20 Общества нового типа

Евангелие от Дарвина или эволюция доверия.

В начало: http://proza.ru/2023/05/17/1409

- 20 -
Общества нового типа.

Испания очень рьяно стала выполнять возложенную на себя миссию.  На вновь открываемые просторы испанцы экспортировали слово истины, а взамен импортировали с земель осчастливленных аборигенов золото. Надо сказать, что в этой схеме аборигены играли исключительно роль одариваемых, поскольку они получали бесценное слово истины, ничего не давая взамен. По представлению конкистадоров, золото не могло принадлежать неверным, точно так же как оно не принадлежит пасшимся на американских просторах буйволам или бродящим в лесах медведям.
К своей миссионерской обязанности Испания относилась очень ответственно. За эти праведные труды ей и посылалась в награду так много золото. Всё просто: чем больше удалось вывезти золота, значит тем выше оценивают усилия Испанской короны наверху.

Не все в Европе смогли оценить такую арифметику. Прямо скажем, многих она задела за живое. Сначала самые оскорблённые вынесли вотум недоверия тому, кто назначил себя главным связным с Богом, а потом, не дожидаясь отмашки сверху, сами включились в колониальный процесс. Внешний поток благ, перехватываемый то одним, то другим государством, делал эти государства последовательно богаче, запуская процесс экономического роста и общего оптимизма.
Когда у вашего соседа растет благосостояние это невозможно не заметить. Мы уже говорили о том, что это никакая не зависть, а закон справедливости, побуждающий наиболее целеустремленных к включению в гонку за материальным благом и успехом. В полном согласии с Фукуямой чувство собственного достоинства толкало обладателей наиболее чувствительного достоинства в объятия кредиторов. 
Парадокс в том, что Испания как не верила в будущее до, так и не поверила в него после открытия Америки. Испания выполняла возложенную на себя миссионерскую работу. Даже когда у нее заканчивались деньги, а это по мере возрастания её мессианских амбиций стало происходить регулярно, Испания очень мудро предлагала всем, кому была должна, немного подождать прихода нового корабля, груженого золотом. Когда очередной корабль задерживался, Испания объявляла себя банкротом. Банкротства случались с завидной регулярностью в 1557, 1575, 1596, 1607, 1627, 1647, 1653 и 1680 гг., но испанцы верили, что Бог их не оставит, и корабли, груженные золотом, вскоре приходили. 

В отличии от испанцев, их конкурентам рассчитывать приходилось только на себя, и они вынуждены были брать кредиты и изобретать акционерные общества за ради внезапно пробудившейся потребности в свободе от Испанского господства и восстановлению справедливости. Так растущие амбиции одних и оскорбленное самолюбие других толкали вчерашних почитателей библейских истин о грехе гордыни и спасении души в объятия к банкирам.
Как вы догадываетесь, такое кредитование имело очень опосредованное отношения к вере в будущее. Если искать аналогию, то ближе всего подходит игра в казино с бесконечным повышением ставок. Верит ли в будущее игрок, закладывающий последнюю рубашку? Без сомнения! Иначе бы не повышал ставку. Толкает ли его к игре вера в экономический рост? Сомневаюсь. Если бы этого игрока не толкало к повышению ставок гордыня (простите, чувство собственного достоинства), то он бы и не приступал к игре. Но сделав первый шаг, он уже лишает себя права выбора.    

В отличии от казино, которое почти никому не дает шансов выиграть, в игре с почти безграничными выигрышами, какие сулила колониальная торговля, многим счастливчикам удавалось сорвать свой куш.  Создание таких акционерных обществ, как Нидерландская Ост-Индская компания (De Vereenigde Oostindische Compagnie, Vere¬nigde Oost-Indische Compagnie, VOC) с уставным капиталом в 6,429 млн. гульденов в 1602 году серьезно снижало риски банкротства отдельных игроков, особенно учитывая предоставленное ей право на монопольную торговлю со странами, находившимися к востоку от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива.

