По морям Ч6гл5 Завязывай с контрактами

 P.S. Начальные главы, начиная с мореходки в сборнике " По морям по волнам"   Как-то устал я после Сахалина: работа нервная, перелёт длинный. И тут поступила от жены команда: «Завязывай ты уже здоровье тратить на контрактах. Квартирой не только детей, но и внука обеспечили. Я свою должность дочке уступила, ты зятя в хорошую фирму устроил. Надо о здоровье внука позаботиться,» Я согласился и    сменил свой номер телефона, чтобы агент не соблазнял очень интересной работой или высоким заработком. Плавали-знаем! Месяц прожил спокойно и тут встретил в магазине хозяина частной буксирной компании. Все называли его ‘ барином’. Позже стало понятно, почему. Уж не знаю, как бухгалтерия отчитывалась перед налоговой службой, но у нас не было штатного расписания, табелей, отчётов. Барин сам договаривался с работником и платил за вахты. Разглашать размер выплаты запрещалось. В день получки народ заходил в кабинет, и барин вручал зарплату наличкой ‘ с барского плеча ‘. Он как будто вывалился из начала 19-го века: высокий, упитанный, любитель охоты с собакой, властный. Только что крепостных не накажешь батогами.    Ещё после переезда в Калининград я хотел устроиться в его компанию, подсказал идею приобретать суда в Америке на аукционах. Америкосы предпочитают продавать суда после 15 лет работы. Я уже начал искать варианты покупки судна, но устроился в Лук.Ойл. Барину понравилась идея с покупкой судов. С Америкой что-то у него не срослось. Начал покупать суда в Европе. Качество, конечно, было хуже, но у барина было два отличных механика, которые восстанавливали машину. Внешний вид восстанавливала бригада узбеков, которым он платил мало, но предоставил каюты на дебаркадере, стоявшем у причала. Таким образом и бесплатную охрану причала обеспечил. Бизнесмен! Купил он морской буксир, отремонтировал на верфи, а перегнать на причал некому. Не работали его штурмана на одновинтовых судах. Я согласился перегнать. Буксир мне понравился: элегантный, два мостика. Верхний для швартовых операций, нижний для переходов. Управление выведено и на крылья мостика. Ошвартовались красиво, под аплодисменты встречающих. Барин просит поработать недолго, чтобы попрактиковались судоводители. Я согласился, влюбился уже в пароход. Так и отработал до лета. Барин нашёл работу по морской буксировке объекта аж на Дальний Восток. Мне говорит: «Васильевич, ‘Норд ‘ будет в летнее время делать морские буксировки с тремя штурманами, а осенью будешь приходить и работать в порту. Устроит?» Конечно устроит. Летом на даче работы много! Однако осенью ‘Норд ‘ опять получил заказ на морскую буксировку. Я хотел уволиться, но барин отговорил: «Через две недели пригонят другой буксир. Таких во всей стране нет. Почти 4 тысячи л.с. Управление винтовыми колонками.» Знал, чем можно удержать меня. Однако через две недели буксир не пришёл из-за поломки двигателя. Пришлось тащить его на буксире. Сразу по прибытии перегонная команда уехала. Собственно говоря, там и осталось после поломки три человека. Буксир представлял печальное зрелище: машина сломана, труба котла тоже. Весь дым поступал в жилой блок. Переборки чёрные. Механики начали ремонт, а штурмана, матросы и штурм-группа узбеков стала отмывать и красить судно. Выяснилось, что два года перед продажей оно стояло на отстое никому не нужное. Судно привели в порядок через месяц, а кто будет учить им управлять?                В это время на заводе по переработке сои ‘ Содружество Соя ‘ уже работали два буксира, построенные в Питере, с подобными колонками. Для обучения штурманов приезжали на месяц инструкторы из Питера. Пару слов скажу о заводе ’Соя ‘ . Его построили, когда я ещё работал в Лук-Ойле. Вернее сказать, строили площадку. Сам завод работал в глухих джунглях Бразилии. Местные жители протестовали из-за вреда, наносимого природе.  Наши купили его по дешёвке и доставили в Калинин-град. И воды много и Европа рядом! Завод начал работать, а стоял он рядом с Лук-Ойлом, разделял только забор. По утрам на палубе лежала жёлтая пыль толщиной в палец, вонища, рыба из залива ушла. Однажды приходит начальник городского отдела экологии ко мне с проверкой. Я говорю: «Чего нас проверять. Вон за забором проверьте.» Он отвечает: «Вы хоть знаете чьи капиталы в заводе? Меня даже на территорию не пустили. Акт вынесли. Подписывай, или завтра другой подпишет.»

