Вспоминая Товстоногова. К 110-летию дня рождения

             Давно уже нет гениального мастера.  Он ушел из жизни в мае 1989 года. Сегодня нет почти всех выпестованных им корифеев.  Остался Олег Басилашвили да Георгий Штиль, начинавшие с Георгием Александровичем, страшно подумать,  в  далекие пятидесятые.  Алиса Фрейндлих и Валерий Ивченко не в счет-они пришли в восьмидесятые и уже готовыми мастерами с твердой репутацией,  а тех артистов, которые застали Гогу, послужили вместе с ним театру, я бы не спешил отнести к корифеям БДТ.  Нет того БДТ, нет мира Товстоногова, нет того воздуха,  пьянящего и волнующего,  который мы с такой жадностью вдыхали. Нет и подавляющего большинства из нас, помнивших чудное время, влюбленных в жизнь и в  этот театр, веривших и надеявшихся. 
          Актеры-они как дети. Гога своих детей любил. Порой деспотично, ревниво, но искренно и самозабвенно,  поэтому не прощал добровольного ухода из театра своих любимцев и обиды не забывал.
           Первой ушла Доронина. В Москву! В Москву!  Уход стал сильнейшей травмой в профессиональной жизни Георгия Александровича и в ее жизни как таковой.  Что это было ее большой ошибкой Доронина скажет позднее, уже на похоронах Товстоногова.  Потеряла больше, чем приобрела.  Взлетевшая звездой уже с первых ролей у Гоги, она не потерялась и в Москве, но несомненно, что в БДТ она достигла бы большего.  Уходили по разным причинам и нет нужды эти причины перечислять.  Уходили "первачи",  те на кого Гога рассчитывал: -Смоктуновский,  Борисов,  Юрский с Теняковой,  Луспекаев из-за болезни. Однако,  подавляющее большинство оставались, ожидая своей роли, хотя многие так и не дождались, верно продолжая служить театру.
             C уходом Дорониной БДТ стал мужским театром,  хоть и служили там великолепные артисты,-гордость русской сцены: Эмма Попова, Нина Ольхина, Людмила Макарова, Валентина Ковель, Зинаида Шарко.  Мужской состав впечатлял: Лебедев,  Стржельчик,  Лавров,   Копелян, Юрский;  позднее, Басилашвили и Борисов и,  конечно,  Смоктуновский. 
               Товстоногова любили,  обожали, кто-то исподтишка ненавидел,  наверное, были сплетни и слухи-куда уж без них!  И при этом, преклонялись и чувствовали себя одной семьей.
               Он принял БДТ в ужасающем состоянии,- зрители не посещали, ярких постановок не было, труппа была неимоверно раздута и неуправляемые актеры "съедали" непрерывно меняющихся режиссеров.  Товстоногов уволил половину труппы, а оставшихся увлек творчеством.  Фраза "я несъедобен",  которой он охарактеризовал свою персону, навсегда осталась в истории театра.  Гога имел достаточный авторитет к 1956-му году, к моменту его прихода в БДТ. Две Сталинские премии за патриотические   постановки к торжественным датам и внушительный послужной список поставленных громких спектаклей. 
               За первые три года  работы в новом коллективе Георгий Александрович выдал такие шедевры как Эзоп,  Пять вечеров и Идиот, в театр потянулись зрители, а билеты надо было не покупать, а "доставать".  На спектакли ехали из Москвы и других городов. Ехали Красной стрелой-ночь туда и ночь обратно.  Cтремились увидеть полюбившихся артистов и спектакли Товстоногова,  великолепную игру Зинаиды Шарко и Ефима Копеляна.  Говорят, что министр культуры Фурцева приехала запрещать "Пять вечеров", а ближе к концу спектакля украдкой смахивала слезу.
             Однако, именно Идиот открыл страницу сверхдефицита БДТ.  Шел 1957 год - время потребности общества в доброте, человечности,  когда после не так давно прошедшей войны и страданий существовал запрос на простые человеческие качества,  такие как сопереживание и сочувствие.  Труппа театра, вместе с режиссером, и приглашенным на главную роль Иннокентием Смоктуновским, создали шедевр, который запомнится надолго.  Cпектакль, премьера которого состоялась 31 декабря 1957 года, имел сенсационный успех.  Никому не известный артист Смоктуновский сыграл  роль князя Мышкина.  Cовременники называли спектакль историческим, писали, что с него начинается новый этап в актерском искусстве и что в нем продолжены знаменитые актерские традиции.  В словаре театралов появились такие слова как  "явление",  "паломничество".
                Смоктуновский играл Идиота 200 раз и вскоре покинул театр - больше играть роль князя Мышкина он не мог; - "иначе сам остался бы больным человеком" -его слова.   Уход артиста, которому Товстоногов гарантировал ведущие роли  в последующих спектаклях,  была присвоена  высшая категория и выделена квартира в новом  "сталинском"  доме на Московском проспекте 75,  стал серьезной потерей для труппы и режиссера.   
              До сих пор не утихают споры вокруг причины разрыва Смоктуновского с БДТ.  Формально причиной расставания было названо опоздание на три недели из- за съемок в кино к началу репетиций Горе от ума, где Смоктуновскому была отдана роль Чацкого.  Однако,  по мнению ленинградского театроведа Александра Яблонского, решающей причиной была несовместимость Смоктуновского  и личностная и актерская со звездной труппой Гоги той поры.  Актер был не прост, но и коллеги не могли так сразу  войти в тот мир, который предлагал им Смоктуновский.  Они были мастерами самого высокого уровня, уникальной одаренности, мастерства запредельного. Но они предлагали своему коллеге игру по тем канонам,  к каким привыкли сами на тот момент. Смоктуновский отверг все их  советы, осознавал свою гениальность, культивировал ее и нес с достоинством. Он оказался прав, но разрыв с труппой был неминуем, хоть он и победил.