К слову, директорами и членами VOC являлись представители кальвинистской Церкви, богатейших купеческих и регентских семей, видные государственные деятели. Бизнес был поставлен на широкую ногу. На первом этапе Нидерландская Ост - Индская компания стремилась не столько к завоеванию территорий, сколько пыталась договорным путём обеспечить себе монополию на вывоз из Юго-Восточной Азии пряностей и на ввоз туда нидерландских товаров.
Для этого создавались фактории и форты в важных торговых и стратегических пунктах. Уже к 1609 году удалось вытеснить португальцев с Молуккских о-вов, в 1623 – англичан с Малайского архипелага, затем её фактории появились на полуострове Индостан и в Японии, острове Ява, о. Формоза (ныне Тайвань), про-никли в Африку, а в 1640 г. начали колонизацию о. Маврикий.
Компания вела торговлю специями (перцем, мускатным орехом, мускатным цветом, гвоздикой, корицей), фарфором, шёлком; позднее к ним добавились чай, кофе, сахар, хлопок и опиум. Во второй половине 17 века ди¬ви¬ден¬ды ак¬цио¬не¬ров в среднем со¬став¬ля¬ли 18% го¬до¬вых, но в отдельные го¬ды дос¬ти¬га¬ли 60–100%. До 1644 года дивиденды вы¬пла¬чи¬ва¬лись на¬ту¬рой (пря¬но¬стя¬ми), за¬тем толь¬ко день¬га¬ми. В по-след¬ней тре¬ти 17 века Ни¬дерландская Ост - Индская компания ста¬ла са¬мой бо¬га¬тым ак¬цио¬нер¬ным обществом в ми¬ре.
В чём причина успеха этого предприятия? Почему какому-то акционерному обществу удалось потеснить с колониального рынка целые государства? Во-первых, это не просто акционерное общество, а полностью сросшаяся с государством монополия, во главе которой стояли государственные и идеологические элиты Нидерландов.
Во-вторых, главной целью этой государство-монополистической компании было зарабатывание денег. Ничего личного, только деньги. В отличии от испанцев, акционеры компании не считали, что им кто-то должен посылать золото за их труды, т.е. они чрезвычайно уважительно относились к деньгам, которые, в свою очередь, очень чутко реагируют на то, как их ценят.
В-третьих, новое государственно-монополистическое образование формировалось на иных, чем монархии, принципах. Если иерархию монархий формировали воины, то иерархию Нидерландской Ост - Индской компании формировали предприниматели. А это меняло всё!

Гильдии ремесленников и торговцев существовали задолго до открытия Америк и колониальной торговли, но все и вся в этих гильдиях было подчинено установившемуся вековому порядку. Никто из ремесленников не смел даже надеяться на то, чтобы стать так же богат и знатен, как король. Но даже если купцу удавалось заполучить больше богатства, чем было у знатного придворного вельможи или землевладельца, в той государственной иерархии он не становился им ровней. По сути, статус даже очень состоятельного купца или владельца мастерской мало чем отличался от статуса зажиточного крестьянина.
Кроме того, все члены гильдий были связаны друг с другом обязательствами даже более крепкими, чем семейные узы. Выход из гильдии был равносилен потере не только возможности зарабатывать средства к существованию на том же поприще, но и потерей доброго имени. После Реформации свобода христианина распространилась не только на его внутренний мир. Благодаря этому акционер стал волен вступать и выходить из общества руководствуясь исключительно личной выгодой, что несомненно сделало Ост - Индская компанию более гибкой и открытой к переменам.   


Ост - Индская компания была государством в государстве. В её иерархии предприниматели занимали столь же высокие места, какие принадлежали в монархической иерархии землевладельцам и воинам, потому что деньги в новой системе стали цениться больше, чем земля. По крайней мере больше, чем европейская земля. Акционеры поняли, что земли в мире намного больше, чем в Европе; и что можно зарабатывать намного больше не обрабатывая её, а совершая выгодные торговые операции с теми, кто этими землями управляет.
В новой картине мира воины потеряли свою власть. Теперь не они решали политические вопросы, а предприниматели. Теперь воины стали наемниками и им стали платить за их рискованную работу.
 
