По морям Ч6 гл. 3 Сахалин. В этом городе ярких огн

По морям Ч.6гл3 Сахалин В этом городе ярких огней.
Старшее поколение наверняка помнят песню в исполнении Рашида Бейбутова. Вот столько огней мы и увидели по прибытии на мыс Лазарева. Города как такового не было. Был маленький посёлок Лазарева и такой же посёлочек напротив, на мысе По-гиби. Название происходит не от слова’ погибель ‘, а от нивхского ‘ похо би ‘- место поворота. Между этими мысами ширина пролива- 8 километров. Как Лаперуз мог не заметить его? Всё пространство между мысами светилось от огней многочисленных судов. Чем же они занимаются? По огням на мачтах я определил, что было много земснарядов. Понятно. Значит готовят прокладку нефтепроводов. Забрезжил рас-свет и проявился силуэт самого освещенного судна. Огромный трубоукладчик. Рано-вато он подошёл. Каждый день аренды стоит о-очень много. К причалу подошло за нами странное судно в форме прямоугольника. Сколько судов я перевидал, но такое впервые. Чем-то оно походило на буксир-толкач, но у того хоть корма нормальная. Название я не мог прочитать. Не удивительно, потому что судно и команда на нём были филиппинские. Подвезли они нас к трубоукладчику. Оказалось, что его исполь-зуют в качестве гостиницы. За деньги, которые платили за его аренду, можно было бы не только гостиницу, но целый посёлок построить. Вот что значит отсутствие плановой экономики. Поселили меня в двухместную каюту. По трансляции пригласили на завтрак, что было весьма кстати. Выбор блюд в судовом ресторане был обширным. Едва я разместил на подносе тарелочки, раздалась команда по судовой трансляции выйти мне на палубу для доставки на судно. Вот блин! Филиппинцы, доставившие меня десять минут назад, повезли меня к плав мастерской, к которой был ошвартован пассажирский катер. Меня встретил голландец, который сразу убежал, сказав на прощанье: «Матрос всё знает. Тебе расскажет, а мне бежать надо, все уже собрались. Нас повезут в Южно- Сахалинск. Удачи.» Я уже привык к такой смене, но прежде на судне оставался кто-то из судоводителей, а тут-матрос! Изучил я пульт управления. Пароход классический: один винт, один двигатель. Я полагал, что стоит ВРШ (Винт Регулируемого Шага). Двигатель работает на постоянных оборотах. Меняя разворот лопастей, переводишь передний ход в задний. Поступает команда по радио: «Забрать механика с какого-то судна и доставить на плав мастерскую.» Мат-рос в самом деле дислокацию всех судов. Он отдаёт носовой швартов и бежит на корму. Даю толчок назад, чтобы дать слабую на кормовой и потом перевожу рукоятку на малый передний ход, а судно не реагирует. Добавляю- ноль реакции, добавляю ещё- и судно вдруг прыгает вперёд под рёв двигателя, сломав леер на корме. То же самое повторяется во время подхода за механиком, только запоздало включился задний ход. Хорошо, что на новом судне я работаю осторожно, с поправкой на ‘дурака ‘. Мог бы наломать дров. И тут я вспомнил, что в Мурманске работал короткое время на буксире «Нилас». И на нём была такая же задержка, потому что перевод с переднего на задний ход выполнял реверс-редуктор. Нужно было поставить ‘стоп’, подождать 10 секунд, чтобы двигатель остановился. Потом давать ‘задний ‘, и двигатель начинал вращаться в другую сторону. Реверс-редуктор ставили при маленьком машинном отделении, и на тех судах, которые работали без частых манёвров со сменой ‘передний-задний ход ‘. Поинтересовался у механика, и он подтвердил, что там и повернуться негде. Паразит-голландец, даже не предупредил! Поступает новая команда: работать с гидрографом на профилях, проверяя дно, зачищаемое зем. сна-рядами и землечерпалками. Работа знакомая, гидрограф-отличный мужик. Было и другое преимущество. Мобильная связь была очень плохой. Народ с телефонами бегал по всему трубоукладчику, пытаясь найти сигнал. А на нашем судне был спутниковый интернет, необходимый для точных координат. Естественно, что мы могли звонить и СМС посылать. Мне тоже работать было легче, чем в Выборге, несмотря на сильные ветра и течения. Дело в том, что перед глазами был такой же экран как у гидрографа. Я видел линию профиля и положение судна. Через неделю, по своей привычке, решил оптимизировать процесс. После окончания одного профиля, судно совершало поворот. Чтобы выйти точно на другой профиль, приходилось отходить от него примерно на километр. Долго, очень долго. Я попробовал после окончания профиля ‘развернуться на пятке ‘ вправо с помощью руля и переключения передний-задний ход. После этого иду между профилями и в начальной точке ‘Разворачиваюсь на пятке ‘ через левый борт- и мы уже на новом профиле. Самовольничать я не мог и предложил такой вариант гидрографу. Он сказал, что ничего из этого не получить-ся, судно-не велосипед, но можно попробовать один раз. Всё получилось. Время на отработку профиля уменьшилось в полтора раза. Чтобы загладить своё неверие, гидрограф сказал: «Да, Алекс, ты мастер. Скоро сможешь задним ходом по профилю идти.» Я честно сказал, что не смогу, потому что не заднем ходу судно хуже слуша-ется руля. К сожалению, гидрограф работал не каждый день. Приходилось ходить к земснарядам и землечерпалкам. У них, особенно тех, что работали на мелководье, постоянно переносились якоря. Налететь на него- как два пальца об асфальт. Они же притоплены. Именно из-за этого списали прежнего капитана. Бог нас миловал. А люди не боги, им свойственно ошибаться


Рецензии