Слишком много груди и гениталий
Микела;нджело Меризи да Карава;джо, несмотря на шлейф сексуальных скандалов, обвинения в убийстве и относительно молодой возраст (32), был в Италии художником номер один. Не удивительно, что картину для алтаря Архибратства папских женихов в базилике Святого Петра заказали именно ему.
Когда работа была завершена, 6 апреля 1606 года за нее заплатили и 14 апреля выставили там, где и собирались. Но в Сант-Анна-деи-Палафреньери она пробыла недолго, всего два дня. Затем картину из алтаря удалили.
"Мадонна Палафреньери" или "Мадонна со змеей" Караваджо
Формальной причиной стало неканоническое изображение Девы Марии. Караваджо был возмущен, но в конечном итоге, какое дело – деньги он получил, значит заказчик мог делать с картиной, что сочтет нужным. Но как творца, решение его покоробило, даже оскорбило. Открыто возмущаться не стал – репутация, которую сам себе заработал, надежно затыкала ему рот. Караваджо отнесся ко всему философски – будущее рассудит, много или мало физических деталей он изобразил, насыпав изрядно соли на незаживающие раны ханжей, вообразивших себя академиками от искусства. Он, Караваджо, выше этой мышиной возни и от своего видения образов не отречется.
Как это часто бывает, скандал сделал картину популярной и к ней потянулись толпы, желающих лицезреть, правда ли у Девы Марии видна грудь больше, чем положено. И младенец Иисус, неужели он не обрезан? И где его нимб?
Но, увидев картину, которую в народе сразу прозвали «Мадонна со змеей», большинству из созерцавших не пришло в голову рассматривать то, что собирались. Картина воздействовала на них целиком. Из общей идеи не выпадал ни один фрагмент и каждая деталь была на месте.
С замиранием сердца люди восхищались чудом, которое в очередной раз явил этот непостижимый Караваджо. Эмоциональный без меры, он не признавал полутонов в отношениях с женщинами и теми, с кем неожиданным образом, а то и нарочно, их делил. Но в живописи его кисть творила чудеса.
Полутона и тени изображенные фигуры делали не просто объемными, но живыми. Караваджо был мастером приема, названного тенебризмом, когда свет и тень были главными средствами драматического освещения.
Картина разносила в пух и прах все каноны и стандарты живописи религиозной тематика, устоявшиеся на то время.
Более консервативного института, чем церковь, видимо в мире не существует. Сохранение веры превратилось в культ, который отрицал любое отступление от правил. И неважно, что картина талантливого живописца пробуждала веру в тех, в ком она уже спала или не просыпалась. Работа Караваджо нравилась всем. Но решили перестраховаться и убрали с глаз долой.
«Мадонну со змеей» приютил у себя кардинал Спиционе Боргезе и был счастлив такому неожиданному стечению обстоятельств. Теперь у него был оригинал, заказывать копию не было никакой необходимости.
Народ, который пришел в очередной раз припасть к этому источнику духовной истины, недоумевал – куда делась «Мадонна со змеей»? Неужели похитили?
Пришлось в срочном порядке изобретать вескую причину, которая бы всех устроила. И преуспели. Причин нашлось сразу несколько.
Первая, самая, самая: слишком много груди, модный корсет, откуда она выпирает.
Вторая: младенец "демонстрирует" свои гениталии, да еще не обрезан – это недопустимо.
Третья причина: моделью для Девы Марии была одна из любовниц этого распутника Караваджо, Маддалена Антониетти, так называемая Елена.
Ее репутацию Караваджо пытался защитить:
- Она только модель! И она прекрасна! Неужели я должен был вдохновляться какой-то несуразной матроной? Это же Дева Мария! Я старался подобрать лучшее, что знал на тот момент. Назовите мне другое имя, кто по-вашему мог заменить Маддалену, - требовал Караваджо.
С ним спорить не стали, но аргумент оставили.
Елена была популярна среди художников, опытная натурщица, этим ремеслом зарабатывала себе на жизнь, а вовсе не тем, что оказывала другие услуги. Вдохновлять творцов – не грех. Но что значило слово Караваджо, распутника и убийцы против мнения кардиналов? Пусть скажет спасибо, что за него заступились, но от ярлыка все равно не избавился. Тем более, что и тут история переплеталась с той самой Еленой самым тесным образом.
Ходили слухи, что Караваджо, как это часто с ним бывало, не поделил Елену с другим ее ухажером, Мариано Поскуалоне. Они встретились или нарочно их свели, в популярном питейном заведении Via Della Scrofa. Оба изрядно перебрали, началась ссора и невыдержанный Караваджо в ответ на оскорбления накинулся на соперника, ударил его ножом. И убил.
