10 Граница Света. Конец Старого Света и Новый Свет

Евангелие от Дарвина или эволюция доверия.

В начало: http://proza.ru/2023/05/17/1409

- 10 -

Граница Света. Конец старого Света и Новый Свет.

Важнейшими из добродетелей в христианстве на протяжении веков являлись аскеза и исполнение заповедей. Каждодневные молитвы, упражнения в самодисциплине, самоограничения, исполнение обетов воздержания и иные умерщвления плоти укрепляли дух и волю.
Народонаселение неуклонно росло, а производительность сельского хозяйства нет. Частые неурожаи приводили к полуголодным зимам и голодным летам. Обеспечить населению всё более возрастающего удовлетворения потребностей было практически невозможно. Посты, воздержание, монашество были призваны помочь верующим спасти бессмертные души, а заодно и ограничить потребление. Любые излишества, желание не то, что роскоши, но простого комфорта, считалось греховным. Любые потакания человеческой природы, стремление к богатству воспринималось как утрата связи с Богом.

Аскетизм не только спасал души верующих и, снижая потребление, позволял прокормится большему числу людей, тем самым способствуя росту народонаселения, но вместе с тем препятствовал развитию экономики. Когда большая часть потребителей постящиеся верующие, им не продашь сметану, масло и нежный йогурт «Данон» с клубничной начинкой. Когда проповедники, подражая Савонароле, призывают паству отказаться от роскоши, им не продашь мебель в стиле ампир, золотые сережки или Айфон последней модели. Верующие спасают души, им Айфон не нужен.
Однако ничто не постоянно под луной. В отдельных уголках Европы жизнь постепенно становилась лучше, становилась веселей. «В Италии новое экономическое и культурное развитие происходило более интенсивно, чем в Центральной и Западной Европе, и оказывало более заметное влияние на философию, искусство, на весь образ жизни. Именно в Италии человек впервые вырвался из феодального общества и разорвал те узы, которые одновременно и придавали ему чувство уверенности, и ограничивали его…

Тот факт, что в Италии средневековое общество начало разрушаться раньше, чем в Центральной и Западной Европе, имеет целый ряд экономических и политических причин. Среди них и географическое положение Италии, и торговые преимущества, вытекавшие из него, когда Средиземное море было торговым путем для Европы; и борьба между папами и императорами, в результате которой возникло множество независимых политических образований; и близость к Востоку, благодаря которой ряд технологических знаний, важных для развития промышленности, например шелковой, попали в Италию гораздо раньше, чем дошли до остальной Европы».
Итальянский религиозный деятель и фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498 гг. Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола до того, как прийти к власти, назначал свои проповеди в те самые часы, когда в городе организовывались балы и маскарады. Народ, как это ни странно звучит сегодня, предпочитал веселью вдохновенные речи проповедника, который ещё и утверждал, что «слова эти недавно сошли с небес».
Как в то же самое время внимали каждому слову какого-нибудь блаженного в далекой России, точно также флорентийцы слушали Савонаролу, который, стремясь к нравственному возрождению Флоренции, призывал каждого раздать всё своё имущество бедным и убогим. Всё бы ничего если бы он не договорился до того, что начал критиковать Папский престол: «Рим — это Вавилон, - утверждал он. - Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию.»

