Кирюшин храм миниатюра

КИРЮШИН ХРАМ
(миниатюра)

В конце учебного года, в апреле 2022 года, ко мне по чьей-то рекомендации пришли гости: мама с сыном, учеником четвёртого класса, с просьбой помочь по русскому языку. Пока мы обсуждали вопросы, Кирилл хмурился, вздыхал, словом, заметно волновался. Волновалась и я. Вхождение в новую роль, роль репетитора, многому обязывало. Это было похоже на подготовку к важному экзамену, где каждый неверный шаг мог стоить дорого.

Мой незадачливый четвероклассник на вопросы отвечал односложно, знаниями не блистал, и в рабочей тетради, которую предоставил по моей просьбе, буквы словно бы отплясывали гопака. А чуть позже вдруг выясняется: у моего подопечного «личная драма», обида на учителя, который закрепил за ним репутацию «серого троечника». И Кирилл всем своим существом выражал протест. Статус троечника, как выяснилось, мешал ему самоутвердиться в собственных глазах, а также в глазах одноклассников.

 К сожалению, не всё складывается так, как хотелось бы. Этот мальчик успешен во многом: родители обеспечивают его всем необходимым, он обладает дорогим самокатом и уже успел попутешествовать. Однако с учёбой у него возникли трудности, особенно по русскому языку. Кирилл уверен в своих способностях и считает, что учитель просто-напросто придирается к нему. Мальчик также напомнил о длительных ограничениях из-за пандемии, о том, что обучение проходило дистанционно. Если бы не эти обстоятельства, то ситуация могла бы, на его взгляд, сложиться иначе.

Входной контроль первых занятий подтвердил правоту Кирюшиного учителя: знания есть, но... обрывочны, эпизодичны, напоминают  строительную площадку с хаотично разбросанными материалами, что напротив нашего двенадцатиэтажного дома.
 
А про стройку замечено не случайно. За окном через дорогу, действительно, идёт подготовка к большому строительству. Закладывается фундамент непростого здания – здание Храма Божьего. Такое дело не терпит спешки и отлагательств. Строение будет основательным, монументальным, величественным. А сами строители обязаны быть, безусловно, мастерами своего дела. Огромный гусь-кран стрелой упирается в небо, осторожно укладывает в заготовленные ячейки железобетонные блоки, тем самым  отвлекая внимание ученика во время занятий.

И каждый новый день «у репетитора» Кирилл непременно начинает с просмотра панорамы возведения церкви, проявляя при этом неподдельный интерес к удивительному действу; жаль, отнюдь не панорамные окна не могут хотя бы чисто визуально стереть грань между домом и строительным участком.

И мы с Кириллом решили, что в процессе своих занятий тоже займёмся строительством храма, истинно своего, учебного храма с гордым и красивым наименованием «Его Величество - Русский язык.» Вот так теперь и работаем, в унисон происходящему на строительной площадке, шаг за шагом, в длительной череде сверхурочных занятий закладываем фундамент знаний по грамматике, правописанию. Разделы науки о русском языке осваиваем обстоятельно, без спешки, далее и далее…  уже на платформе пятого класса; закрепляем, приводим в порядок прежнее, раскладываем по полочкам новое. А силуэт подъёмного крана, двигающегося вдалеке, порой приходится укрывать за оконные жалюзи, дабы ничто не отвлекало нас от учебной деятельности.

