Из воспоминаний - Миниатюра 17

Продолжение к Миниатюре 12.

Адрес привёл меня в один из окраинных районов Москвы. Я вошла в подъезд новостройки, подошла к квартире и внутренне приготовилась к тому, что мне скажут, что это просто совпадение. Я заготовила дежурное "извините" и нажала на кнопку звонка.

За дверью послышалось движение и дверь мне открыла женщина средних лет.

Я сказала: "Здравствуйте! Я внучка брата Александра Кузьмича. Я приехала, чтобы с ним познакомиться".

"Заходите," - сказала женщина".

Я зашла.

"Я его сейчас позову. Видите ли после смерти жены он ослеп. Он её очень любил."

"Ослеп от горя" - некстати пронеслось у меня в голове. Я нервничала.

Ко мне навстречу шёл высокий стройный благообразный седой мужчина в строгом костюме. Красивый. Мужчина опирался на трость с массивным набалдашником.

"Здравствуйте!" - сказала я. "Я внучка Василия Кузьмича".

"Здравствуйте", - ответил мужчина. "Вы его внучка. Вы мне разрешите ощупать Ваше лицо? Я хочу знать, как Вы выглядите."

"Да," - ответила я.

"Представляю Вас. Пойдёмте на кухню, попьём чаю", - предложил он.

Мы прошли на кухню и сели за стол.

Женщина подала нам чай и какие-то закуски.

Александр Кузьмич взял с тарелки кусок колбасы, поморщился и недовольным, властным и в то же время капризным голосом громко сказал: "Я же просил тонко, нарезать тонко."

"Расскажите немного о себе",  - обратился ко мне мой двоюродный дед.

Я рассказала в общих чертах о том, что учусь в институте.

"А у меня недавно был Ваш отец," - вдруг неожиденно для меня сказал мой двоюродный дед. "Мы с ним поговорили. Я понял, что он недоволен жизнью. Неудачно женился."

Я удивлённо молчала.

"Что Вас привело ко мне?" спросил Александр Кузьмич.

Я сказала, что хотела его спросить об отце моей бабушки, жены его брата, о том, чем он занимался.

"А что Вы знаете?" - спросил он.

"Мне мама сказала, что у него была конфетная фабрика"

"Конфетная фабрика", - улыбнулся мой двоюродный дед. "Насколько мне известно, у Вашего прадеда не было конфетной фабрики."

"А чем же он занимался", - спросила я.

"А что Вам Ваша бабушка про него рассказала?"

"Она ничего не рассказала, так и умерла, ничего не сказав", - ответила я.

"Ах вот как. Ну если она ничего не сказала, то и я ничего говорить не буду." .. "Не знаю", - добавил он.

"Вы знаете, что," -  вдруг продолжил Александр Кузьмич, "я давно собирался в Ростов, повидать своих старых друзей, но из-за слепоты не могу туда поехать. Вы не могли бы составить мне компанию?"

Эх, вернуть бы это время, как мне жаль, что я не поехала с ним в Ростов. Как жаль. Но что поделаешь, отдых на море меня тогда занимал больше.

Из бабушкиных и дедушкиных вещей у нас практически не осталось ничего. После того, как нашу квартиру три раза грабили даже те вещи, которые бабушка с дедушкой привезли из Китая, пропали.

Однако, когда бабушка съехалась с нами, я обнаружила серебряный графин, который стоял на небольшом круглом серебряном подносе, а вокруг несколько серебряных рюмочек. Посуда была украшена то ли вензелями, то ли какими- то рисунками. На подносе была выгравирована надпись: В дар... Фёдору Ивановичу... (мою бабушку звали Полина Фёдоровна), и занимаемая им должность, от .... .

Надпись на подносе была искорёжена, видно бабушка пыталась её стереть, но разобрать было можно.

Из давнишних разговоров сестёр моей бабушки я помнила названия городов Новочеркасск, Таганрог, Ростов. Я понимала, что информацию надо искать там.

Прошло очень много лет. В конце концов я сказала себе, что надо ехать, и составила свой маршрут: Ростов - Таганрог - Азов - Черкасск - Новочеркасск - Ростов.

Тем временем в интернете стали попадаться первые упоминания о моём прадеде.

В Ростове я сразу пошла в архив, стала искать документы. Я поняла, что у моей бабушки, помимо двух сестёр, которые жили в Москве, были и другие сёстры и брат.

Я спросила в архиве, как мне найти ещё инфорамцию о родственниках. Мужчина, работавший в архиве сказал, что я ничего не найду. Когда люди спасались от преследований, то они меняли фамилии.