             У Товстоногова были, мягко говоря, не простые отношения с главой города Григорием Романовым и городским комитетом культуры.  Несмотря на то, что Георгий Александрович ставил такие спектакли,  как Оптимистическая трагедия,  Кремлевские куранты, Протокол одного заседания, Перечитывая заново,  так называемые,  "датские"  постановки; -  городская власть в лице Романова недолюбливала режиссера.  Комиссии, принимающие спектакли,   цензурировали постановки, вносили десятки изменений,  выхолащивали идеи Товстоногова, а в 1965 году запретили уже готовый спектакль Римская комедия. Противостояние поэта-сатирика Диона и императора Домициана  /личности и государства/, таланта и силы, преподносилось с современным подтекстом.  Такая "фига в кармане" не могла не обидеть власть предержащих. На генеральной репетиции были зрители из родственников и знакомых,  которые восторженно реагировали; - в зале стоял заливистый, ехидный хохот и испуганный смех.  Зато, так называемый, общественный просмотр, на котором в зале присутствовала приемная комиссия из соответствующего отдела, прошел при глубокой тишине.  4о человек в зале, по словам Зинаиды Шарко, даже не подозревали, что есть чувство юмора. Потом были прения:
      ЧЛЕН КОМИССИИ  - Рабочие Выборгской стороны после просмотра этого спектакля, вас, артистов, шапками закидали бы!   Вы когда последний раз были на Кировском заводе?
      ТОВСТОНОГОВ -  Никогда...
       ЧЛЕН КОМИССИИ  - Оно и видно по спектаклю!  На сцене собрались люди и расшатывают...
         ТОВСТОНОГОВ  -  Эти десять артистов способны расшатать?
         Романов при встрече пенял своенравному режиссеру: - Смотрите, Георгий Александрович, я ведь еще не бывал на "мешках"  /Три мешка  сорной пшеницы/,  а то непременно бы запретил спектакль. 
        Он мечтал убрать Товстоногова из театра, хотел, чтобы режиссер написал заявление об уходе, планировал его замену на лояльных коммунистов - Кирилла Лаврова и Владислава Стржельчика, но те отстояли Георгия Александровича и отказались наотрез.  Позднее к наградам режиссера прибавилась Государственная премия за Тихий Дон и "гертруда" /звание Героя Социалистического труда/.   В Москве понимали, что нельзя разбрасываться известным всему миру режиссером. 
          Злые языки поговаривали об антисемитизме Романова; - зная это, Товстоногов предложил киевлянину Михаилу Вольфу, приглашенному в БДТ, сменить фамилию. 
         - Понимаете,  Михаил, меня все и так называют Гогой, а кое кто считает театр синагогой,  поэтому попробуйте поменять фамилию...
            Так в БДТ появился артист Михаил Волков, получивший признание миллионов кинозрителей за роль разведчика в фильмах Путь в Сатурн и Конец Сатурна.
             Товстоногов любил приезжать в Киев и посещать театры Леси Украинки и Ивана Франко, поэтому нет ничего удивительного в том, что в БДТ появились Луспекаев, Борисов, Волков, позднее Ивченко, да и Кирилл Лавров когда-то служил в киевском театре вместе с отцом.
           Аншлаги в БДТ были постоянным явлением -  зритель  стремился увидеть выдающихся артистов даже в "датских" спектаклях,  поставленных Георгием Александровичем.  Зрительный зал наполнялся и  на утренних постановках.  Народ ломился на все,, даже на Поднятую целину,  Трассу и другие "подарки"  к датам и съездам.
          Кто-то из злопыхателей /наверное, найдутся и такие/,  скажет, что БДТ был антисоветским театром.  Наоборот,  самый советский по структуре и атмосфере, царившей в нем.  Как пишет Сергей Юрский в своих мемуарах,  Товстоногов был нередко жесток с актерами которых любил и воспитал, если чувствовал творческое противодействие.  Он был не только лидером, но господином труппы и его диктатура оправдывалась великими свершениями. Художественный итог - главное и для его достижения все средства хороши.  Работать с Гогой всегда было радостно.  Жизнь была полнокровная, нескучная. 
           C уходом Товстоногова, БДТ, в том виде, каким он был при гениальном режиссере, закончил свое существование, а нам, современникам великого Мастера, остается листать сохранившиеся старые программки тех спектаклей,  смотреть их телеверсии, помнить выдающегося режиссера и его звездную труппу.
             
               
            
            
   
          
         
         
         
         
         
         


Рецензии
Светлая память Георгию Александровичу Товстоногову!
Гениям всегда трудно. Особенно в авторитарных режимах
Романов - один из самых свирепых цепных псов того времени.
Спасибо за публикацию, уважаемый Виктор!
"Зелёная"!
До новых, интересных встреч!
И Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   28.06.2023 05:53     Заявить о нарушении
Cпасибо, Виктор!

Виктор Кутуркин   29.06.2023 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.