Царица Александринки. Мария Савина
Ей двадцать лет! Болтает, острит, хохочет.
На своих фотографиях М.Г. Савина пишет:
- «Сцена – моя жизнь».
Когда у нее просят автограф, она пишет:
-«Сцена- моя жизнь».
Это- «красивый жест».
Выражающий красивую правду.
Глубокую, истинную правду.
При Александре lll в Гатчине каждую зиму устраивался придворный спектакль. Акт из оперы, акт из балета, одноактная французская пьеса в исполнении артистов Михайловского театра и одноактная русская, написанная на двух языках сразу для актеров Александринского императорского драматического театра.
На спектакле присутствовала царская семья, приближенные, сановники и дипломатический корпус. Пьеса должна была быть «из жизни высшего общества».
М.Г. Савиной приходилось играть перед «высшим светом» даму из «высшего общества». Русской артистке приходилось на сцене говорить по -французски сразу же вслед за французскими артистами. По рождению Мария Гавриловна Савина не принадлежала к «высшему обществу» и по- французски не говорила. Но могла ли М.Г. Савина посрамить актрису Александринского театра? И не посрамила. Взяла себе гувернантку и целый год, каждую свободную минуту занималась французским языком с гувернанткой как школьница.
Год- для одного спектакля в год!
Актриса Мария Гавриловна Савина- явление в русской театральной и культурной жизни.
«От Акулины во «Власти тьмы» Толстого, до старой барыни, княжны Плавутиной-Плавунцовой в «Холопах» Гнедича, от девочки «Дикарки» Островского до Натальи Петровны в «Месяце в деревне» Тургенева- в созданиях Савиной, как бриллиант всеми гранями сверкает русская женщина.
Баба, помещица, аристократка, купчиха, мещанка, актриса, смешная, жалкая, трогательная, любящая мать, жена, любовница, старуха, - русская женщина при всех поворотах судьбы, во всяких моментах ее трудной жизни».
К 80-м годам девятнадцатого века в Александринском театре сформировался первоклассный актерский состав и из «своих», и за счет притока новых сил из провинции. Например, актриса Е.Н, Жулева, перешедшая из амплуа молодых девушек в амплуа гранд-дам, В.В. Стрельская, «тетя Варя»,знаменитая комическая старуха. Великолепный К.А. Варламов, В.Н. Давыдов. Служил в Александринском театре М.М. Петипа, сын великого балетмейстера, актер пленительной внешности, блестящий исполнитель героев-любовников, крупнейшая провинциальная актриса. П.А. Степетова. С 1884 года до конца жизни на сцене Александринки блистал В.П. Далматов, имевший огромный успех в характерных ролях. Ю.М. Юрьев, В.Н. Комиссаржевская…
М.Г. Савина, также приехавшая из провинции, сумела своим талантом и обаянием отвоевать место на столичной сцене. В провинции она служила у некоего П.М. Медведева, антрепренера, открывателя известных в будущем актеров, попасть в труппу которого было великой удачей. В воспоминаниях сохранилась такая характеристика Савиной: «…Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодичным голосом, вся изящная, хрупкая, она была очаровательна в оперетке и комедии…Тогда уже можно было угадать, что из Савиной со временем выработается хорошая актриса. Она имела характер, любила сцену до самозабвения и умела работать, не надеясь на вдохновение".
Для Александринского театра Мария Гавриловна Савина была подлинной находкой. Первое положение ведущей актрисы она сохранила на всем протяжении своей сорокалетней службы в театре (1874-1915г.г.). Она пользовалась громадным авторитетом в труппе, успех у публики был чрезвычайный. Савина прекрасно сознавала свою силу. По словам премьера Александринского театра, Ю.М.Юрьева, она «царила на сцене- любила царить и умела царить».
Александринский театр был построен Карло Росси в 1832 году, позже, чем Малый театр в Москве.( Малый театр окрыли в 1824 году. А.С.) Архитектурный облик Александринского театра отлично вписался в общий «строгий, стройный вид» города. Квадрига бронзовых коней, колесница Аполлона, как бы взлетала над классическими белыми колоннами фасада.
