Народы мира в еврейском зеркале

«Друг мой, все люди - ЕВРЕИ, просто одни это УЖЕ поняли и смирились, другие ещё не поняли, а потому нервничают».

Эти слова из моей личной беседы со старым мудрым евреем в своё время не только рассмешили меня своей иронией, но и заставили задуматься о том, что же было в глубине их смысла. Теперь к результатам моих философско-религиозных изысканий.

Начнём с того, что как человеку, так и целому народу с их животрепещущими проблемами невозможно увидеть себя без отражения в своего рода зеркале. При этом важно, чтобы такое зеркало не искажало отображения, а также могло вобрать в себя того, кто в него смотрится во всех ракурсах - этническом, религиозном и политическом.

Наиболее подходящим, в силу обозначенных причин, представляется зеркало еврейское.

Нет сомнения в том, что наш мир состоит из мозаики многих культур и даже цивилизаций. При этом одни из них, вспыхнув, исчезли, оставив множество загадок и прекрасных памятников своей культуры, другие приспосабливаются к тем законам и правилам, которые определяют сегодня лицо человечества.

Но есть и те, кто создали и продолжают задавать основной вектор развития нашей земной цивилизации. Это народы авраамической духовной традиции, родоначальником которой является, благодаря пророку Аврааму (который, кстати сам евреем не был), ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД.

Было бы натяжкой и заблуждением считать, что семитские племена и их родовые колена, обретшие Тору, и ставшие после этого еврейским НАРОДОМ, были первыми, кто подошел к осознанию ЕДИНОБОЖИЯ. Но все предшествующие народы с религией единобожия отличны от евреев в том, что даже Единого Бога они воспринимали лишь СВОИМ национальным Богом.

И только еврейский народ через откровения, полученные пророками, явил миру ВЕРУ для ВСЕГО человечества. Это важно напомнить, поскольку, как это ни парадоксально, но об этом зачастую невольно, а порой и намеренно, забывают не только народы христианского и мусульманского миров, но также и сами евреи.

Тема эта большая и важная, и она не может быть раскрыта в рамках маленькой статьи. А потому отметим ключевую особенность, определяющую всё, что связано как с самим еврейским народом, так и с его отношениями с другими народами.

Еврейский народ ЕДИНСТВЕННЫЙ, кто сознательно много веков следует тому, как он представлен в Талмуде - как ЕДИНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Что это значит?

В связи с принципиальной важностью вопроса позволим себе обширную цитату из разъяснения ребе А. Кушнира:
«Сказано там «вы называетесь человек…». Обратите внимание, а почему несоответствие между множественным числом «вы» и единственным — «человек»? Рабби Шимон Бар Йохай не знал грамматику? По-видимому знал, ведь всё остальное написано без ошибок. А если сформулировал именно так, значит этим намекал на истинный смысл сказанного. Есть у евреев из Торы особенность — понятие взаимной ответственности. Точнее не понятие, а обязанность. Судьба каждого еврея касается не только лично его, но и всего еврейского народа… А есть ли такая обязанность у народов мира?… Вот это и имел в виду Рабби Шимон Бар Йохай. Он обращается к еврейскому народу и говорит: Вы называетесь человеком (Адам, в единственном числе), потому что, когда плохо одному еврею, то все остальные, от Аляски и до Австралии, как единый организм, единым сердцем за этого еврея переживают и стараются помочь ему (и так было до последнего времени, столько, сколько евреи жили еврейской жизнью). А народы мира не человеком (Адам) называются, а людьми (Анашим, во множественном числе), ведь нет у них никаких повелений взаимного поручительства» (подробно здесь - http://toldot.ru/urava/ask/urava_1533.html).

Понимание сути сказанного выбивает почву из-под ног как антисемитов, так и фашиствующих еврейских националистов. Если по аналогии с еврейским народом представить себе человеком и все остальные народы мира, то понятно, что у человека-еврея особая миссия, полученная им с его согласия от Всевышнего. А потому любая попытка уйти от исполнения своей стороны Завета похожа на желание такого человека раствориться в толпе. Скажем прямо, с Творцом - это наивная надежда…

Но есть и другая крайность – это желание гордо стать НАД другими людьми и всеми доступными силами доказывать свою вечную избранность. Благо, что исполненная Всевышним Его сторона Завета позволяет евреям иметь целый ряд преимуществ, как духовно-интеллектуальных, так и материальных.

По этому поводу стоит отметить, что с какого-то времени в сознании большинства евреев произошел переворот причины и следствия.

ИЗБРАННОСТЬ была предопределена главным качеством будущего народа-избранника – его МУЖЕСТВОМ, а также праведностью праотца Авраама. Ибо, как известно из Писания, только евреи - народ Израиля - в лице Моисея НЕ испугались предложенной им Всевышним миссии. И лишь ПОТОМ появились у них те качества и возможности, которые стали восприниматься большинством евреев как ПРИЧИНА их избранности…

Как уже отмечалось ранее, в иудаизме есть прямой запрет на миссионерскую пропаганду веры. Приход в еврейство возможен только через ГИЮР.

