2 Глава. Нарьян-Мар мой, Нарьян -Мар
повесть
Север ищет людей —
не рвачей, не шальных летунов…
На ветру холодей,
уходи от пленительных снов.
В заполярной пурге
ты себя к испытаньям готовь:
отношенье к тайге —
ведь не с первого взгляда любовь!
Погружайся в дела,
и сомнений спадет пелена:
так любовь тяжела.
что приходит не сразу она.
Но уж если придет,
так на всю обязательно жизнь,
и тогда — твой черед:
за любовь, за работу держись!
Ремеслом овладей,
и тайгу не оставишь вовек…
Север ищет людей. ..
Здесь находит себя человек!
Николай Малышев
Глава 2.
Иногда поднимался сильный ветер, который сбивал с ног. Белая вьюга разыгрывалась зимою очень часто. Между бараками были протянуты веревки, и люди ходили по веревкам. Были случаи, пурга поднимала и уносила человека. Собственно, и сейчас, читая новости Нарьян -Мара, попадаются вот такие происшествия «в пургу унесло человека».
Снежная королева на этой широте чувствует себя дома. Зато, когда заканчивались метели, небо нас награждало невиданным по красоте зрелищем северного сияния- мерцающие поля зеленого и фиолетого цветов перекатывались по небосводу как по мановению дерижерской палочки.
Вот как не поверить богам ненцев? Главный ненецкий бог - Нум -верховное существо. Он -повелитель Солнца и Неба, творец всего живого на земле, Нум все видит, все знает, и поэтому человек не должен допускать не только плохих поступков, а и плохих мыслей. Жена Нума – ЯМиня - верховое божество, семьи и женщин, положившее начало жизни на земле. Нуму противостоит Нга - брат бога Солнца, божество, олицетворяющее злое, темное начало. Он живет под землей, в темноте, за семью слоями вечной мерзлоты, он хозяин Нижнего мира. В Среднем мире хозяйничают природные земные божества: Пэдара Ерв - хозяин леса, Ту Ерв - хозяин огня, Яв’ Ерв -хозяин моря, Ид Ерв - хозяин воды. Такой вот семейный клан, как у богов Олимпа.
Район вечной мерзлоты и полярных ночей- когда солнце не появляется на горизонте ни на секунду.И так длится пару недель в декабре, затем - о радость! появляется на минуту, на пять, на десять! Затем точно второго мая наступит полярный день- солнце будет не заходить 3 месяца. Вот что тяжелее? Все же человеку привычнее смена дня и ночи, как смена бодрости и наступления часов отдыха и сна.
Жили мы семьей сначала на буровой. Отец- буровой мастер, начальник буровой- "хозяин" на языке нефтяников и на нем лежала огромная ответственность. И вот случилась нештатная ситуация.Спущенные и зацементированные в землю трубы под огромным давлением земля вдруг начала извергать из себя, выплевывать обратно.
Видимо, ненецкому богу Нга не понравилось ситуация с вторжением в его подземное царство!Что-то пошло не так, выброс инструмента, и скважина зафонтанировала. Авария! Огромная коричневая струя под высоким давлением бьет прямо в небо.
Срочно женщин и детей погрузили в вертолет и отвезли в какой-то дружественный нам жилой чум. Чум — традиционное жилище ненцев. Это мобильная, лёгкая, сборно-разборная конструкция, идеально приспособленная для проживания в тундре, и состоит из двадцать пять- сорок шестов, занимаются установкой чума женщины и подростки -девочки. Они самостоятельно устанавливают свой дом в форме конуса и покрывают шкурами оленей. Так повелось издревле. Внутри чума -печурка, которая служит и для приготовления пищи, и для отопления. Форма конуса помогает чуму противостоять метелям и сильным ветрам, а также способствует тому, чтобы снег сам скатывался вниз.
А мужской дом -тундра! Охота, рыбалка.
Гостиниц и вообще никакого пригодного жилья для таких случаев тогда не было. Пока мужчины справлялись с аварией, мы, дети, робко сидели в чьем-то приютившем нас чуме (да будет Нум благослонен к его хозяевам!). Терпеливо ждали, пока наши папы справятся.
