Кто управляет мозгом?

Эта миниатюра из проекта "Чудеса Солнца и реальность контакта". Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Вчера посмотрел выступление в «Прямой речи» Т.В. Черниговской и А.Я. Каплана «Тайные тропы ума человеческого», крупных отечественных ученых, специалистов по мозгу и сознанию, которое я рекламировал в начале мая (см. сборник 3). На нем был затронут вопрос, вынесенный в заголовок этой миниатюры, ему посвящена моя статья «У людей нет свободы воли?».


Т.В. Черниговская, которая много раз говорила об этом на своих публичных лекциях, в двух словах напомнила суть дела. Ученые выяснили, что между принятием решения мозгом что-то сделать и его осознанием нами, как своего желания, есть довольно большая задержка. Не 300 миллисекунд (0.3 секунды), а гораздо больше. Как она выразилась, такое впечатление, что мозг управляет нами, «делая нам ручкой», что, мол, будь спок, ты молодец, ты все делаешь сам. Она сказала, что ей уже надоело об этом говорить и спросила: «Что же с этим делать?» Ее ответ: «Забыть».


После этого А.Я. Каплан предложил следующее объяснение этой задержке, вполне соответствующее моему, о чем я писал в статье «У людей нет свободы воли?», не зная, конечно, о его мнении. Во-первых, он заметил, что примерно 95% того, что происходит в нашем организме и чем управляет наш мозг, мы вообще не осознаем, например, работу большинства внутренних органов. Стук сердца слышим, но не более того. Во-вторых, он взял стакан с водой, стоявший на столе рядом с ним, и поднес ко рту, как будто хочет попить воды. После этого он заметил, что потребность попить воды зародилась в его бессознательном задолго до того, как он ее осознал. Рука – большой орган и нужно провести серьезную подготовительную работу, чтобы можно было должным образом взять стакан, например, надо наполнить сосуды дополнительной кровью и т.д.  Эта подготовительная работа выполняется мозгом и  мы, конечно, ее совершенно не осознаем. Но когда мозг уже все подготовил для того, чтобы попить воды, то это желание осознается человеком и успешно удовлетворяется.


Если предложенное А.Я. Капланом (и мной) объяснение действительно работает во всех случаях и высказано им не для успокоения публики, то шумиха, поднятая учеными вокруг проблемы свободы воли в связи с экспериментами Б. Либета и его последователей по этой задержке, - это просто нелепость, позорище. Хотя в той моей статье я и встал на сторону свободы воли, но на самом деле в связи с моими изысканиями по продолжающемуся ветхозаветному палеоконтакту (см. последние статьи в сборнике 2) она мне нужна лишь частично. 


Мне симпатична идея о том, что то благословение, которое дал Яхве в конце Шестоднева, всей земной живности, кроме растений – плодиться и размножаться, и потом он его повторял в своих заветах (договорах, союзах) с Ноем и всей спасенной им живностью после всемирного потопа, устроенного им, а также и с праотцами, - это не просто благопожелание, которое всерьез могут воспринимать только верующие в него, а остальные как «что-то где-то когда-то написанное». Нет, это нечто более эффективное. В связи с этим мне симпатично думать, что Каплан, конечно, прав, но не всегда, иногда права и Черниговская, но большинству людей об этом лучше не думать. Лучше вообще не знать, как они не знают гигантский объем знаний о них самих, который накопила наука, и, может быть, только поэтому и могут быть счастливы без всяких сомнений, от всей души.
   

Вот конкретный пример того, как мозг действует самостоятельно без запроса со стороны его носителя, именно в связи с этим пожеланием Яхве, который мне нужен в контексте продолжающегося палеоконтакта. Все здоровые и находящиеся в известном возрастном диапазоне мужчины, просыпаясь по утрам, практически каждый день имеют в своем теле очень определенное напоминание о своей «боевой готовности», хотя и не знают, что это именно Яхве шлет им такое напоминание об этой заповеди…  В отличие от самок других млекопитающих у женщин нет физиологических препяствий для круглогодичного спаривания.


Я к тому, что привычного нам субъект-объектного разделения: вот тут вот я, а вон там вон объект - в продолжающемся палеоконтакте с ветхозаветными "инопланетянами" нет.

Эта миниатюра из сборника 2 "Чудеса Солнца и реальность".


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.