Торжественный, гордый вид здания совершенно не походил на скромный, домашний вид «дома Островского»- Малый театр в Москве.
Появление Марии Гавриловны Савиной в Александринском театре не осталось незамеченным. В статьях обозревателя петербургских театров, некоего А. Вольфа сезона 1873-1874г.г. отмечалось, что корифеи и опытные артисты театра сразу же заметили в новой актрисе признаки недюжинного дарования. «Бенефицианты» сразу же стали «ухаживать» за восходящей звездой с целью занять ее в своих спектаклях. А бенефисные спектакли назначались в Александринском театре каждую неделю.( Бенефис- это спектакль в честь одного актера или работника театра, все доходы которого, за вычетом на собственно постановку, поступали одному человеку- бенефицианту). Отказывать товарищам было не принято, да и Савина, как «новенькая» не смела и помышлять об отказе.
Благодаря бенефисам звезд Александринского театра, имя начинающей актрисы стало известно театральному Петербургу. «Жизнерадостная и веселая, полная тонкого юмора, грациозная, кокетливая, женственная»,- так писал о ней тогдашний режиссер театра Е.Карпов.
Савина вспоминала свой первый сезон в Императорском театре: «Я репетировала и играла, играла и репетировала…». Играла все без разбора, Офелию в «Гамлете», Глафиру в «Волках и овцах» и т.д. За сезон участвовала в 132 представлениях, исполнила 20 ролей, из них 14 новых.
Впечатление от игры М.Г.Савиной отобразил известный театральный критик того времени Александр Кугель: «Было такое ощущение, как будто кто-то взял большое опахало и повеял свежим ветерком, и словно стало менее жарко и душно». Из воспоминаний зрителя о водевиле «Утка и стакан воды» Лабиша: «Невольно охватило радостное волнение от появления молодой стройной брюнетки, точно весенний вихрь… глаза горят, ноздри раздуваются, веер ходит ходуном в тонких пальцах… Что-то будет дальше..?».
Неизменный партнер Савиной тех лет, актер Сазонов вспоминал, что будто какой-то бес в ней сидел. Одно ее появление на сцене уже гипнотизировало публику.
Эпоха водевилей с «волшебницей с фиалковыми глазами», Варварой Асенковой, затем с блистательной Надеждой Самойловой, фривольно-шикарной французской оперетки с пикантной Верой Лядовой, с ее шиком и грацией, постепенно стала увядать… В это время и появилась Савина, - констатировали театральные завсегдатаи и критики. «Интерес спектаклей оживился, и интеллигентная публика стала возвращаться к театру».
В этот период времени Мария Гавриловна искала пьесу для своего собственного бенефиса. Случайно ей попалась на глаза пьеса И.С. Тургенева «Месяц в деревне».
Эта пьеса, одна из немногих пьес, автором коих являлся Тургенев, считалась в литературных кругах несценичной, растянутой и тяжеловесной, но Марию Гавриловну покорил образ юной Верочки, увлек ее и очаровал.( К слову, пьесу эту актриса играла на протяжении всей творческой жизни, но позже уже в роли гранд дамы Натальи Петровны).
«Месяц в деревне» был сыгран в Александринском театре в январе 1879 года.
Ее игрой, нет, не игрой, а воплощением совершенно живого реального существа поразился даже сам автор: « Верочка! Неужели эту Верочку я написал?... Я даже не обращал на нее внимания, когда писал…Вы- живая Верочка…»
К.С. Станиславский сказал бы, наверное – изображение жизни человеческого духа…
В образе Верочки зрители чувствовали пробуждение первого чувства, пробуждение женственности, пробуждение души…
Тургенев увидел Савину в образе Верочки весной 1879 года. «Это была для него счастливая весна встречи с родиной, которая, как он говорил «его простила». Где бы он ни появлялся в это время, в Москве ли, в Петербурге, он становился центром внимания. Одним из сильных впечатлений Тургенева в этот приезд было знакомство с молодой петербургской актрисой.