Это коренным образом изменило картину освоения мира. Когда воины (рыцари, конкистадоры) составляли основу иерархии, они инвестировали в освоение земель своё умение воевать. Воины рисковали своими жизнями, поэтому получив от захваченных земель золото, они не ценили его так, как умеют ценить золото инвесторы. Бравые солдаты, рыцари точно так же, как нами любимые и уважаемые гусары, спускали всё на веселье, пирушки и красивые побрякушки для дам сердца, после чего реинвестировали своё умение убивать в добывание нового золота.
Другое дело предприниматели и акционеры Нидерландской Ост - Индской компании. Большая часть из них никогда не покидало родной Амстердам. Они не рисковали своими жизнями, а только деньгами, поэтому и реинвестировали полученные дивиденды в бизнес. Изменение иерархии сделало так, что Нидерландам денег всегда хватало в отличии от Испанской короны, каждые двадцать лет объявлявшей себя банкротом.
Инвесторы и вели себя на новых землях более разумно, чем конкистадоры. Если конкистадоры убивали местных владык, чтобы ограбить, то инвесторы подкупали их, чтобы вести с ними торговлю. Это вызывало со стороны аборигенов больше понимания и поддержки. Кроме того, продавая в обмен на специи голландские товары, акционеры развивали собственное производство, благодаря чему извлекали двойную выгоду.
Кроме Нидерландской Ост - Индской компании, аналогичные общества существовали во Франции, Дании и Великобритании.  Разглядывая пристально эти общества начинаешь лучше понимать Адама Смита и его концепцию общественного блага. Если то, что подразумевается им под благом уже давно ни у кого не вызывает сомнения, то с тем, кого он понимал под обществом, освещается под совершенной неожиданным углом.   
Только вчитайтесь, чтобы прочувствовать как удивительно точно звучат его бессмертные слова: «Преследуя свои собственные интересы, он (акционер?) часто более действительным образом служит интересам общества (акционерного Ост-Индского?), чем тогда, когда сознательно стремится делать это».
Не будем копаться в том, что имел в виду или не имел шотландский гений. И гением я его называю без всякой иронии, поскольку он приоткрыл завесу над истинным положением вещей, а обижаться на того, кто рассказал людям правду глупо. Куда важнее то, что общества нового типа представляли из себя. Это были общины, пришедшие на смену семейным, в которых родственное доверие заменялось общим доверием к деньгам.

Во многом благодаря Адаму Смиту мы знаем, что их объединяла ещё и общая идея. Идея обеспечения роста общего блага и, благодаря неуклонному росту последнего, всё более полное удовлетворение чаяний и потребностей всех членов общества.
С идеей случилась маленькая неувязочка. Ради светлого будущего необходимо было слегка прикрыть глаза на не очень благопристойное настоящее, в котором собственная алчность и несправедливое отношение к наемным работникам и прочим аборигенам должны оправдываться величием цели.
Дилемма: оправдывает ли высокая цель низкие средства, была решена тоже довольно-таки просто возведением «невидимой преграды» между членами общества и теми, ради кого, не щадя себя, инвестировали люди нового типа. Процесс был тем более упрощен, что акционерные общества очень напоминали собой семью (семейную общину) где каждый каждому почти как брат, все друг другу свои, а за пределами деревни(общества) дремучий лес и все чужие.   

  Кратко. В структуре европейской иерархии благодаря развитию колониальной торговли произошли кардинальные изменения. Место воинов и лендлордов стали занимать торговцы и акционеры Ост - Индских компаний. Вместо реинвестирования военных навыков в процесс освоения новых земель купцы привнесли умение реинвестировать капитал, что привело к вытеснению последними первых не только из процесса грабежа, простите торговли с колониями, но и из процесса принятия решений обществ и управления государствами. 
      


Рецензии