Прошли долгие часы. Джина, который вырвался из скважины, смогли затолкать опять вовнутрь. Скважину заглушили и авария была устранена. За нами прилетел вертолет и отвез обратно в жилые вагончики при буровой.
Наверху решили, что всему есть предел. Нефтегазоразведочной экспедиции глубокого бурения 5 (НГРЭ-5) было предоставлено жилье. В итоге все семьи геологоразведчиков получили квартиры в деревянных бараках, а иного жилья не было. Без удобств, с печным отоплением.
Так мы и обосновались у самого Баренцева моря, чуть в стороне от Нарьян-Мара в поселочке, который существует и поныне. Обьявили конкурс на название поселка, счастливо выиграло название «Искатели». Да, наши отцы были настоящими искателями и не боялись трудностей.
Жили все вместе- геологи, инженеры, буровики одной практически большой семьей.Это сейчас есть нефтяное месторождение имени геолога Виталия Станиславовича Шмергельского, а для нас, детей, он был"дядей Виталием" и играл иногда с нами...в салочки.
Газ из открытого силами экспедиции в 1968 году газоконденсатного месторождения Василковского еще надо было обуздать, проложить газопровод, и пустить его в город. Это произойдет в 1978 году и станет вехой в развитии нынешней столицы Заполярья, а газовое отопление приведет к бурному развитию города.А пока ледяной барак зимой протапливали огромные печи.
Один из главных бараков поселка Искателей - это и было управление экспедиции, где круглосуточно решались важные вопросы по разведке месторождений нефти и газа - по геологии и бурению разведочных скважин- это и подготовки площадок, и вышкомонтажные работы по установке буровой вышки, подвоз оборудования на буровую, смена вахт, работы по бурению, цементированию, вызову притока нефти и консервации -полный цикл по сдаче скважины под «ключ».
Люди работали днем и ночью в суровых условиях на морозе, и только в минус сорок градусов были так называемые «актированные» дни, на «улице» работа останавливалась. Но и иногда и в минус пятьдесят и в минус шестьдесят людям приходилось устранять аварии.
Коротким же северным летом в два месяца мучали раскисшие дороги, гнус и мошка.
В это время надо было успеть правдами и неправдами перебросить в тундру технику и оборудование. О предприимчивости "разведчиков" слагались легенды, а до промышленной разработки открытых месторождений было еще далеко.
Север держал. Лето и осень короткое -но какие краски дарит природа и свои щедрые дары- голубику, морошку. Нарьян-Мар -в переводе с ненецкого "красный город", центр богатой торговли, здесь тебе и красная, и белая рыба, пушнина и дичь.
Русские летописи свидетельствуют о том, что уже с XII века район Нижней Печоры хорошо был известен. Местные племена — югра, печера — осуществляли меновую торговлю с русскими.
Велика Россия! В 1499 году по указу Ивана III военной экспедицией, возглавлявшейся воеводами Семёном Курбским, Петром Ушатым и Василием Заболотским-Бражником был заложен острог на озере Пустое. Так возник первый арктический ныне исчезнувщий город -Пустозерск.
В течение почти трёх веков -до 1780 года- Пустозерск был административным, торговым, культурным и религиозным центром Печорского края. В Пустозерске было воеводство, располагались приказная изба, таможня, тюрьма, торговые лавки, дом для «рудознатцев», да кабак.
В 1681 году был возведён соборный храм во имя Преображения Господня. В городе жили чиновники и военные, нёсшие государеву службу, население занималось рыбной ловлей, охотой, животноводством, промыслом морского зверя и торговлей.
Именно в Пустозерск был сослан протопоп Аввакум и его сподвижники, почитаемые старообрядцами как святые мученики. Здесь он написал своё "Житие протопопа Аввакума", и здесь был казнен.
Однако в XX веке город потерял свое значение окончательно, и был оставлен, а стоящее в двадцати километрах поселение на Печоре начинает свое развитие, становится удобным торговым центром и речным портом -не было тогда иного пути для доставки угля из Воркутинских щахт, как по реке Печоре.
Специалисты - из Москвы и Ленинграда, из других городов, многонациональная калька СССР была и здесь- преимущественно русские, белорусы, украинцы.