Тургенева влекло к Марии Гавриловне не только восхищение художника ее талантом и артистической изящной натурой. Но и некоей влюбленностью, что было совершенно естественно. Он восторгался ее «умным лбом», «красивыми руками», «прекрасными черными глазами»… «Вы очень привлекательны и очень умны, писал он ей,- что не часто совпадает. И с вами беседовать – изустно, или письменно- очень приятно».
Мария Гавриловна была еще слишком молода, и пылкое поклонение знаменитого писателя, чьими книгами она зачитывалась в юности, и чье имя было известно всей России, конечно же, льстило ей. Но не только это. Ей кружило голову само чувство Тургенева- пусть не слишком глубокое, пусть не любовь, а влюбленность, но искреннее и нежное, изящное и заразительное.
Здесь мне хочется, сделав некоторое отступление от основной темы, поведать вот что: теперь можно констатировать факт, что в истории отношений творческих людей были в разное время подобные моменты.
В 1850-х годах в Москве, в Малом театре, появилась юная, но уже подающая большие надежды, актриса, Любовь Павловна Никулина- Косицкая. Бывшая крепостная, она, окончив театральное училище, сразу же стала получать ведущие роли в репертуаре театра. Островский обратил внимание на юную актрису, и в душе Никулиной-Косицкой вспыхнуло ответное чувство. Это была запретная любовь, любовь против судьбы. А судьба, у каждого своя, продиктовала свои условия, но и осталась в жизни этих людей особой вехой. Для будущего бенефиса Любовь Павловна попросила Островского написать пьесу, и так родилась гениальная пьеса- «Гроза». Успех был ошеломительный. «Гроза» гремит над Москвой», - начинались этой фразой отзывы прессы… А это была и «гроза», прогремевшая над головами двух влюбленных. Это про их отношения написал великий драматург.
Любовь длиной в целую жизнь объединяла двух людей- английскую актрису Патрик Кемпбелл(настоящее имя Стелла Таннер) и драматурга Бернарда Шоу. Актрисой Стелла, по мужу Кемпбелл, стала в силу обстоятельств, потом ей понравилось блистать на сцене, благо к этому у нее были все данные- красота и ,как оказалось, талант.
Миссис Пат, мифическая женщина, как ее называли в театральном мире, приводила режиссеров в отчаяние, играя так, как она сама считала правильным, не считаясь с их рекомендациями. Бернард Шоу следил за ее творчеством в многочисленных критических статьях и был покорен ею. Между ними возникли отношения, впрочем, весьма платонические. Эпистолярный роман остался в истории благодаря пьесе «Милый лжец» автора Джерома Килти. Переписка двух любящих людей длиной в 40 лет послужила основой пьесы.
Но как ни волновало Савину чувство Тургенева , она сама была
влюблена в другого.
Этим «другим» оказался потомок рюриковичей, сын Никиты Всеволодовича Всеволожского, друга Пушкина, офицер лейб-гвардии Конного полка Никита Никитич Всеволожский. Его беззастенчивое и безоглядное ухаживание за первой актрисой сделало Савину «сказкой города».
В биографической книге М. Светаевой «М.Г. Савина», читаем: С ее стороны вовсе не было ослепления , неведения неопытности- она все видела и сознавала, нимало не обольщаясь и не переоценивая достоинств своего возлюбленного. Просто впервые в жизни была охвачена страстью, противиться которой не могла, да и не хотела.
Фигура Никиты Всеволожского, его судьба типичны до хрестоматийности: блестящий русский аристократ, прожигающий жизнь в светских развлечениях, проматывающий миллионное состояние, оказавшийся чуть ли не нищим в эмиграции, в Монте-Карло. За реальной человеческой судьбой встает история целого поколения, так глубоко и мучительно отобразившегося в русской литературе прошлого века».
Это было короткое и ослепительное счастье двоих. И это счастье, слишком рано отравленное горечью, никогда не перестанет бередить ей душу. На протяжении всей жизни будет возвращаться она воспоминаниями к «пережитому, горькому, но тем не менее «милому» прошлому».
