Сказание о Беловодье

   Давным-давно, когда нынешние старики без труда под стол пешком ходили, довелось одному доверчивому малышу слышать от своей бабушки то ли сказание, то ли легенду.

   После войны городок лежал в руинах, и с жильём было туго. Семья ютилась в доме, крыша которого провалилась после бомбёжек, но чудом сохранились стены и кровля над уцелевшей кухонькой правого крыла. На кухоньке они и жили.

   Натопит бывало зимним вечером плиту бабушка Варварушка, поставит томиться перловую кашу в духовку, уложит поверх горячего чугуна плиты собранные по случаю обрезки и обломки досок, на них мешок, набитый соломой, поднимет дитя на эту постель, прикроет лоскутным одеялом, тепло и хорошо малышу. Сама Варварушка рядом пристроится и сказывает-рассказывает о чудесном крае, который находится то ли недалеко, то ли и не так уж близко от наших мест.
 
   Сошёл там с неба по Кудыкиной горе Млечный Путь и потёк белой молочной рекой. И на крутой правый бережок, сразу за Кудыкиной горой, вскарабкалась деревенька, и живут в ней добрые и справедливые люди. Левый берег молочной реки кисельный.  В местах этих зимой тепло, и круглый год на лугах за кисельным бережком набирают силу целебные травы, способные лечить от любых болезней, и растут цветы небывалой красоты, которые не вянут.
 
   Люди деревеньки не испытывают нужды ни в пище, ни в питье, и никогда не ссорятся. В домах жителей у каждой хозяйки в печи в глиняном горшке томится мать наша - перловая каша. И из этой корчаги, сколько семья не бери, каша не кончится, как бы много её ни было съедено.

   А у хозяина есть ещё и братина, деревянный ковш в виде лодки-ладьи, в котором всегда плещется хмельной мёд. Причём сколько ни льёт хозяин по чаркам, мёд не кончается. А бывало пустит хозяин эту ендову на братчинном пиру по кругу, чтобы каждый мог винца отведать по очереди, так сколько бы человек на пир не пришло, всем достанется. И все, кто пили из одной братины, становились друг для друга как бы братьями.
 
   Собирались братчинные пиры в особых случаях, чаще всего по случаю рождения в семье младенца, а поминок в деревеньке отродясь и не было, так как люди в деревеньке не знают, что такое болезнь и смерть: посреди села растёт яблоня, на ветвях которой наливаются соком молодильные яблоки, отведав которые самый дряхлый старик способен вернуться в возраст, который только сам себе пожелает.
 
   А для тех, кто и стареть вовсе не желал, из Кудыкиной горы бьёт родник. Ключевая вода дарует вечную молодость, стоит только зачерпнуть её горстью и сделать единственный глоток.

- Родненькая, а как же называется это чудесное место? – спрашивал полусонный ребёнок.
- Место то люди называют Беловодье*, - отвечала бабушка Варварушка. – Спи, давай!
- А ты бывала там? – не унимался малыш.
- Бывала, бывала, - пыталась обмануть дитя бабушка, но кроха продолжал донимать вопросами.
- А что ты там делала?
- Травки целебные на кисельных бережках собирала.
- А какие же травки ты искала? – не унимался любопытный мальчонок.
- Да разные: плакун-траву, перелет-траву, разрыв-траву, сон-траву, да и другие лютые коренья - на лету сообщала названия трав Варварушка, может лгала, а может если и сочиняла, то и не очень. - Будет время так они и сгодятся.

   Слыла Варуша доброй травознайкой, многих былинок знала свойства и место, частенько помогала соседкам, если те попросят. Бывало придёт женщина, пожалуется, так мол и так, мужик зачудил. Бабушка вздохнёт, расспросит обстоятельства дела и что пробовала бедолага делать, чтобы мужику помочь, а потом возьмёт свой заветный мешочек, пошитый из разноцветных полосок китайского шёлка, который ей в наследство ещё от маменьки достался, покопается в нём, достанет какой-то узелок, развяжет, возьмёт в завёрнутую травку, даст просительнице щепотку, научит как чай заваривать, да и отпустит с Богом. И никто назад с претензиями не приходил, но с благодарностями часто.

- И все-все эти травки нашла? – продолжал терзать старушку вопросами малец.
- Многие, да не все, - грустно вздохнула Варварушка. - Перунов цвет** для всех своих мужиков, да Одолень-траву*** для себя и сыночка Мефодиньки не нашла.
- Бабушка, когда я вырасту, ты покажешь мне дорогу в Беловодье? – засыпая попросил внучек.
- Покажу, конечно, только подрастай скорее, будешь ты у нас единственным мужиком в доме, - и с этими словами слезинка скатилась по морщинистой щеке крестьянки.

   Ребёнку народные названия трав ничего не говорили. Только тогда, когда мальчишка вырастет, то узнает, что Перунов цвет очищает мужскую душу и не позволяет теряться в жизни, придаёт в трудную минуту спокойствие, стойкость и веру в свои силы, поможет найти общий язык с людьми, сбережёт от сглаза, колдовства и магии, да покажет, где хранятся клады. Только вот беда, цвет далеко не всякому даётся.
 
   А Одолень-трава помогает женщинам встретиться с суженым, сохранить любовь и красоту, спасает от бед, разбоя и недобрых людей в пути, поддержит в случае неудач, и самое главное - защитит детей от болезней и спасёт сынов-воинов от вражеского оружия.

   Вот всё это и подразумевала бабушка Варуша, когда говорила, что не нашла для себя в Беловодьи волшебные травы: в войнах и бедах прошлого столетия сгинули три её мужа и единственный сын Мефодий.

Примечания:
*   О чудесном Беловодье впервые упомянул иеромонах Вышенской Успенской мужской пустыни, Тамбовской губернии, Шацкого уезда отец Владимир, записал Георгий Дмитриевич Гребенщиков в 1893 году. В их изложении сказание звучит иначе;
**  Перунов цвет - цветок папоротника, оберег в виде коловрата;
*** Одолень-травой в старину считались белая и жёлтая кувшинки, оберег– зеркальное отражение коловрата.

Иллюстрация взята из интернета, журнал "Снегирь", автор не указан.


Рецензии
Теплое повествование с ароматом трав.
С теплом,
Мила

Мила Суркова   16.06.2023 08:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Мила!

Владимир Улас   18.06.2023 07:45   Заявить о нарушении