А Пушкин против!

Старая, но интересная статья на Дзене
https://dzen.ru/a/Yo4Eg7ow0x2WNbZK
о спектакле театра Мейерхольда (с тех пор уже уничтожен министерством культуры) по книге Замятина "Мы".


Автор пишет: жизнь "ставит человека перед выбором: счастье без свободы или свобода без счастья?"

Цитирует режиссера Ивана Титова:

«На протяжении всей человеческой истории мы вынуждены делать выбор, потому что эти два понятия, видите ли, несовместимы. А может дело вовсе не в том, что вышестоящие не предоставляют нам свободу, которой, к слову, сами не обладают. На мой взгляд, все гораздо прозаичнее: наше рабское сознание всячески избегает и боится этой самой свободы, потому что проще, когда тебя все-таки направляют. Так легче, спокойнее, надежнее».


Таким образом, статья как бы сочувственно относится к идее свободы.


Тем не менее, все комментаторы (за исключением одного) высказываются против свободы с разной степенью агрессивности. Это не тролли, люди пишут культурным русским языком, развернутыми предложениями.


Вот наиболее характерный ответ:
"Любое общество иерархично- от пчелиного роя или муравейника до птичьей стаи, отары или народа. И любое общество- это ограничение свободы. Не нравится- есть необитаемые острова. Добывать кушать, согреться и укрыться придется самому, никто, как в обществе, не будет пахать на тебя. Свободу, как правило, требуют бездельники. Тем, кто "пашут" на работе, на свободу и времени нет. А у нас в стране вообще особая ситуация. Огромные пространства требуют сильного управления. Вспомните- те периоды истории, которыми мы сейчас гордимся, проходили в периоды особо жесткой несвободы. Так что мы хотим: оставить после себя наследие, которым бы гордились потомки, или пожить в свободе, о которой потом будет и вспомнить нечего?"


Вместо выбора "свобода или счастье" комментатор предлагает выбор "оставить наследие после нас или пожить в свободе".


Да. Вот как ответил Пушкин:


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.


Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.


Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.


И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.


Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.


1836 г.
Свободу с большой буквы писал. Пушкин себе лично поставил памятник. Оставил великое наследие именно потому, что ценил Свободу и других учил тому же. Свобода, по Пушкину, - быть в своем творчестве послушным только "веленью Божию", как сам человек его понимает.


А оспоривать глупцов бесполезно.


Или вот еще представляю себе разговор. Моисей приходит к евреям, говорит: "Горящий куст..", "Бог ваших отцов...",  "обетованная земля...",  то да се. А ему в ответ: "Да ты чё, Моисей? Мы здесь пирамиды строим. На века! Наши потомки будут нами гордиться. А чего мы оставим после себя на твоей свободе? Кому она нужна? Только лентяям. Уж не иноагент ли ты?"


Только его и видели.


Рецензии