во время моей службы в военной приёмке на Урале у меня была прекрасная возможность читать литературу на английском языке по военно-морской тематике.

Спрашивается, где море и где Урал!
 
Ларчик открывался просто: предприятие, где я работал, занималось военно-морской тематикой, поэтому в головной отдел научно-технической информации (ГОНТИ) поступали книги и журналы на английском языке, которые и в столице не везде найдёшь.
 
В личное время в качестве ответной любезности за пользование этой литературой я делал для ГОНТИ переводы отдельных статей и даже одной толстенной книги по математической статистике.

С переездом в Германию появилась возможность заказывать и читать литературу, издаваемую в Европе и в Америке.

Без книг я не представляю себе жизни. Меня всегда увлекала военно-морская история, особенно девятнадцатого века.

Когда пишешь на историческую тему, одно часто цепляется за другое, нередко тебя уводит в сторону, когда встречается что-то интересное.

Сейчас я помещаю материал о флоте во время правления Александра II, в частности, пишу об Американской экспедиции русского флота в 1863-1864 годах, но неожиданно для самого себя ушёл от темы в двадцатый век.
 
В Гражданскую войну в США отличился бывший торговый моряк Джон Винсент Джонстон, родом из Цинциннати, штат Огайо. Во время Гражданской войны многие торговые моряки поступали добровольцами в военно-морской флот Союза северных штатов.

Часть из них руководствовалась не столько высокими патриотическими мотивами, сколько пониманием того, что на кораблях имелось больше возможностей уцелеть, чем в кровавых сражениях на суше.

Джон служил первым штурманом на канонерской лодке «Сент-Луис».

Он проявил 6 февраля 1862 года большую храбрость  и сообразительность при взятии форта южан «Генри» на реке Теннесси. Командование оценило заслуги моряка и назначило его руководить объединённой экспедицией армии и флота по захвату опорных пунктов на Теннесси, имевших стратегическое значение.
 
За военные успехи и мужество, проявленные в этих боях, гражданскому моряку присвоили звание  лейтенанта-добровольца и назначили командовать канонерской лодкой «Форест Роуз» на реке Миссисипи.

Он и там отличился, отразив атаку рейдеров Конфедерации на позиции северян у селения со странным названием (в переводе) «Водонепроницаемое».

Джонстон уволился с военной службы 23 июня 1864 года,  решив, что с него достаточно подвигов, а больше искушать судьбу не стоит.

Он умер 23 апреля 1912 года в Сент-Луисе, штат Миссури. Вот и всё, что мне удалось узнать об этом человеке.

В советском Военно-морском флоте эсминцы называли именами прилагательными, каждая серия начиналась с одной буквы, например, буквы «С»: Сообразительный, Степенный, Смотрящий, Совершенный … (исключение составляли старые эсминцы, названные именами выдающихся советских партийных и государственных деятелей).

Во флоте США эсминцы называли именами моряков, но поскольку адмиралов на всех не хватало - кораблей строили огромное количество - то добрались и до лейтенантов.

Так в американском флоте появились два эсминца с именем «Джонстон» в честь того самого лейтенанта Джона Джонстона.

У нас в стране мало людей знают о том, что во время Второй мировой войны происходили грандиозные сражения на морях и океанах. Это следствие замалчивания участия союзников во Второй мировой войне, даже о ленд-лизе говорилось всегда сквозь зубы.
 
В одном из грандиозных морских сражений принял участие и эскадренный миноносец «Джонстон» с бортовым номером DD-557. Он относился к классу эсминцев типа «Флетчер», так назывался головной корабль серии по имени американского адмирала.

ДД-557 был прекрасным кораблём для своего времени: хорошее вооружение, скорость – 38 узлов. При скорости 15 узлов запас топлива обеспечивал дальность плавания 7500 миль (12000 километров). Штатная численность команды составляла 329 офицеров и матросов.

Есть некоторые отличия в цифрах, приводимых в других источниках, но не будем придираться.

Броня на корабле была такая, что защищала только от небольших осколков. Короче говоря, у моряков была такая же защита, как если бы они находились в жестяной банке.

Историю корабля я прочитал в книге Роберта Паркина «Blood On The Sea: American Destroyers Lost In World War II» издания 1995 года («Кровь на море: американские эсминцы, погибшие во Второй мировой войне»).

В боях погибли двадцать пять кораблей этого класса. Пятнадцать из них потопили
японские лётчики-камикадзе.

На фотографии: лейтенант-доброволец Джон Джонстон

Продолжение http://proza.ru/2023/05/30/797


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Владимир!
Обожаю читать о рыбалке, охоте,
наверное, именно потому, что это
совершенно инородный для меня мир.
Тема кораблей в Вашей публикации
для меня совершенно незнакомая,
интереснейшая сфера.
Очень поддерживает интерес и Ваше
безупречное документально-художественное,
очень информативное повествование.

Спасибо. С уважением и добрыми пожеланиями,

Дарья Михаиловна Майская   31.05.2023 14:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Дарья!
На Прозе много моряков, у которых масса интересных произведений. То, о чём пишу я - на любителя истории.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   31.05.2023 21:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.