Расцвет М.Г. Савиной.
Савина уже не просто любимая артистка. Она – центр Александринского театра. Театр Савиной- это история женского сердца, сюита, которую можно озаглавить «Времена года» . В книге М. Светаевой «М.Г. Савина», читаем: «Каждая женщина была прожита актрисой на сцене подробно и беспощадно: весна- с майски прозрачной Верочкой, едва познающей любовь… зима- с студено-мертвящей княжной Плавутиной-Плавунцовой, к которой былая любовь является жутким призраком незаконной дочери княжны- дворовой девки-пьяницы…
О победоносной женской власти Савиной упоминает каждый, пишущий о ней: «А главное- она была женщиной, настоящей женщиной с чудно горящими карими глазами, сводящими с ума старых и молодых, - признавался Н. Ходотов. – О, эти глаза! Их силу, их обаяние всегда будут помнить и те, на ком они останавливались в минуты гнева, и, те, кому сияли бесконечной милостью и доброй лаской».
Она была царицей русской сцены… И как актриса, и как женщина, и как человек… Она родилась с правами на трон. Слова «власть», «властвовать», «царить» всю жизнь сопровождали Савину.
«Савина обладает в театре непререкаемой властью. Власть нужна ей прежде всего, чтобы играть то, что она захочет. Актриса давно уже достигла такого положения, когда Дирекция по ее требованию ставит любую пьесу, какую она только назовет. Но в том-то и вопрос, что ей играть?»
В это время Савина утверждает, что ее призвание – отражать жизнь на сцене, а не страдать со зрителями над непонятными символами.
Наступало Чеховское время в театре… Не все принимали пьесы А.П. Чехова… И именно из-за их символизма, недосказанности и новизны сценического материала.
Рядом с выстраданными исканиями тех, кто обновлял русский театр: Станиславским, Горьким, Чеховым, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом, создавая свежее и жизнеспособное искусство, находились те, кто отрицали возможность новых начинаний, не всегда понимая, как нужно ставить новые пьесы.
Как известно, первое представление «Чайки» в Петербурге провалилось. Поставили эту пьесу в бенефис комедийной актрисы Левкеевой. Эксперимент, по крайней мере тогда, не удался. Савина позже играла и Аркадину и Раневскую в «Чайке» и «Вишневом саде» по необходимости. И ролей этих не любила. Единственная роль в Чеховской пьесе «Иванов» ей пришлась по душе- роль жены Иванова Сары. Это был тот характер, который был ей близок и понятен: страдающая от недостатка любви душа.
Савина была первой актрисой-общественницей в России. Она слыла выдающимся организатором, ей удавалось любое предприятие, за которое она бралась, у нее была кипучая энергия, дар горения и энтузиазма.
Главное приложение ее сил было конечно в театральном деле. Артисты русской провинции, их проблемы она хорошо знала, так как сама прошла через многие испытания и трудности гастрольной жизни. Марии Гавриловне Савиной низкий поклон за воистину великое дело: она в 1894 году создала Русское театральное общество, ВТО, в задачи которого входило общее развитие и улучшение театрального дела в России.
И еще… « Мы, как птицы небесные, живем настоящим- и по всей России едва ли найдется десять человек актеров с обеспеченной старостью…»,- так высказалась Савина и основала в1895 году Убежище для престарелых сценических деятелей. А в 1902 году на Петровском острове было выстроено здание , в котором разместился Приют для актерских детей-сирот.
И вот уже столетии стоит на Петровском острове в Ленинграде-Петербурге Дом ветеранов сцены…
Театральное искусство России озарили своим талантом многие великие актрисы рубежа 19-20 века: Ермолова, Стрепетова, Комиссаржевская… и среди этих имен прекрасных женщин , русских актрис сияет еще одно- царица русской сцены Мария Гавриловна Савина.
Свидетельство о публикации №223061100741
Сергей Богаткин 14.10.2024 09:05 Заявить о нарушении
Алла Сорокина 14.10.2024 10:04 Заявить о нарушении