Этот период в истории называют эпохой Возрождения. Расцвет его в Италии приходится на XV—XVI века, в котором выделяют Высокое Возрождение, продлившееся от конца 1490-х годов, до первой четверти XVI века.
«Возрождение было культурой богатого и сильного класса, который оказался на гребне волны, поднятой штормом новых экономических сил. Простой народ, которому не досталось ни нового богатства, ни новой власти, превратился в безликую массу, потерявшую уверенность своего прежнего положения… Возрождение было культурой не мелких торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров. Их экономическая деятельность, их богатство давали им чувство свободы и сознание индивидуальности. Но и они тоже понесли потерю: они потеряли ту уверенность и чувство принадлежности, которые обеспечивала им средневековая социальная структура. Они стали более свободны, но и более одиноки. Они пользовались своей властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости, до последней капли; но при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри собственного класса. Все человеческие отношения были отравлены этой смертельной борьбой за сохранение власти и богатства» .
Да, у Италии были преимущества в связи с её выгодным географическим положением и с тем, что в Риме находилась резиденция Пап, но возникли эти преимущества не в XV веке и уж точно не в последнее его десятилетие.  В это время, а если быть точнее в 1492 году, произошло два события, которые так сильно подхлестнули ход событий, что стали поворотными в истории, повлияв на всё последующее культурное и экономическое развитие Европы.
За несколько лет до того, как Савонарола начал свой крестовый поход в борьбе с роскошью и потребительскими настроения флорентийцев, на поиски нового маршрута в Индию отправился Христофор Колумб.

С открытием Америки началась золотая эра Европы. Нужда в товарах из Индии и Китая никуда не делась с освоением нового континента. Зато несметные богатства новых земель стали приносить баснословный доход. Учитывая то, что населяли те далёкие земли неверные, что в тогдашних понятиях лишало их права считаться людьми (впрочем, сомневаюсь, чтобы многое в этом изменилось с тех пор в отношении более современных религий), то богатства можно было забирать у них даром.
Дармовщина, как это не парадоксально, обходилась все равно недёшево: корабли тонули в штормах, их топили пираты. Для удешевления и распределения рисков возникли со временем акционерные общества, кредит и банки. Чтобы плавание в океане было менее рискованным развивались кораблестроение, астрономия, физика и математика, строились верфи и университеты. Так открытие Америки обернулось для Европы источником ее могущества, процветания и научного прогресса.
За века европейцы настолько освоились с этим делом, что Адам Смит назвал одной из неотъемлемых черт человеческой натуры «склонность к мене, торговле, обмену».  Очень может быть, что так. Но вот ведь беда, всестороннему развитию этих склонностей мешала слишком фанатичная аскетичность верующих и засилье католической церкви. 
И тут, очень кстати, случилась Реформация. В то самое время, когда в Америке только начиналась конкиста; когда Хуан Понсе де Леон только обнаруживает месторождения золота на территории, которой даст имя Флорида и объявит испанским владением, а Фернандо Кортес еще не вошёл со своим отрядом в Теночтитлан и не захватил императора Монтесуму, начав тем самым эру испанского владычеству в Мексике и Центральной Америке, в Европе началось брожение, вылившееся в религиозную реформу.

Если верить легенде, то в 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов» (факты говорят о том, что отправил он их письмом к архиепископу, но это не так аллегорично). В этих тезисах он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви. Католический мир, объединенный в свое время под эгидой Папства раскололся. Религиозные войны захлестнули Европу. Католики и протестанты всех стран континента вступили в непримиримую борьбу, из которой век спустя Европа вышла преображенной: немного более веротерпимой, а, главное, устаревшие феодальные экономические отношения уступили в отдельных странах позиции обновленным капиталистическим.
Вот так интересно бывает с историей. Гугеноты, лютеране и кальвинисты борются дружно против произвола Пап, церковной иерархии и продажи индульгенций, а в итоге борьба приводит к таким позитивным сдвигам, как развитие промышленности, накоплению капитала, который вкладывается в торговлю и производство. Протестантские государства со временем начинают опережать в экономическом развитии католические, чему способствует утверждение протестантской трудовой этики и более позитивное отношение к богатству, и в качества триумфа протестантские Нидерланды подвигают католическую Испанию по всем направлениям, и в особенности в торговле с Новым Светом.
Борьба с диктатом Папства и католической централизованной иерархий – это огромное достижение. Бесспорно, в основе движения было стремление к свободе и недоверие к религиозным институтам. Здесь мы видим наконец-то вполне отчётливый пример стремление к свободе с одной стороны, а с другой - дефицит доверия к католическим властям. Что здесь причина, а что следствие вопрос риторический.
Ну а как дела с жаждой признания? Вполне возможно, что борьба с Папским произволом отчасти питалась и чувством собственного достоинства местных элит, но если посмотреть чуть шире, то возможно найдутся и иные внутренние механизмы данного процесса.
 