Это я отвлёкся. Возвращаемся к буксиру “ Авангард”, в девичестве “ Rovangard”. Приходит утром штурман с “Сои’’. На мостике его встречает капитан-наставник, которого барин поставил капитаном судна, я и Иван, вновь принятый опытный штурман с порто флота. Запустили двигатель. Садится наставник за ручки, но не получается управлять судном. Повернёт ручки туда-сюда и смотрит куда судно поплывёт. Прошли вдоль причала метров пятьдесят и выдал он резюме: « У вас винты не такой системы. На наших буксирах в корме стоят, а у вас в середине. Так что, звиняйте, сами разбирайтесь. У вас же джойстик стоит. Включите его.» А джойстик не работал. Джойстик- палочка выручалочка для дураков. Куда сдвигаешь его – туда судно и идёт. Компьютер сам управляет разворотом винтов.                Хорошо, что мы шли вдоль берега. Накинули швартов на какое-то бревно. Течением прижало к берегу. Наставник прыгнул на берег и помахал ручкой, а нам ведь надо вернуться на свой причал. На свой страх и риск сел за управление. Страшно! Попробовал работать одним винтом. Кое-как дошли и ошвартовались у причала. Барин и толпа работников всю картину наблюдала. Барин доволен: «К причалу подошёл- будешь учить остальных.» Ремонтировали механику джойстика около трёх недель, но я обнаружил интересную особенность. Оказалось, что можно, оперируя джойстиком, наблюдать на экране как при этом разворачиваются рулевые колонки. Я нарисовал схемы. Для примера: поворот направо с движением вперёд- левая колонка 20 граду-сов вправо средние обороты, правая колонка –прямо, малые обороты. После окончания ремонта нас поставили на причал Лук-Ойла, где отрабатывали на практике все приёмы. Мы с Иваном освоили, а у капитана не получалось. Пользовался джойстиком.  Наступил период осенне-зимних штормов. Никто из судовладельцев не заказывал «Авангард». Зачем такая громадина, если другие справляются. Помог случай. В гавани Лук-Ойла стоял на ремонте контейнеровоз, а у него парусность- будь здоров какая. Налетел ураган и его начало отрывать от причала. Вызвали буксир с «Сои», чтобы давил в борт. Не справляется. Вызвали второй. Молотят оба полными ходами час, другой и сообщают, что у них уже перегрелись двигатели. Если оторвёт контейнеровоз, его навалит на танкер полный нефти. Караул. Я предлагаю придавить к причалу контейнеровоз. Мощность у нас больше, чем мощность двух буксиров. Кричат: «Давай подходи скорее. Уже швартовы лопаются!» Даванул их так, что борта затрещали. Просто прилепил к причалу. Они быстренько завели дополнительные швартовы. Ура. К утру шторм стих, Иван пришёл на смену. Спускаюсь по трапу, а навстречу барин с заместителем капитана порта. Мы с ним обнялись: « Так это ты, Санёк, спас нас. Как дядя Вася учил.» И мы хором проскандировали: « Дядя Вася Шандорук для курсантов лучший друг!» У барина глаза чуть не повылазили. «Мы одну мореходку закончили. Только я на 6 лет раньше.»- пояснил Бодряков.
