По морям Ч6гл3 А ты кто такой

По морям Ч.6 Гл.3  А ты кто такой?
ЛЮДИ
Какой бы ни была техника, но без человека она- ничто. Пока, по крайней мере.   Поэтому- расскажу о них. Начну с ближних: механик и матрос. “ Два молодца одинаковых с лица“: высоки, упитанны и болтливы. Темы для разговоров они находили, несмотря на разницу в возрасте. Механику- 48 лет, матросу- 24 года. СССР к тому времени уже похоронили, и оба стали иностранцами: механик из Риги, матрос из Одессы, но пока ещё были братскими народами. Механик рассказывал, что сразу после отделения от России продавцы вдруг забыли русский язык. Во многих магазинах появились таблички: «На русском языке не разговариваем.» Через пару месяцев вспомнили язык, потому что русские перестали заходить в такие магазины. Деньги опять победили принципы! Матрос учился в Одесской морской академии. Механику нравилось задавать вопросы из богатой морской практики, ставить студента в тупик. При этом, что интересно, оба ржали как кони. Как-то матрос признался, что уже закончил академию, наберёт стаж и получит рабочий диплом. Просил не говорить механику об этом факте. Для меня было непостижимо: ты понимаешь свою тупость в теории. Вместо того, чтобы сесть рядом со мной и учиться управлять судном, ты тренируешь искусство болтологии!  С гидрографом мы иногда работали по 12 часов. И всё это время я слышал за спиной их трёп. Это едва не привело к печальным последствиям. Однажды нужно было проверить важный участок. Гидрограф пришёл вместе с каким-то мужчиной в костюме, что было нетипично. Комбинезон, джинсы с курткой. Куда ни шло!  Идём мы потихоньку, они внимательно смотрят на показания, а из салона раздаются голоса и хохот. Незнакомец с досадой спрашивает:
- А кто там в салоне болтовнёй занимается. Нам нужны рабочие расчищать берег.
- Механик и матрос обсуждают малый ремонт в машинном отделении,- отвечаю.
- А что же в этом смешного?
- У нас машинное отделение  тесное. Вспоминают как трубу охлаждения меняли.   Вы же видели, что они крупные мужики. Как ужи там крутились друг на друге.

Перед уходом с борта гидрограф шепнул, что с ним был главный шеф проекта. Я его увидел только раз за всё время. О начальстве расскажу чуть позже. Своих орлов я предупредил, что они имели реальный шанс поработать лопатами. С тех пор, при появлении незнакомцев, один нырял в машинное отделение, а второй драил палубу.
 
Моим соседом по каюте был механик нашего судна с ночной смены. Нормальный, сухощавый жилистый мужик, но слегка нервный после Афгана. Ни разу не видел, чтобы он улыбался, не слышал его смеха. К иностранцам относился без всякого пиетета и терпеть не мог, когда к нему прикасались. Запомните это весьма важное замечание.

‘Ну что за люди в Голливуде. Сплошные звёзды, а не люди.
Во время работы в Выборге не заметил я начальства. Создавалось впечатление, что весь процесс идёт сам по себе. На Сахалине всё было гораздо внушительней. На трубоукладчике было выделено специальное помещение для штаба. Учитывая тот факт, что штаб состоял из 9 женщин, его называли с полным уважением к штабу и женщинам “ Баб-штаб”. Меня всегда восхищало как точно народ даёт прозвища. Чем же они занимались? В принципе, передавали распоряжения начальства супервайзерам, которые передавали распоряжения судам. Супервайзерам присвоили звание ‘Штабс-капитанов.” Законный вопрос: «Зачем столько телефонисток?» А если бы вы были важным чиновником Сахалина, неужели не пристроили на тепло-денежную должность свою доченьку или любовницу? То-то же! Что касается количества штабисток, то число 9, по мнению эзотериков, олицетворяет сакральную энергию. Наука!