Уже упомянутый Савонарола 1 августа 1490 года произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, а также о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Савонарола бичевал людские пороки, призывал к покаянию и предрекая Италии Божьи кары за её грехи.
Сегодня любой читатель может подумать, что так всегда попы запугивали неграмотных прихожан, но, говоря о скорой каре, Савонарола мог назвать точную дату: 1 января 7001 года по Византийскому летоисчислению.
Дело в том, что в конце XV века вся Европа была взбудоражена в ожидании события вселенского масштаба. Не много, ни мало ожидалось второе пришествие Христа. В 7000-м году по эре «от Адама» должен был наступить конец света согласно пророчествам, основанным на предсказании, что «сей мир сотворен на 7000 лет».

Уверенность в конце света была настолько сильная, что даже все пасхалии были рассчитаны только до 31 декабря 700о года от сотворения мира (1 сентября 1492 года по Григорианскому календарю), о чём в конце делалась приписка: «Сие лето на конце явися, в оньже чаем всемирное торжество пришествие Твое». В предшествующий концу света год многие поля остались не засеяны, отчего случился голод.
Если в воображении рисуется что-то похожее на ожидание конца света в 2012 году, когда большая часть населения с легкой иронией наблюдала за нагнетаемой желтой прессой истерией, то это совсем не так. Во-первых, это не было ожидание полное ужаса, напротив, в этом событии верующим виделась надежда на что-то невероятно важное, полное обновление и переход на новую ступень бытия.
А во-вторых, ожидание носило настолько всеобъемлющий характер, что даже в далеком от Рима и католической церкви Московском княжестве в преддверии этого грандиозного события проводилась «всеобщая инвентаризация всех и вся». Иван III затеял перепись вверенных ему подданных, но когда 1 марта – в день, который на Руси считался началом года и соответственно оканчивался 7000 год, Второго Пришествия не случилось, то срочно сменили летоисчисление от Константинопольской эры (она же древнерусская эра) на Византийскую эру, согласной которой Конец Света должен был случиться несколько позже.
Как известно, Конец Света так и не случился, и это повергло одних верующих в недоумение, других - в разочарование. Разочарованные начали сомневаться в авторитете трактующих Библию, тем более что оснований сомневаться предостаточно давал сам Папский престол.  После смерти Папы Иннокентия VIII в период 6—11 августа 1492 года состоялся Папский Конклав, на котором кардинал Родриго Борджиа был избран в качестве Папы Александра VI.
Избрание печально известно тем, что Борджиа будто бы купил голоса своих избирателей, а позднее Италия наполнилась слухами о кровосмесительной связи дочери понтифика Лукреции с отцом и тремя братьями. Также современники подозревали, что, нуждаясь в деньгах, папа травил ядом богатых кардиналов, чьё имущество после их смерти по традиции возвращалось в папскую казну. Скорее всего, большинство слухов ни имело под собой оснований, но сильно подрывало авторитет церкви.
Насколько все эти слухи соответствовали действительности? Избранный Папа Александр VI происходил из влиятельного испанского рода Борджиа, а Испания в тот момент была самой влиятельной католической державой, с открытием Америки ещё и ставшей могущественной Империей. Авторитет Испании был тогда так велик во всем католическом мире, что сегодня с ним может сравниться разве что влияние в мире Соединенных Штатов Америки. Теперь представьте себе, что социальные сети наполнились сообщениями о том, что авторитетнейший американский деятель никогда бы не смог занять пост Генерального секретаря ООН, не подкупив все делегации. Согласитесь, это смешно. Когда некая страна является абсолютным авторитетом в мире, нет ничего более естественного чем то, что во главе мировой организации встает её представитель. Авторитет важнее денег. Для той эпохи все эти истории про подкуп и кровосмешения настолько кощунственны, что хуже ничего придумать нельзя. В жизни всякое случается, но когда сплетни так безобразны и одновременно настолько же абсурдны, то невольно наводят на мысль об одной из первых информационной компании по дискредитации.   
Для многих верующих разочарование от несостоявшегося прихода Спасителя, вылилось в предположение о том, что Конец Света всё же состоялся, просто никто этого не заметил или попросту забыли оповестить. Во всяком случае идеи Апокалипсиса ещё очень долго не отпускали культурную элиту Европы. Альбрехт Дюрер создал в 1496—1498 годах серию из 15 гравюр под общим названием «Апокалипсис», иллюстрирующую Откровение Иоанна Богослова. Цикл Дюрера вызвал большое число подражаний, наиболее известным среди которых стала серия из 28 гравюр к Апокалипсису Жана Дюве (1546—1555).
Тема смерти нашла отражение в многочисленных картинах циклов «Пляски Смерти», «Танец Смерти». Питер Брейгель в 1563 году (спустя семьдесят лет) пишет картину «Триумф смерти», на которой изображает гибель мира, где армия скелетов сеет ужас, хаос и смерть, под похоронный бой колоколов. Кто-то пытаются дать отпор, а кто-то играет на лютне, предпочитая не замечать происходящее. Большинство искусствоведов сходятся во мнении, что в «Триумфе смерти», как и в других работах схожей тематики Брейгель выразил общественные настроения тревоги и неопределённости, царившие в суровой атмосфере Испанских Нидерландов накануне Нидерландской революции.
Как правило поэты и художники отражают общественные настроения, во всяком случае, известными становятся только те произведения, которые наиболее глубоко затрагивают то, что беспокоит современников и будоражит чувства потомков.   