« Да, отличный судоводитель. Он Вам и покажет, что это судно может даже вальс исполнить, не говоря о швартовках.» Пришлось мне вернуться и покрутить судно в вальсе. С тех пор у «Авангарда» появилось много работы. Отработали до лета. Я должен был пойти в отпуск после капитана. Работали мы с Иваном вдвоём пока в отпуске был капитан. Мы с женой уже купили путёвку в санаторий. И вдруг Иван получает телеграмму, что его отец в больнице в тяжёлом состоянии. Барин просит постоять две вахты за Ивана. Потом выйдет капитан и будем стоять сутки через сутки. Вернётся Иван и я пойду в отпуск. Отстоял я четверо суток. Жду капитана, а его нет и на телефон не отвечает. Оказывается, он приболел. Барин опять просит постоять вахты за всех. Я согласился. Думал, что будет щадящий режим работы. Не учёл я жадности барина: «А-а, ты будешь много зарабатывать, так и работать будешь больше всех.» Мало того, что гонял на все ночные работы. Так ещё и утром после швартовки танкера лягу вздремнуть в 7 часов, так он в половине девятого. Звонит: « Ну как дела?» Потом я не выдержал: «Не звоните, Дайте хоть пару часов отдохнуть.» А три других буксира отдыхают. Наконец Иван сообщил, что возвращается, и капитан поправился. Оказалось, что у него просто обострение простатита было. Последняя ночь и на танкеры нет заявки. В 8 вечера звонит: «Есть наряд отбуксировать судно от Рыбного порта на судоверфь.» Подхожу, а рыбачок меньше « Авангарда». Звоню барину: «Тут судно маленькое, как мне его тащить. Три буксира стоят. Пошлите кого-нибудь другого.» Отказался барин. После окончания работы звонит в истерике: «Почему лоцман жалуется?» Отвечаю: «Правильно жалуется. Слон муравья ведёт. Я его самым малым подтолкну, а он отскакивает как мячик.» Помолчал он и буркнул: «Можете на ночь домой пойти.» Утром пришёл на судно с бутылочкой отметить с механиком отпуск и документы подготовить. В 11 часов звонит барин, услышал мой голос: «А почему вы на судне? Я же вас домой отпустил.»
- Так мне нужно судно к передаче подготовить, хоть вы зарплату не хотите платить.
- Ну вы же всё понимаете, Александр Васильевич.
- Да вы не беспокойтесь. Я всё сделаю бесплатно, а завтра зайду в контору.
Документы я подготовил. Отметили с механиком отпускные. Позвонил жене, что скоро буду дома по распоряжению барина. А она удивляется: «Как это? Если на судне что-нибудь произойдёт, ты же будешь отвечать. Напиши в судовом журнале почему покинул вахту.» Что тут скажешь? Жена моряка, правильно мыслит. Я и написал, что покидаю вахту по распоряжению начальника из-за его нежелания платить зарплату за этот день. На следующий день написал заявление на отпуск с последующим увольнением. Но на этом история не закончилась. В августе пошли на рынок. Мы покупали мёд у пчеловода Михаила. Он тоже работал на каком-то судне механиком. Я ему рассказал, что уволился, а он говорит: «Ты приходи к нам в Госморспасслужбу. Как раз им штурман нужен на наше судно. Прежний в море пошёл. Работа- не бей лежачего.» А почему бы и нет? Такой работы у меня ещё не было. Контора с таким громким названием располагалась в старом деревянном здании на берегу залива, но здание было о двух этажах. Несмотря на то, что состоял флот из водолазного катера, грузовой баржи и катера со сложным названием СКБЗ (Специализированный Катер Боно Заводчик), с руководством был полный порядок. Отдел флота, механико-судовая служба, бухгалтерия, плановый отдел. Штатное расписание, табеля.     