О том, что он совершил страшное, художник узнал, когда проспался, ужаснулся содеянному, но было поздно…
Нашлась и четвертая причина. Караваджо припомнили, что он и раньше непочтительно относился к образу Богоматери. На другой своей картине «Успение Богородицы» (1601-1603) в качестве модели использовал труп проститутки, который выпросил в морге.
Однако, несмотря на все эти сомнительные «подвиги» сам Караваджо был истинно верующим. Иначе не смог бы создать свои шедевры, написанные им на библейские темы.
"Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии."
Эти слова Иисуса были о нем и о тех, кого он увековечил на своих полотнах, не брезгуя их греховностью, но восхищаясь божественным светом, который видел в каждом из них.
Эпилог
Вскоре после случившегося, Караваджо попал в еще более опасную переделку, которая могла стоить ему жизни. Он все еще находился под впечатлением от провала вместо триумфа – был уверен, что «Мадонна Палафреньери» очарует экспертный кардинальский совет своей мощью и его слава взлетит на недосягаемую высоту, где ему уже не будет грозить преследование за убийство.
Но случилось то, что случилось: 29 мая 1606 он основательно проигрался. 10 эскудо - все, что оставалось у него от полученного вознаграждения и вот эти деньги сейчас у этого молодого аристократа Рануччо Томассони, который смотрит на него с издевкой!
-Ты жульничал! – Караваджо выкрикнул обвинение, которое означало, что будет драка. О, если бы он знал, что его рука снова обагрится кровью невинного… Судьба не учит дважды, а карает. На следующий день за голову Караваджо была объявлена награда, и он пустился в бега. Сначала в Неаполь, потом на Мальту. Там нашел убежище и расплатился тем, что умел лучше всего – написал полотно. Всего одно. Увидев которое, беглого преступника немедленно произвели в рыцари Мальтийского ордена. Караваджо, став рыцарем ордена, получил шанс посвятить свою жизнь божественному промыслу. Но соблазн и искушения оказались сильнее здравого смысла и он снова "вляпался" в новый скандал. Но, это уже другая история….
P.S. Картина Караваджо с тех пор хранится в Галерее Боргезе, являясь одной из самых удачных приобретений, сделанных владельцами палаццо за все время его существования.
Уважаемые читатели, ввиду того, что тут размещать ссылки запрещено, приглашаю подписаться на свой канал на Дзэн "Синий Кот".
А также на ЛитРес публикуется мой новый роман "Однажды в гареме". Приглашаю к прочтению! Искать просто - по названию романа.
Свидетельство о публикации №223060300717
Киваю Вашему вИдению на веру и святость! Аминь!
Давний Собеседник 15.03.2025 20:12 Заявить о нарушении
Лана Эскр 27.03.2025 14:42 Заявить о нарушении
...Эээ... продолжим?)
Давний Собеседник 27.03.2025 21:18 Заявить о нарушении
Лана Эскр 28.03.2025 16:44 Заявить о нарушении
Давний Собеседник 28.03.2025 19:44 Заявить о нарушении
Лана Эскр 29.03.2025 09:22 Заявить о нарушении
Ответы, конечно, продолжаю искать вместе со всей людской братией. Темноты в этом мире хватает для всех!))
Но то, что я понял-принял для себя на данном этапе стараюсь многообразно лить в уши всем подряд!) Флирт Вы уже, надеюсь, пробежали по диагонали, и если спросите меня о продолжении этой "гипотенузы", я порекомендую вам "Защита от камней". Особенно вторую половину, поскольку там уже вода в уши почти перестает бежать и начинает капать, собственно, то, о чем Вы, если я Вас правильно понял, спросили.
Сам же предпочитаю диалоги, потому как впихнуть в них иное толкование, чем предполагалось, нашему общему врагу гораздо труднее. Меньше испорченного телефона - больше полезной информации. Еще и уточняющие вопросы можно задавать в процессе, в чем нам публикации наотрез отказывают.)
Так что - с радостью! Просто "не переключайтесь и оставайтесь на линии"!)
--
А выражение "святая дичь", конечно, можно понимать по-разному. Как, впрочем, и любые другие определения, воспринимаемые физическими органами чувств.
Давний Собеседник 29.03.2025 09:41 Заявить о нарушении
Давний Собеседник 29.03.2025 09:43 Заявить о нарушении
Лана Эскр 30.03.2025 12:18 Заявить о нарушении
Надеюсь, что использование разных образов у меня имеет ту же цель, что и множество притч Спасителя и Апостолов, пророков: многообразно донести духовный посыл для лучшего его понимания. Ведь духовное кратно "плотнее", чем физическо-душевное, и для его полного рассмотрения требуется множество проекций. Так, например, инженеры делают множество двухмерных чертежей для точного понимания изготовителем конфигурации сложного трехмерного агрегата.