Кран-гигант, таким образом, занимается своим делом: легко и непринуждённо выписывая сложные пируэты, изгибаясь в причудливых формах, а мы с подопечным «по другую сторону экрана» с увлечением трудимся над причудами и секретами словесных форм родного языка. Лингвистические игры, как известно, расширяют кругозор, приучают работать со словарями, они важны для развития логики и мышления, а значит и для развития речи. Например, каверзный вопрос: может ли троечник быть лучшим? (ставит Кирилла в тупик, побуждает к долгому размышлению). В игре «Словесный улов» попадается на удочку слово без корня (вопрос: а разве такое возможно?) Очень познавательна и в то же время забавна, по мнению самого Кирилла, работа с тропами (и уж не козьими, разумеется)…

Гусь-кран трудится в напряжённом режиме, Кирюше в строительстве своего языкового храма уступать не хочется... Он соревнуется с техникой, и это соперничество, в лучшем смысле слова, стало заметно отражаться на результатах учебной деятельности, положительно проявляться в повседневных оценках, баллах, в качестве выполняемых домашних заданий, даже в аккуратности ведения тетрадей, если хотите. Вначале стали радовать редкие четвёрки, затем они прочно утверждаются в графах электронного журнала, вдруг там же, в графах журнала, стали «проблёскивать» пятёрки – и вот уже решающее в данном учебном году ВПР выполнено на «отлично»!

 А далее череда приятных для Кирилла событий, как итог всех этих причинно-следственных связей и  отношений: авторитет среди одноклассников возрастает; бывший учитель безоговорочно вынужден признать результаты учебных достижений ученика-«троечника» и, наконец, самое долгожданное: мама с сыном на каникулах едут отдыхать в солнечные Арабские Эмираты… 

В своих заморских странствиях, не сомневаюсь, мой ученик невольно будет наблюдать за окружающим миром, и, конечно, сопоставлять особенности родной речи с говором людей других национальностей. Но своё, родное, для Кирилла, юного гражданина Российской Федерации, не должно утонуть и заглохнуть в многоголосье чужих наречий. Ведь «славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские…» И нам, русским людям, взрослым и детям, важно самим всегда об этом помнить.

Храм за окном продолжает шириться, строиться; за лето, без Кирилла, здание заметно поднимется, вымахает, ведь гусь-кран всегда устремляется ввысь, в небо. Мой ученик тоже заметно подрастёт, станет на голову выше, и не только в плане физическом… Самое главное, мой пятиклассник уже поднимается на ступеньку выше (переходит в очередной класс) с хорошими оценками по предмету – это добрый знак. «Кирюшин храм», таким образом, набирает высоту, обороты, силу.


***

 "КЛЮКВИНКА"от репетитора
(проект-исследование)


Перед вами фраза из очень известного произведения одного великого русского писателЯ:
«…Кирюха… на весь округ считался лучшим троечником»

Как это возможно, быть лучшим троечником?

2023г.,апрель


Рецензии
Служить Душе!

Служить Душе - святое дело...
А в Храме книги - во сто раз!
Ведь томик - это только тело,
Что причет автора для нас!

Гордитесь светом знаний, жрицы!
Не каждой по судьбе дано
Хранить не только книг страницы,
Но и бессмертия зерно!
Литературный фотоальбом "Чарующая даль". Администрация Болотнинского района, Издательский Дом "Историческое наследие Сибири". Инициатор проекта В.А. Франк. Руководитель проекта Е.В. Иванова. Составитель О.В. Королёв. Главный редактор Н.А. Александров. Использованы фотографии: С. Белых, Г. Ьудеевой, О. Вялковой, В. Дубровского, В. Карпова, А. Кирпиченко, С. Колодезного, А. Новосёлова, Т. Нурхайдаровой, Т. Озманяна, И. Шатрова. Авторы поэтических текстов: Н. Александров, О. Бочков, В. Буслов, М. Кубышкин, С. Мелехов, Е. Остриков, В. Романов, А. Сафронов, М. Сурганов, Н. Тельпугов. Болотное, 2019 год. Издательский Дом "Историческое наследие Сибири", 2019 год. Двести сорок восемь страниц. Тираж пятьсот экземпляров. Страница сто тридцать седьмая.
Стихира в лад!

Валерий Буслов   31.03.2024 09:46     Заявить о нарушении
Уважаемый Валерий! Спасибо Вам за очередной дар! С благодарностью,

Валентина Будникова   31.03.2024 09:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.