Семь тысяч лет от сотворения мира, это по новому летоисчислению 1492 год. Да, это тот самый год, в котором Христофор Колумб вывел три судна — «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» из гавани испанского города Палос-де-ла-Фронтера.
Освоение Нового Света толком ещё не началось. Ещё только распространялись слухи о несметных богатствах и бесконечных золотых россыпях заокеанских земель, а все добропорядочные соседи Испанского королевства уже задумались: «И это всё достанется одной Испании? Почему Бог отдал всё испанцам, когда все европейцы так же истово молились, постились и исправно платили десятину Папе?»
Злые языки скажут, что людьми двигала банальная зависть к Испании, а я скажу, что, на самом деле, движущей силой было стремление к справедливости. Так как сомневаться в Боге честные верующие не могли, то обделённость его вниманием они объясняли плохим посредничеством. Мало того, что у бедных, еле сводящих концы с концами, бюргеров часть их ничтожных доходов отбиралась на постройку роскошного Собора Святого Петра в далёком Риме, так и ещё эти иерархи нечестно нашёптывают Высшему Существу в пользу Испании.
Это величайшая несправедливость, на борьбу с которой встали все честные люди в большинстве европейских государств. Стартовав в германских землях, реформация распространилась на Данию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Шотландию и Нидерланды. Англию тоже уговаривать не пришлось. Генрих VIII сам возглавил религиозную реформацию в стране, порвал с Ватиканом, и уже в 1534 году его парламент принял «Акт о супрематии», по которому монарх был провозглашён главой англиканской церкви.

Протестующих можно понять. Мало того, что католическая церковь являлась одним из самых богатых землевладельцев и получала со всех концов континента от прихожан церковную десятину, так ещё и придумала сверх того брать деньги за индульгенции от грехов. Глядя на то, куда шли все эти деньги, желание вносить свою лепту во всю эту роскошь у граждан Нидерландов, трудолюбивых и привыкших считать каждый пеннинг (нидерл. penning – 1/16 стювера (нидерл. stuiver), или 1/320 серебряного гульдена) становилось всё меньше. Так ещё и испанскому королю нужно платить непомерные налоги.  Куда справедливей эти средства оставить на местах и направить в качестве инвестиций в собственную экономику. 
Отказ платить десятину церкви и подчинятся Риму – это в первую очередь акт справедливости. Общая растерянность от обещанного, но несостоявшегося, от продолжающейся неопределённости в настоящем и недоверие к заступничеству Рима перед Господом привело к полному разрыву с Ватиканом, после чего каждый протестант сам мог обратиться к Богу, тем самым восстановив высшую справедливость.