Ну совсем другое коленкор! Начальник посмотрел мои документы и предложил должность капитана. По наивности я подумал, что его поразил мой послужной список. Впоследствии оказалось, что никто не хотел капитанской должности. В Лук-Ойле разница в окладе сменного помощника и капитана была весьма значительной, а здесь сущие копейки. Катер стоял на причале Лук-Ойла. Мне в прежние годы приходилось окалывать лёд у этого катера. Не думал, что буду работать на такой букашке. Постараюсь кратко рассказать о сути работы. При работе с топливом всегда есть возможность его разлива. Чтобы топливная плёнка не расползлась по всему заливу, ставится боновое заграждение. Это маты из плавучего материала, похожего на Пено полистирол, но мягкого. Они обшиты брезентом и к нижней части прикреплены грузики, чтобы удерживать в вертикальном положении. Этой ’змейкой ‘ операторы’ на катере окружают танкер. Но не СКБЗ, а обычным катером. Смысла в СКБЗ я в тот момент не усматривал. Проще было поставить на причале бытовку для операторов. Так называли матросов-катерников, а ещё им выдавали красные удостоверения с гербом и надписью «СПАСАТЕЛЬ». Однажды по пьянке, когда не было танкеров, решили они смотаться на танцы в санаторий “Янтарный берег “. На въезде в Светлогорск тормознули их гаишники. Выручили только эти корочки. Штурманам и механикам делать было нечего. По началу, по своему обычаю, навёл порядок в документах, табель сделал в электронной форме. Потом начал писать рассказы. Кстати, расскажу окончание истории с Барином. Однажды Ваня, штурман «Авангарда», работал с танкером на Лук-Ойле, услышал мой голос и попросил зайти к нему. Их на терминал не пускали. Рассказал мне: «Тебя в конторе до сих пор вспоминают, но не при барине, который аж зубами скрипит от твоего имени. Ты же знаешь, что Барин снимает с судна командиров на ремонте или отстое. Оставляет только матросов. Поставили «Авангард» в отстой для подготовки к Регистру. Ночью приезжает на катере портнадзор с проверкой. Просит позвать вахтенного штурмана, а матрос говорит, что на борту только он. Портнадзор спрашивает судовой журнал. Матрос говорит, что и журнал он заполняет. Портнадзор читает журнал и видит твою запись, что ты покинул вахту, потому что барин отказался платить зарплату. Судовой журнал, как ни крути, юридический документ. Барину такой штраф вкатили ! А тебя все уважают.»
Отработал я около года. Вызывает начальник и говорит, что теперь мы будем работать с танкерами на внешнем рейде. Я понял, что это желание администрации порта. После запуска Терминала в Ленинградской области, танкеры предпочитали бункероваться там, а не идти по узкому Калининградскому каналу. Я ему говорю, что поставить боны мы ещё сможем, а вот поднять их не сможем, потому что нам не поставили устройство для их подъёма и все в курсе этого. Он отвечает: «А вам и не нужно ставить боны. Танкер доложит в администрацию, что готов к приёмке. Вы просто сообщите туда же, что боны поставлены. Вот и все дела.» Я просто обалдел: « А если будет разлив топлива? Кого в тюрьму посадят за ложную информацию? Меня. Все остальные будут ни при чём.» Я сразу написал заявление на увольнение. К слову, разлив всё-таки случился, но скандал как-то замяли. На этом моя морская карьера завершилась. Заканчивается и моя повесть. Тем, кому интересны морские приключения, рекомендую почитать повесть’ Далвас ‘. Я её написал раньше.         Повесть фантастическая, но все морские события вполне реальны. Или происходили со мной, или рассказали мои коллеги. Падающий кран на буровой-это со мной. Историю капитана Бинэ рассказал капитан Клаус Мэрч , о котором я писал. Даже имена я не выдумал, а сокращал ФИО. Далвас-это я. Дориф- сокращение: Доржиев Игорь, Фаи-на.
Я же начинаю следующее произведение: ‘ Как я был проповедником ‘ До встречи, читатели, дорогие мои.


Рецензии
Здравствуйте, Александр!
Всегда читаю с интересом Ваши повествования на морскую тему.
Много нового узнала.
Впечатлена морскими приключениями.
Спасибо!

С уважением,

Нина Пручкина 2   13.06.2023 07:52     Заявить о нарушении
Доброе утро, Нина! Спасибо за комментарий. Так у меня вся жизнь- сплошное приключение. В " Далвас"-е многое есть. Ведь Далвас-это я. А ещё там есть индейцы. Настоящие! Знакомство с ними опишу в повести " Проповедник", а там уже не морские, а речные приключения на лодьях- Из варяг в Греки. Поворот дороги -это не конец пути, если вы захотите развернуться.

Александр Дубовский 2   13.06.2023 09:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.