Главный посыл в произведении: секс есть высшее земное благо и дело Жизни, поэтому главные нападки лукавого именно на него. Лукавый не может делать свои дела явно из-за опасности мгновенного разоблачения и истребления, а потому его успехи обусловлены маскировкой под Бога и Его деятельность.
Поэтому именно официально признанное священство всегда является оплотом лукавого на земле и всегда одной из главных тем их деятельности являются нападки на все то естественное, что сделано Богом ради распространения жизни, особенно на сексуальные отношения между полами.
Люди - единственные реальные храмы Бога на земле. Святое-святых этих храмов - дух человека. Каждый имеет в себе этот вход на Небеса, место общения с Отцом, подобно как все растения имеют связь со своим корнем, от него растут и питаются, управляются, хотя, как и люди, обращены наружу.
Человек живет изнутри наружу. Бог управляет всем посредством пробуждаемых желаний. Это единственный счастливый способ существования всего живого на земле. Только при таком способе общения с Творцом все являются самими собой и осуществляют свою миссию, будучи при этом счастливыми, потому что делают то, что по-настоящему хотят.
Лукавый же, понимая это, через своих служителей, изображающих наместников Божьих, перетягивает внимание людей изнутри наружу, после чего человек начинает вместо желаний применять шаблоны буквы закона, который ему лукавый толкует так, чтобы отрывать его от корней и подсовывать альтернативу всему, что дано ему Всевышним.
Всё при этом переворачивается с ног на голову, и люди идут против своих желаний, одновременно и не имея в себе сил противится этому заложенному природному. За проявление которого его и спешат осуждать через внешние постановления религии, толкуемые теми самыми "служителями неправды". И человек поддается этому, оставляя данное свыше, уродуя себя и других.
Получается на выходе нечто внешне соответствующее общепринятому понятию порядка, но по сути мертвое и неспособное исполнять то, что Отец производит желаниями по Своему замыслу.
Люди, которые это ощущают острее, находят силы отказываться от внешнего лукавого контроля и водятся духом, составляя таким образом реальную Божью Церковь из множества живых храмов Его. Между ними есть незримая связь, понимание. Они узнают друг друга по исповеданию, действиям. Собственно, как было всегда и как повествуют книги пророков и Апостолов.
Вот почему все основные противостояния людей веры всегда состоят в борьбе с представителями лукавой альтернативы - религиозными людьми всех мастей, "поборниками нравственности", которые водимы мертвыми канонами и которые отвергают всякое здравомыслие.
Главное оружие веры - Слово Истины. Диавол не может явно делать свои дела, равно как не может и говорить правду. Ведь как только для человека становится явным какой-то обман, он сразу же оставляет его, переходя к истине.
Удерживается каждый во зле только обманом. Поэтому только Истина освобождает по-настоящему, Узнавая о том, как все обстоит на самом деле, люди отворачиваются от мертвых канонов и начинают жить, как задумано для них Творцом от начала, теряя этот религиозный страх "ослушаться". То, что они считали, плохим, перестает для них быть таковым. и наоборот. Они начинают понимать, где расположен на земле главный источник зла - там, где больше всего ждешь святости и блага.
Вот, пока так. Буду рад уточняющим вопросам.
Просто задумайтесь над следующим: верующие спокойно жили и проживут еще без той же Библии (которую они на протяжении веков сами и писали по вдохновению, кстати), в отличие от религиозных людей. Все лукавое всегда довольствуется вторичным, так как утратили связи с Источником Жизни.
Давний Собеседник 30.03.2025 16:54 Заявить о нарушении
Не совсем поняла - Библия используется дьяволом потому, что вторична? А тем, кто черпает энергию из первоисточника,дьявол не страшен потому, что бессилен обмануть? Невернующие ближе к источнику, чем религиозные? Кто такие религиозные? - Верующие? или думающие, что они верят? вы предложили задуматься. Но у меня возникло еще больше вопросов. Хотя, если помните, я спросила, у вас есть сомнения. Мне это интересно потому, что с некоторых пор пришла к выводу, что почти все вызывает сомнение. Сомневаюсь, когда говорят про истину.Сомневаюсь, когда цитируют и прибегают к чьему то мнению, не убедив своим. Сомнение меня освободило от необходимости принимать на веру. Полагаюсь на свои чувства, ощущения. Если плющит от чего-то,то мне туда, грубо говоря, не надо, особенно из вежливости. Раньше меня это беспокоило, сейчас нет. Потому мне стало интересно - человек столько всего написал, почему? что-то понял? распознал истину? если так, то слов должно быть вразы меньше. Поясню - когда медитируешь, используешь не слова, а образы. Вас тоже может раздражать моемногословие) оно от незнания вашего языка, а значит вас. за словами вас не рассмотреть, скорее наоборот. а мне было бы интересно "увидеть". понять, нужно мне это? и нужно ли это вам. узникам замка было бы проще)
Лана Эскр 30.03.2025 20:47 Заявить о нарушении