Штабс-капитанам тоже дали прозвища. Запомнить голландские имена для русских, которых было на проекте больше половины, сложно. Одного стали звать ‘Беляш ‘. От слова’ белый ‘. Во-первых, он был блондином, во-вторых работал в дневную смену при белом свете. Вполне адекватный парнишка. Спокойно выполнял свои обязанности. Ведь самое страшное в любом деле- дурак с инициативой. Поэтому второго супервайзера, работавшего ночью называли ‘ Чика ‘ от слова ‘чиканутый ‘.
Я полагал, что это Одесский термин, но оказалось, что пришло это из Вологодского диалекта и означало “ стукнутый, чокнутый “.
Главной его целью было показать свою инициативу, рвение в организации процесса.
Яркий пример. В район работ регулярно приходил танкер для заправки судов. Как правило, это происходило в дневное время. Операция опасная из-за возможности разлива топлива. В этот раз танкер припозднился, и бункеровка затянулась до ночи. Заступил на вахту Чика и видит, что танкер бункерует одно судно, а второе стоит рядом. Не работает! Вызывает это судно: «Почему не работаете, а тут стоите?»
- Так у нас топливо почти на нуле. Ждём своей очереди у танкера.
И тут Чика принимает гениальное решение и командует танкеру прекратить бункеровку судна, стоящего у борта и бункеровать судно, стоящее в очереди. А это дозаправить в последнюю очередь. Вахтенный офицер танкера вызывает своего капитана. Тот отказывается выполнять распоряжение: «Я вам не бензоколонка, чтобы вынуть пистолет, вставить пистолет. Нужно остановить бункеровку, произвести замеры в танках, посчитать количество топлива, продуть и отсоединить шланги, оформить документы. Это занимает время. А потом снова швартовать это судно подавать шланги на него, делать замеры. Всё по новой. Соедините меня с главным!»
Начальник отменил распоряжение Чики и, очевидно, повозил его мордой по столу.
Думаете, что Чика успокоился? Ничего подобного. Привязался к плав мастерской, на которой ночью оставляли бригаду на аварийный случай после рабочего дня. Мужикам бы отдохнуть, но Чика несколько раз за ночь приезжал с проверкой, не спят ли они. Ну твое какое дело, если нет аварий?
                Непонятным было и то, что для ночных поездок он не использовал наш катер, перемещался на попутных судах. И ни разу даже не зашёл на борт во время ночных проверок плавучки, не тревожил сон экипажа. Наша вахта продолжала работу в дневном режиме. И тут мои заныли: «Мы весь день работаем, а они отдыхают днём и ночью спят на катере.» Переработались, понимаешь ли, мозоли на языках от болтовни появились. У меня же появился новый знакомый. Штурман с трубоукладчика однажды осматривал борт своего судна с нашего катера. Я расспрашивал его о приёмах укладки труб, и он предложил экскурсию на мостике. После каждого ужина мы шли туда. Постепенно я узнал почти про всё оборудование, используемое при стоянке, а также во время работы с трубами. И тут я внял нытью своей команды и предложил сменщикам поменяться вахтами, чтобы в дневное время изучать трубоукладчик, а ночью отдыхать на катере. 10 дней мы работаем ночью, потом-они. Договорились. И вот тут начался ад. Оказалось, что Чика не заходил на катер потому что боялся механика. Если вы помните, механик терпеть не мог, когда его трогали, а Чика однажды схватил его за плечо и услышал « Ещё раз прикоснёшься ко мне- сломаю тебе руку. Могу и в двух местах.» Нас Чика не боялся и отыгрался по полной программе. Он не просто гонял нас всю ночь, но и издевался. Однажды отвезли его в три часа ночи на судно, где работал его приятель. До 6 часов утра болтались как пробка, ожидая его. Потом пошли к плав мастерской, чтобы подготовиться к смене вахты. Только ошваровались, вызывает: « Алекс, разве я отпускал вас. Почему  вы не выполнили приказ ожидать меня?»
- Нам надо  было на смену вахты идти. Вы на вызов не отвечали. Мне вернуться?
- Не надо. Уже идёт судно для смены экипажей. Впредь исполняйте мои команды.

Запомнился ещё один случай. Разыгрался шторм. Причём ветер дул навстречу течению. При таком раскладе возникают вертикальные “волны убийцы “. Большое судно, менявшее вахты, не смогло подойти к земснаряду. Чика отправляет нас. Каким-то чудом нам удалось дойти до этого земснаряда, но его экипаж отказался идти на базу при таком шторме. Четыре часа мы ждали улучшения погоды. Я начал опасаться, что после подобного приказа не выдержу и прибью гадёныша.

На следующей вахте поручают довезти человека, получившего телеграмму о предсмертном состоянии отца, в залив, где его возьмёт на борт пассажирское судно. Оказалось, что это был мой знакомый штурман с трубоукладчика. Я выразил ему соболезнование. Он поблагодарил и добавил: «Я тебе благодарен. Представь, как трудно найти штурмана на наше судно. Я предложил тебя, потому что ты знаком с оборудованием мостика. А на твой катер уже нашли тебе замену. Ты согласен?»      Я был очень доволен.  Нёс вахту, наблюдал за системами жизнеобеспечения и читал как укладывают трубы на дно морское.
                Штурман вернулся на трубоукладчик через две недели. Моё место на катере было занято. Так что я вернулся домой немного раньше.
В следующей главе расскажу об укладке труб на дно. Понимаю, что не всем это ин-тересно, но я обещал Нине Пручкиной.


Рецензии
Вы, Александр, так замечательно пишете, что это не может быть неинтересным. Тем более, что я уже окунулась в будни морские, читая Ваши публикации. Мне все нравится: и язык, и описание событий. Характеры членов экипажа очень зримы и понятны. Конечно, жду продолжения.
Кстати, я какое-то время работала с молодым человеком, служившим в Афгане. Точь в точь как ваш сосед по каюте: нервный, неулыбчивый.

С уважением,

Нина Пручкина 2   07.06.2023 19:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Не обещаю быстро написать. Как-то меня утомили две последние главы.
При написании переживаешь события заново. Но я постараюсь. Помните как в фильме-сказке: " Молодец, батюшка." "Я старался, матушка" Всего Вам доброго.
С уважение

Александр Дубовский 2   07.06.2023 20:30   Заявить о нарушении