Читаем Пушкина Ночь светла...

***
Ночь светла; в небесном поле
Ходит Веспер золотой.
Старый дож плывет в гондоле
С догарессой молодой.

1824—1836

   Долгое время были известны только эти четыре строки. В таком виде пушкинское стихотворение и вошло в полном собрание сочинений А.С.Пушкина (1939-1959). Но в том-то и гениальность великого русского поэта, что и в них уже сказано если не всё, то очень многое... Для того, кто умеет читать, то есть не ограничивается внешней стороной стихотворной картинки, а пытается понять смысл, переданный в ней.
   "Старый дож"... Мне тут же вспомнился самый знаменитый венецианский дож Энрико Дандоло. Тот самый, деятельность которого привела к закату Империю ромеев (Византию). Славившийся своей жестокостью и коварством, Дандоло привёл крестоносцев во время IY-го крестового похода 1204 г. в Константинополь - со столицей Византии у него были свои давние счёты. Причём, при высадке проявил чудеса личной храбрости и воинской доблести. А было тогда Энрико Дандоло без малого сто лет! Он-то и дожем стал, когда ему было далеко за 80. Венецианцы избрали его  главой своей республики, несмотря на столь почтенный возраст и на то, что он был слеп на один глаз. В Константинополе он и умер. Могила Дандоло находится в храме Святой Софии в Стамбуле. И я постояла у надгробной плиты с его именем. Правда, говорят, что под ней останков дожа давно нет. Когда султан Мехмед Фатих 29 мая 1453 года после длительной осады взял Константинополь и превратил православную Софию в мечеть, он приказал вскрыть могилу и выбросить найденные останки на съедение собакам. В каком-то смысле справедливость восторжествовала. Да византийцы- ромеи - тоже были не сахар, и много неприятностей доставили венецианцам и лично Дандоло (по одной из версий своей слепотой он был обязан им), но организовать и спонсировать крестовый поход против христианской державы - это уже слишком.  Разграбленный тогда крестоносцами Константинополь уже никогда не смог вернуть себе былую мощь и, в конце концов, был завоёван турками.
    Однако специалисты-пушкиноведы указывают на имя другого славного венецианского дожа - Марино Фальери, который возглавил Венецианскую республику в 1354 г. Однако был схвачен и казнён: ему, тогда 81- летнему старцу, отрубили голову на средней площадке Лестницы гигантов Дворца дожей, а тело изувечили. Непосредственным источником для Пушкина послужила новелла Э.Т.А.Гофмана "Дож и догаресса". Признаюсь, я гофмановской новеллы не читала. Как не знала и того, что  она повлияла на пушкинский замысел. До того, как эта моя публикация была подвергнута справедливой критике (смотри рецензию Марины Сапир под публикацией). Но поскольку в своей трактовке смысла стихотворения я не ошиблась, то оставляю её  почти такой же, какой она было до критики. Итак, каков бы ни был прототип у старого дожа...   
   Стихотворение Пушкина, хоть и намекает на реальное историческое лицо, всё же - не о политических интригах и военных подвигах венецианских дожей. Ведь в небе  - "Веспер золотой". У Пушкина прекрасная венецианская  ночь освещена не Луной, как, к примеру, на картине Айвазовского, а Веспером (в греч. варианте Геспером). Так называлась вечерняя Венера, которая всходит на западе после заката Солнца.
    А раз здесь задействована Венера, то смысловой акцент в стихотворении падает     не на дожа, а на его молодую жену - догарессу. Что она чувствует, о чём она думает, плывя в гондоле со старым мужем в прекрасную, как будто созданную для любви, ночь? В этом-то вся интрига стихотворения.
      Помыслы дожа заняты, скорее всего, государственными делами. Ведь венецианский дож обручён не с женщиной, а с морем. Морю он даровал своё кольцо во время обряда обручения с морем. Этот обряд существовал в Венеции с 1000-го года, с того времени, когда Венеция, соперничавшая с Генуей за статус "владычицей морей", завоевала колониальные владения в Далмации. Бросая кольцо со своего пальца в море, венецианский дож произносил "Мы женимся на вас, о Море!" И Венеция и Море становились единым целым. Даже если он любит свою молодую жену, он вряд ли считается с её чувствами и желаниями.   
    А в голове у молодой девушки, наверняка очень красивой, ходили, как ходит по небу планета Венера, совсем другие мысли. Может, был у неё тайный возлюбленный, тоже молодой и красивый. И не задумала ли она избавиться от постылого старика?**Не охвачена ли она страхом, что тот догадается об этом? Что тогда её ждёт или её возлюбленного? Или в её душе жажда полноценной жизни борется с искренним уважением к старому дожу, увенчавшему себя воинской славой? Как знать... Но есть в стихотворении интригующий контраст между светлой ночью и дожеской супружеской парой, в отношениях которых невольно подозревается некая тайна.    

   

*Как там пела Земфира в "Цыганах"?

Старый муж, грозный муж,
Режь меня, жги меня:
Я тверда, не боюсь
Ни ножа, ни огня.

Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.

Режь меня, жги меня;
Не скажу ничего;
Старый муж, грозный муж,
Не узнаешь его.

Он свежее весны,
Жарче летнего дня;
Как он молод и смел!
Как он любит меня!

Как ласкала его
Я в ночной тишине!
Как смеялись тогда
Мы твоей седине!
1824

 Пушкиноведы расходятся во времени написания пушкинского стихотворения о доже и догарессе. Часть склоняется к тому, что оно было написано в 1836 году, в нём отражены обстоятельства супружеской жизни самого Пушкина. Другие же относят к 1824 году. В пользу второго варианта - явная романтическая окраска пушкинского стихотворения.      

На фото картина И.К.Айвазовского. "Ночь в Венеции".


Рецензии
хорошо! - Интуитивно.

Вячеслав Николаевич Орлов   10.02.2024 18:12     Заявить о нарушении
Благодарю! Хотя я при написании немного оплошала - зафантазировалась. Спасибо - "товарищи" поправили )))

Елена Котелевская   25.02.2024 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.