Думали и мечтали о "Большой Земле", как здесь называли свои родные оставленные города.Каждый видел своё в тревожных снах, ежедневная работа по опасности и напряжению сил, пожалуй, была сродни службе в военной обстановке.
«Завтра на Большую Землю!»- смущено-радостно вдруг кто-то заявлял. Радостно - понятно почему, смущенно-потому что он-то уезжал, а все оставались. Но в отпуске народ скучал по работе и с нетерпением ждал возвращения.
Оставались на Севере самые сильные и мужественные люди. Пройдохам, ловкачам здесь было не место, если они и появлялись ненадолго, то быстро исчезали.
Потерять авторитет и уважение среди товарищей здесь тогда было самым гибельным делом.
А иначе было не выжить- Север требует хорошего дружеского локтя рядом, ты должен сделать, что в твоих силах, тогда и ты можешь рассчитывать, что тебе помогут- таковы законы тундры.
В награду Север закалял характер и дарил особое чувство- причастности к большому, важному делу.
фото- банк обоев, благодарность Автору.
продолжение http://proza.ru/2023/05/31/1691 "Королева красоты... 3 Глава"
Свидетельство о публикации №223053000027
http://proza.ru/2011/04/10/592 Очень люблю книгу Олега Куваева "Территория".
С теплом, ВВЧ. http://www.youtube.com/embed/I5Q9FO9TG8s?rel=0&autoplay=1&start=1
ОТ ЗЛОЙ ТОСКИ НЕ МАТЕРИСЬ
Александр Городницкий
От злой тоски не матерись,
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Идет последний караван.
Опять пурга, опять зима
Придет, метелями звеня;
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.
Здесь невеселые дела,
Здесь дышат горы горячо,
А память давняя легла
Зеленой тушью на плечо.
Я до весны, до корабля
Не доживу когда-нибудь.
Не пухом будет мне земля,
А камнем ляжет мне на грудь.
От злой тоски не матерись,
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Ушел последний караван.
1960
Две последние строки куплетов повторяются
Одна из популярнейших песен в арестантской среде, особенно на Севере. Автор, по счастью, точно известен: это поэт Александр Городницкий. По его воспоминаниям, он написал эти стихи в 1960 году, и с тех пор они «ушли в народ»:
«Даже работяги в моей поисковой партии, где я был начальником через год, в 1961 году, среди своих песен это спели, а я был молодой, глупый, и говорю: ребята, это моя песня. Они сказали: еще раз скажешь — и замочим... Даже нашлись «очевидцы», которые сами эту песню своими ушами слышали в лагерях под Норильском в 40-е годы. А в 82-м году на Кольском мне показали могилу автора этой песни (как бы мою собственную), тоже, в бывшей зоне... Они там фамилию называли... Так что песня считается народной. Я несколько лет назад получил письмо из одного лагеря от «творческого актива, где было написано: дорогой Александр Моисеевич, мы очень любим ваши песни, особенно песню «От злой тоски», которую считаем своей. В конце письма идут пожелания творческих успехов и счастья в личной жизни. А в конце написано главное: если что — примем, как родного...»
Текст приводится по фонограмме песни в исполнении самого Городницкого.
Жиганец Ф. Блатная лирика. Сборник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, с. 261-262. Тот же вариант - Блатная песня: Сборник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, под загл. "На материк", без подписи.
Полковник Чечель 09.09.2023 11:55 Заявить о нарушении
Сегодня ты без спирта пьян:
На материк, на материк
Идет последний караван.
Опять пурга, опять зима
Придет, метелями звеня;
Уйти в бега, сойти с ума
Теперь уж поздно для меня.
Золотые слова...
Да, а вот представьте, это ЗАКЛЮЧЕННЫЕ так переживают. Действительно, в геологических партиях люд был РАЗНЫЙ.
А работали и жили там УВЛЕЧЕННЫЕ.
Чем? Об этом в других главах...
http://proza.ru/2023/05/31/1691
Да и сейчас - Север ищет людей- "не пройдох и хапуг"....
Иоанна Максимова 09.09.2023 22:44 Заявить о нарушении