Что такое мещанское мышление

Мещанское (паразитарное) мышление — это один из типов мышления, которое выступает за приоритет удовольствий, эгоизма, личных интересов, обустройства своего личного пространства. Мещане рассматривают мир через призму своих личных интересов и амбиций, не задумываясь об общественном благополучии или экологии. Они склонны оценивать качество жизни по количеству имущества и потребления, которым они обладают, а не по уровню социальной справедливости или уровню благополучия общества в целом.

Жизнь людей с мещанским мышлением подчинена привычному ритму и циклу. Они не ищут новых смыслов и не тянутся к чему-то большему. Эта масса населения предпочитает привычную рутину и установленный порядок, поэтому не готова к новшествам. Они не хотят менять свою жизнь и считают, что все уже решено за них, поэтому не проявляют длительной инициативы и активности. Они не склонны к переменам и не стремятся к переменам в обществе, тяготеют к стадности, стабильности, даже если это стабильное падение.

Мещанское мышление характеризуется ориентацией на общепринятые нормы, материальные и прагматические аспекты жизни в ущерб интеллектуальным, эстетическим и этическим соображениям. Мещанин не видит потребности и необходимости, не понимает и пренебрегает культурным, творческим или интеллектуальным развитием, если оно не приносит очевидных материальных и конкретных достижений.

Люди с мещанским мышлением оценивают ценность вещей и отношений в первую очередь с точки зрения их практической полезности, непосредственных и осязаемых выгод, немедленного вознаграждения или удовлетворения, игнорируя более абстрактные, неопределённые, незнакомые или сложные интересы.

Если сравнить людей с солидарным и мещанским мышлением, то первые отдают приоритет общности, общим целям и достижениям, взаимоподдержке и взаимодействию, тогда как вторые, как правило, лишь имитируют человеческие отношения и нравственно-интеллектуальную работу.

Противоречия и конфронтация между этими двумя подходами неизбежна в любом обществе, но наиболее остро проходит в лимбических системах общественных отношений, в которых потребительские, паразитарные и материальные стремления превалируют. Реальная нравственно-интеллектуальная деятельность встречает серьезное сопротивление со стороны доминирующего мещанского (лимбического) общества, т.к. вызывает внутреннюю негативную реакцию, бросает вызов их представлениям, ценностям и образу жизни. Мещанское и солидарное мышление представляют собой разные системы ценностей и отношений, мировоззрений и целей.

При этом очень важно понимать, что мещанское мышление не определяется уровнем дохода, образования или социального положения, но характеризуется сформированными биологическими социальными инстинктами, которые образованы под влиянием лимбических структур мозга, воспитания, социализации, приобретённых рефлексов/реакций.

Люди с мещанским мышлением стремятся лишь к личному доминированию и удовлетворению, успеху и выгоде, удовольствиям и вознаграждениям.  Всё это влечёт к материальному потреблению, приводит к деструктивному образу жизни и личностной деградации. Что рано или позже проявляется в отношении к людям, семье, друзьям и собственной жизни. Мещанское мышление ослабляет социальные связи и культурное единство, негативно влияет на отношения внутри общества, приводит к деградации человеческих ценностей, поведения и идентичности.

Мещане стараются воспринимать мир как предсказуемый, стремятся не выделяться из общей массы и не рисковать, «как бы чего не вышло». Но их конформизм и нежелание менять что-либо в обществе часто ставят под угрозу здоровье, свободу и безопасность других граждан.

Мещанство опасно для человеческого сообщества, т.к. мещане не только не интересуются возможностями общественного развития, но противятся любым изменениям, которые могут вмешаться в их рутинную жизнь. Вместе с тем мещане охотно участвуют в общественных ритуалах, в случае безнаказанности собираются в компании или толпы, в которых они ощущают силу, вседозволенность, собственную значимость и мнимое приобщение к великому.

При этом люди с мещанским мышлением забывают о своих культурных корнях, но следуют догмам и ритуалам, становятся примитивными потребителями. Всё это приводит к потере культурных различий и разнообразия, угасанию творчества, любви и открытости в отношениях.

Доминирование в общественном пространстве мещанского мышления создаёт более эгоистичное, невежественное, деградирующее, материально ориентированное общество, которое безразлично к общественным интересам, культурным и интеллектуальным стремлениям, социальной справедливости и нравственному поведению, взаимоподдержке и общности.

В обществе, где деньги и статусы становятся целью и ценностью, нормой стало безразличие и равнодушие, вызывает интерес безнравственное и показушное —патологичные особи приходят к власти и вседозволенности в виде жестоких и бесчестных лидеров. При этом критическое снижение в обществе нравственно-интеллектуального революционного духа, борьбы за права и достоинство человека приводит к застою и разложению общества, торжеству несправедливости, трагедии, тирании.

Вместе с тем нельзя забывать, что люди обладают способностью учиться, развиваться и адаптировать свое мышление не только к различным обстоятельствам, но и поставленным целям. Каждый из нас сознательно или бессознательно, своим участием или пассивностью задаёт тренды как личностного, так и общественного развития, доминирования того или иного типа мышления, паразитарных или солидарных общественных отношений. Каждый из нас проецирует цель и создаёт будущее.

«Во всех ситуациях выживает тот, кто знает, зачем ему надо выжить, для чего, у кого есть цель, кто заботится о других, а не спасает свою шкуру. Цель меняет человека. Масштаб цели определят масштаб человека». Р.М. Грановская


Рецензии