Из воспоминаний - Миниатюра 12

Моя бабушка Паня по отцовской линии, Павла (Полина) Фёдоровна, так и умерла не рассказав ничего о своих родителях. У бабушки было две сестры: Фета (Феоктиста) и Муся (Мария). Моя бабушка была старшей из сестёр. Сёстры тоже умерли ничего не рассказав.

С бабушкой Полиной и дедом Василием я познакомилась когда мне было лет пять. Мои родители отправили меня из Москвы к ним в город Мелитополь поездом. Родители посадили меня в вагон, попросили соседей по купе присмотреть за мной, и я поехала. Вслед родители дали телеграму в Мелитополь, чтобы меня встретили на вокзале бабушка и дедушка.

Бабушка с дедушкой как раз собирались в санаторий, и почтальон застал их, когда они выходили из квартиры. Поездку в санаторий пришлось отложить.

Бабушка Полина много со мной занималась: мы вырезали с ней снежинки из кефирных крышек - разноцветных золотцев; вырезали снежинки из бумаги; делали ёлочные украшания - заворачивали орехи в фольгу и делали другие украшания, сочиняли стихи, которые бабушка затем записывала в ученическую тетрадь и приклеивала к ним красивые картинки, играли в разные игры: "Вы поедете на бал? Чёрное с белым не носите, да и нет не говорите (нельзя в ответах использовать да и нет и цвета чёрный и белый) - "Вы поедете на бал?" - спрашивала меня бабушка?.. "А какое платье будет на Вас?".....). Пыталась бабушка учить меня алфавиту, чтению, а также немецкому языку. (Бабушка немного говорила по-немецки и по-французски), я сопротивлялась, как могла, - залезала под стол и не хотела оттуда выходить.

В пятидесятые годы мой дед, муж бабушки, был направлен в Китай, по-моему, преподавать китайцам сельское хояйство. У нас потом было много писем от китайцев, а также есть какая-то китайская медаль или орден с сопроводителным удостоверением, вручённая деду.

Дедушка с бабушкой провели в Китае около трёх лет. У нас было много китайских безделушек, и в комнате висела люстра покрытая чёрным лаком с изображением драконов и других китайских образов. Я боялась этих драконов и плакала, когда оставалась одна в комнате.

Когда я была у бабушки с дедушкой, дедушка обычно закрывался у себя в комнате, что-то писал или рисовал пером. Позже я нашла его записки о Китае, но не прочитала, а родители их выбросили.

Дедушка водил меня в парк, где я качалась на качелях, свалилась с них и сильно разбила себе нос.

Дедушка покупал мне наивкуснейшее мороженое, которое на развес продавалось в парке. Продавщица спрашивала меня, сколько мороженого я хочу, накладывала мороженое в хрустящий вафельный стаканчик, взвешивала на весах со стрелкой и давала мне. Мороженое было из сливок, и таким густым и плотным, что его было трудно проглатывать. После этого мороженого никакое другое мороженое мне не нравилось.

Брал меня дедушка с собой и на рыбалку, я даже попала с ним в какой-то киножурнал, когда мы шли по дороге с удочками с рыбалки, а у меня после дождя от моих красных ботиночек подошвы отвалились. Так я и шлёпала по лужам, а ботиночки висели у меня на ногах.

Дедушка умер рано. Он тоже ничего не рассказывал ни о своих родителях, ни о родителях моей бабушки.

Периодически вопрос о предках меня начинал волновать, но информации никакой не было.

Будучи не третьем курсе института я решила поискать родственников. Я не помню, как я узнала, что у моего дедушки был брат и что, возможно, он в Москве. Я обратилась в окно справок. Мне дали адрес и я поехала.


Рецензии