Я съездила в Таганрог и Азов, чтобы прочувствовать атмосферу, понять откуда мои корни (по крайней мере часть из корней), затем вернулась в Ростов и на следующий день водитель повёз меня в Черкасск.

Черкасск вымерал. Домишек было мало. Я прошла через ворота то ли монастыря, то ли церкви и увидела сразу напротив домик с садом. Около домика сидела пожилая женщина с красивыми голубыми глазами и слегка накрашенными губами на строгом немного морщинистом лице, а тут и там были вывешены и разложены какие-то поделки из керамики и вязаные коврики.

Женщина неотрывно и пристально смотрела на меня. Я пошла к ней. Я также внимательно разглядывала её лицо. Она молча наблюдала за мной. Из вежливости я посмотрела на керамичекие изделия.

"Хорошие работы," - сказала я. "Ваши?"

"Керамика моя, а коврики китайские" - сказала женщина.

Керамические изделия были сделаны в виде панно с изображением рыб.

"Я бы что-нибудь купила, но я не люблю рыб," - сказала я.

"Не любите рыб? Подумайте. Я заслуженный скульптор (или заслужещнных художник) РСФСР - я точно не помню. Мои работы имеются во многих коллекциях за рубежом".

Я ответила: "Извините. Нет. Я не люблю рыб."

Затем я подошла к женщине, так как не могла уйти не сказав ей, то, что меня так привлекло.

"У Вас красивое лицо", - сказала я. "Очевидно, в молодости Вы были очнь красивы".

"Это в прошлом", - слегка улыбнулась женщина. Всё это время она сидела с невозмутимым и слегка насмешливым выражением на лице, выдававшем сильного человека. Женщина не вязалась с окружающей обстановкой, как-то выделялась из неё.

"Я ищу информацию о моём прадеде, " - сказала я.

"А Вы зайдите в соседний дом, там у нас историк живёт. Он про всех знает."

Историк не знал.

Я нашла водителя и мы двинулись в Новочеркасск.

Я отпустила водителя и поселилась в гостинице. Недалеко от гостиницы был музей казачества. Надо было в него сходить.

В Новочеркасске я попала на прадник казаков - День Донской иконы Божией Матери. Город был разукрашен: стояли киоски с едой, были оборудованы небольшие арены, на которых проводились соревнования по борьбе и чему-то ещё, пел казачиий хор. Я слушала песни и удивлялась словам. Певец пел примерно так: "и было страшно на войне, и приходилось убивать - и это называлось подвиг."

Затем начался парад разных подразделений казачьих войск.

На следующий день вечером я пошла в местный театр. В Новочеркасске много военных училищ. Когда я вошла в зал перед началом спектакля, то оказалась в большом помещении полном юнкеров. При входе в зал стоял рояль, за ним сидел один из ребят и играл классическую музыку. Несколько других юнкеров стояли около рояля, слегка на него опираясь, и слушали. Мне показалось, что я перенеслась в другой век.

На следующий день я пошла в Музей Казачества. Предъявив при входе билет, я попросила пригласить кого-нибудь из администрации.

"Зачем Вам?" - спросила билетёрша.

"У меня прадед из этих мест", - сказала я. "Хотела что-нибудь про него узнать".

По внутреннему телефону билетёрша с кем-то связалась, и передала ответ, что музей справок не даёт.

Я пошла по залам разглядывая предметы и фотографии.

Войдя в очередной зал, я остановилась перед фотографией, на которой в два ряда сидели мужчины. Фамилия и инициалы каждого из них были подписаны. Я стала читать фамилии.

Вот он, мой прадед. Так вот он какой был. Я совсем на него не похожа. Я стояла и смотрела на фотографию, вглядываясь в лица.

Затем я подошла к билетёрше и сказала: "Я там нашла фотографию моего прадеда, можно как-нибудь копию фотографии получить?"

Билетёрша опять позвонила по телефону. Ко мне сразу спустилась с верхнего этажа какая-то женщина.

"Извините," - сказала она. "Тут много людей ходят. Так Вы прадеда своего нашли. Как его фамилия?"

"Вы знаете, что стало с ним и с его семьёй?" - спросила я.

"У нас мало о нём информации".

Я сказала, что у меня есть поднос с надписью, графин и рюмки, и что я хочу передать их музею.

Женщина обрадовалась.

Я сказала, что я не догадалась захватить набор с собой в этот раз, но я обязательно его доставлю, только мне бы хотелось получить бумагу, что это я его передала, а то это единственное доказательство родства. Больше нас ничего не связывет.

Женщина ответила, что все предметы оформляются соответсывующим образом и документы передаются в центральный архив. Мне дадут копию документа.

Копию фотографии мне переслали по электронной почте.


Рецензии