Дошло до того, что лозунгом гёзов (так называли протестантов - участников антииспанского восстания в Нидерландах) стал «Лучше турки, чем Папа». В бой они шли с красным знаменем с полумесяцем, напоминающее турецкое знамя. Самого же Папу римского они, как и все протестанты, стали считать Антихристом, приход которого согласно пророчествам непосредственно связан с Концом Света, что превращало малопонятные религиозные распри о различном понимании отдельных строк Писания в освободительно войну от власти Антихриста.
Когда мы слышим про разделение мира на части света, то более-менее понимаем, что под Старым Светом понимается Европа, Азия и Африка, а под Новым Светом – Южная и Северная Америки. Энциклопедии вам скажут, что деление суши на части света сложилось исторически и приведут кучу малозначительных версий о том, что идея принадлежит будто бы Америго Веспуччи в 1503 году или даже ещё раньше испанскому историку Пьетро Мартире д’Ангьера.
Вся эта несуразица закончится сразу, как только между этими терминами, возникшими благодаря путешествию Колумба в 1492 году, вставите ожидаемый всем христианским миром в том году Конец Света.

Свет – это не географическое понятие. В астрономии есть понятия световой год, которое вмещает в себя одновременно и расстояние, и время, необходимое свету для преодоление этого расстояния. Без солнечного света невозможна жизнь, а в христианстве свет имеет очень емкое значение, включающее в себя важнейшую составляющую сотворения мира: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Бытие. 1:3-4); и Внутренний Свет, исходящий от Творца и наполняющий человеческую душу.
Что в науке, что в религии за светом признается основополагающая роль для жизни и вместе с тем отправная точка для того, что мы понимаем под временем. Так что не столько географическая граница разделила Старый и Новый Свет, а ассоциируемая с открытием новых земель и новых возможностей смена эпох, отчетливо осознаваемая современниками, охотно использовавшими эти термины, и со временем совершенно забытая.

Если кому-то кажется, что автор пытается натянуть свет на глобус, напомню исторический эпизод. В правление Ивана Третьего, после того как буквально за полгода до того уже сменили календарь и дату начала года с 1 марта на 1 сентября, а Второе Пришествие так и не случилось, то очень знающие богословы посовещались и пришли к выводу, что просто-напросто у Бога один день как тысяча лет, и поэтому зря все ждали Конца Света так рано. Пророчество о том, что мир сотворен на 7000 лет неправильно прочитали, на самом деле нужно читать «за» вместо «на», после чего всё встает на свои места. Понимаете? Мир сотворен не на 7000 лет, а за 7000 лет! И, следовательно, ничего страшного не произошло - всего-то на всего завершился процесс сотворения мира.
Да, именно так - в 1492 году (7000 год от сотворения мира) Бог всего лишь закончил творить мир. Следующий 1493 год в Московии стал первым по новому календарю. Так начался новая эра и новый отсчёт лет «от завершения сотворения мира», а все, что было до этой даты, стало считаться «от начала сотворения мира».
Ни больше и не меньше. Не имея возможности подобного Испанской католической монархии открыть новый континент и с этим открытием связать начало новой эпохи в 1492 году не менее, а может быть и более религиозное православное Московское княжество ввело новое летоисчисление, ознаменовавшее конец сотворение мира.

Кратко. 1492 год стал поворотным для Европы. Открытие Америки подтолкнуло экономику, науку и финансы и продолжало толкать на протяжении веков, а несостоявшийся Конец Света подорвал доверие к авторитету Церкви, до этого непоколебимого. Если Церковь может ошибаться в таких судьбоносных событиях то, где уверенность в том, что и со всем остальным всё безукоризненно? Реформация нанесла удар по структуре, обеспечивающей единство феодальных государств, в результате которого одни державы двинулись в сторону абсолютизма, а другие приступили к либеральным реформам.   


Рецензии