52. Птичий Рафаэль
18 февраля 1747 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о постройке "в Зверинце Ея Императорского Величества дворца в Сарском селе" специального охотничьего павильона, предназначенного для отдыха после охоты.
Эта постройка стала одним из лучших парковых павильонов и недаром получила название "Монбижу" (от франц. "моё сокровище, моя драгоценность"). Это был изящный павильон в стиле елизаветинского барокко, от которого радиально расходились широкие просеки. (В настоящее время на этом месте находится Арсенал)
Проект павильона, выполненный архитектором С. И. Чевакинским, был переработан в 1749 году архитектором Ф.-Б. Растрелли. Общее композиционное решение было сохранено, но фасады получили новое, более богатое оформление.
Лёгкий двухэтажный павильон с куполом в центре и четырьмя боковыми корпусами был богато декорирован (балюстрады, статуи, золочёная резьба, вазоны). Были изменены конфигурации лестницы, завершение купола. Наличники окон, дверей и купол были украшены деревянной вызолоченной орнаментальной резьбой, а медный шар на куполе увенчан резной деревянной статуей Славы. Работы по отделке павильона закончились в 1754 году.
Павильон Монбижу возвышался на прямоугольной площадке, обрамлённой каналом, на той же оси, что и Эрмитаж.
Внутри располагался охотничий зал, все стены которого от пола до потолка предполагалось полностью украсить картинами, "до охоты касающимися". Такая шпалерная развеска входила в моду того времени.
(Часть этих картин в настоящее время можно увидеть в Белой парадной столовой)
http://proza.ru/2023/06/06/1588
Для павильона понадобилось значительное количество произведений, которых в дворцовых кладовых не было. Царская охота на Руси была одной из любимых забав, однако традиции изображения битой дичи или трофейных животных не существовало.
Для исполнения работ в Монбижу срочно понадобился специалист в этой области. Кандидатуру подсказал придворный живописец немецкого происхождения Георг Христоф Гроот, портретист. Он уже исполнил около сорока произведений, среди которых в первую очередь известны портреты особ императорской фамилии и русской знати.
Имея на руках образцы мастерства брата, художника-анималиста, Гроот-старший продемонстрировал их при дворе и получил высочайшее одобрение.
Прибывшему из Германии Иоганну Фридриху Грооту было поручено написание картин "всякого звания и всех родов птиц и зверей" для Монбижу.
Серия полотен для Монбижу состояла из четырёх сюжетных групп: натюрморты с битой дичью, изображения зверей и птиц в естественной среде обитания, животные в клетках-менажах, борьба зверей в дикой природе.
Всего было написано 43 произведения, последние завершены в 1762 году. Картины висели не только в простенках центрального зала, но и в куполе, на парусах и плафоне.
Кроме этого, И. Ф. Гроот обязался "показать своё искусство не сокрытно" для обучения "живописной зверской науке". И он "время праздностию не терял и учеников обучал и их работы поправлял".
Монбижу с его оригинальным оформлением стало диковинной достопримечательностью Царского Села. Современники стремились полюбоваться ею. Граф М. И. Воронцов отмечал в своих "Записках": "Поехали садом к Зверинцу, и тамо долго смотрели Гротовые картины, которые весьма хвалили".
Благодаря переводу гроотовских сюжетов в гравюры и шпалеры, они стали весьма популярны. Серия И. Ф. Гроота стала уникальным явлением в развитии анималистического жанра России.
Редчайший случай в истории художественного образования - "под И. Ф. Гроота" в 1763 году в Петербургской Академии трёх знатнейших художеств был образован специальный класс.
В 1762 году художник написал последние три картины и тем самым завершил "охотничью сюиту" в Царском Селе. Но зверописец не остался без дела. Ему предложили место руководителя класса "живописи зверей и птиц".
В 1765 году коллекция картин была передана (в числе 41 картины) в Академию художеств, где до начала XIX века составляла особую "Гроотовскую галерею".
28 декабря 1762 года Гроот удостоился звания академика за картину "Орёл, терзающий тетерева". А 7 июля 1765 года, в день инаугурации Императорской Академии художеств, он получил почётный диплом академика одновременно с русскими живописцами: Ф. С. Рокотовым, Г. И. Козловым, И. С. Саблуковым и К. И. Головачевским. В следующем, 1766 году, удостоен звания советника, а в 1774-м - почётного вольного общника.
Художественное наследие И. Ф. Гроота насчитывает около сотни произведений.
Голландский мастер XVII века, знаменитый анималист Мельхиор де Хондекутер, получил когда-то прозвище "Птичий Рафаэль".
В определённой мере эти слова можно отнести и к Иоганну Фридриху Грооту.
Продолжение http://proza.ru/2023/06/25/1336
Иллюстрация: Монбижу в Царском Селе
Свидетельство о публикации №223061801530
Действительно он был диковинной достопримечательностью Царского Села.
А имя Иоганна Фридриха Гроота, несомненно, можно считать синонимом вашего заголовка.
С улыбкой,
Светлана Петровская 03.07.2023 16:38 Заявить о нарушении
Улыбаюсь в ответ!
Светлана Шаляпина 04.07.2023 21:16 Заявить о нарушении