Блок. Черный ворон в сумраке снежном... Прочтение

Три послания
          В.А.Щ.




2. «Черный ворон в сумраке снежном…»
 







                Черный ворон в сумраке снежном,
                Черный бархат на смуглых плечах.
                Томный голос пением нежным
                Мне поет о южных ночах.
 
                В легком сердце – страсть и беспечность,
                Словно с моря мне подан знак.
                Над бездонным провалом в вечность,
                Задыхаясь, летит рысак.

                Снежный ветер, твое дыханье,
                Опьяненные губы мои…
                Валентина, звезда, мечтанье!
                Как поют твои соловьи…
 
                Страшный мир! Он для сердца тесен!
                В нем – твоих поцелуев бред,
                Темный морок цыганских песен,
                Торопливый полет комет!
                Февраль 1910






     – «Страшный мир! Он для сердца тесен!» – “Страшный мир” – наименование первой его  книги “тома III”. Их названия – это метки разных миров, разных реальностей. “Страшный мир”  – это мир перепутанных измерений реального С.-Петербурга и  “всемирного града”.
…такого, как здесь – где в “сумраке снежном” “поют соловьи”.

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:

     «
     Заглавие                а. Валентина
                б. Вдвоем

     Посвящение                В.А.Щ.
     »
 
     С катания на лодках прошло два года…
    «Снежный ветер…», «Задыхаясь, летит рысак…» – это о поездке на острова. И… сравните:

« На островах
 
                Вновь оснежённые колонны,
                Елагин мост и два огня.
                И голос женщины влюбленный.
                И хруст песка и храп коня.
 
                Две тени, слитых в поцелуе,
                Летят у полости саней.
                Но не таясь и не ревнуя,
                Я с этой новой – с пленной – с ней.
 
                …Я чту обряд: легко заправить
                Медвежью полость на лету,
                И, тонкий стан обняв, лукавить,
                И мчаться в снег и темноту,
 
                …Чем ночь прошедшая сияла,
                Чем настоящая зовет,
                Всё только – продолженье бала,
                Из света в сумрак переход…
                22 ноября 1909»


                «Дух пряный марта был в лунном круге,
                Под талым снегом хрустел песок.
                Мой город истаял в мокрой вьюге,
                Рыдал, влюбленный, у чьих-то ног.
 
                Ты прижималась всё суеверней,
                И мне казалось — сквозь храп коня –
                Венгерский танец в небесной черни
                Звенит и плачет, дразня меня.
 
                А шалый ветер, носясь над далью, –
                Хотел он выжечь душу мне,
                В лицо швыряя твоей вуалью
                И запевая о старине…
 
                И вдруг – ты, дальняя, чужая,
                Сказала с молнией в глазах:
                То душа, на последний путь вступая,
                Безумно плачет о прошлых снах.
                6 марта 1910».

     Сравните даты.
     Катание с дамами  у поэта было в обыкновении. И в обыкновении было необыкновенное при этом. Как соловьи в сумраке снежном, как снисходительная улыбка далекой и чужой – вроде бы, земной женщины! – по поводу небесной оратории, которую она, казалось бы, физиологически не имела возможности слышать.

Дневниковая запись В. А. Щеголевой от 21. IV. 1908:
     «
     Апрель 21. Случайно совершенно попала с Блоком 8-го на острова, ушли утром в 4 часа от Федора Кузьмича  [Сологуба]. Блок все время смотрел на меня смеющимися глазами и, проводив до дому, вдруг сказал молящим голосом: «Поедемте на острова, очень прошу вас».
     ... И мои все дела тоже пронизаны такой болью. Эта поездка на острова и потом в Ботанический сад и поведение Блока. Зачем я ему? Он так жадно и страстно меня целовал, точно голодный... Я боролась, я сердилась, возмущалась и смеялась в конце концов. Что спросить с  этого умного очаровательного человека. Только бы мне не влюбиться в него, вот была бы штука. Нет, этого не будет. Я слишком самолюбива для легкой забавы…»

                В нем – твоих поцелуев бред,
                Темный морок цыганских песен,
                Торопливый полет комет!


Рецензии