Вот как объясняют это раввины -
«Евреям запрещено обучать Торе неевреев. Намёк на это содержится в выражении, которое часто употребляют мудрецы: гер ше-ба лэитгайер — «чужеземец, который приходит, чтобы принять еврейство», где слово ба (приходит) указывает, что человек должен сам прийти к решению о гиюре, по своему желанию проявить инициативу. Но, когда он действительно решил и доказал свою искренность, приближать его — это мицва, как сказано: «Я Тот, Кто приблизил Итро и не оттолкнул его. Так и вы, когда придёт к вам человек, чтобы стать евреем исключительно из стремления к Небу, приблизьте его и не отталкивайте» (Ялкут Шимони, Итро 268). (см.- http://toldot.ru/tags/giur/#nbEEautoOgl5 ).

То есть, еврейство — это НЕ замкнутая религиозная община, а общество, устроенное как ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА.

Не разворачивая здесь дополнительной аргументации, выскажем своё предположение, что здесь и кроется главный ответ на ключевую проблему развития как еврейства в целом, так и государства Израиль. Миссия богоизбранности евреев имеет своим конечным смыслом создание условий, при которых ВСЁ человечество станет ЧЕЛОВЕКОМ. Но КАК?

Условием достижения такой цели является устройство и СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ САМИМИ ЕВРЕЯМИ по Законам Всевышнего до того уровня, когда ЭТОТ пример станет притягательным для всё большего числа людей и народов. И через это произойдет воплощение духовного замысла ЧЕЛОВЕК. В этом высший ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ смысл ИУДАИЗМА.

В земном политическом измерении – это создание государства Израиль, который будет НЕ отгораживаться от своих соседей, а НАОБОРОТ. В котором НАРОД ИЗРАИЛЯ (не путать с гражданами) создаст ОТКРЫТЫЙ центр ПРИТЯЖЕНИЯ для ВСЕХ других народов Мира. В этом ПОЛИТИЧЕСКИЙ смысл ИУДАИЗМА.

Кто-то скажет, что это слишком высокие задачи и требования. А как может быть иначе, если это требования Бога.

Однако, милость Всевышнего к ЧЕЛОВЕКУ безгранична. А потому, оставив открытыми «ворота Праведности» в виде иудаизма, Он дал людям дополнительные Пути к той же цели через ХРИСТИАНСТВО и ИСЛАМ.

Это тема также для отдельного большого разговора, поэтому пока ограничимся констатацией того, ЧТО дано нам в ТОРЕ, БИБЛИИ и КОРАНЕ.

В нашем случае для нас важно, что в истории человечества есть только один НАРОД, который предназначен Богом для воплощения РЕЛИГИОЗНОГО пути, совпадающего с НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ и ПУТЕМ её реализации. Для ВСЕХ других народов предначертан путь их духовного развития в качестве либо ХРИСТИАНСКОГО НАРОДА = Церкви Христовой, либо МУСУЛЬМАНСКОГО НАРОДА = Уммы Пророка.

Доминирование любой религии Единобожия, как основы единения людей в рамках одного государства, НЕИЗБЕЖНО будет проявляться выливаться в формат:
1. либо земли обетованной, то есть обещанной Б-гом евреям Эрец Исраэль ( ...от реки Египетской до Великой реки, реки Евфрат [отдам тебе земли] Кени, Книзи, Кадмони, Хити, Призи и Рефаим. И Эмори, и Ханаан, и Гиргаши, и Иевуси (Быт. XV, 18—24);
2. либо уже существовавших ранее Священной Римской Империи в еще большем мировом масштабе - государства Христиан;
3. либо в формате Великого Арабского Халифата, в мировом масштабе - государства Мусульман.

Но, в современных условиях любые попытки ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО развития будут НЕИЗБЕЖНО сопровождаться необходимостью создания ГРАЖДАНСКИХ НАЦИЙ, где важна не этническая и религиозная принадлежность человека, а его гражданство. Эта тенденция наблюдается сегодня и в современном Израиле.

Теперь отложим в сторону аспекты духовно-религиозные и зададимся следующим вопросом. Что есть в арсенале еврейского народа для сохранения себя и своей самобытности, по сравнению с другими народами? Если коротко, то – ВСЁ!    

Евреи – многомиллионный народ с древней историей, своей самобытностью, обладающий своей государственностью и, что принципиально отличает его от других народов при всех понятных оговорках, колоссальными финансовыми ресурсами.    

И что? Обладая ресурсами, о которых могут только мечтать другие разделенные народы, еврейский народ продолжает жить в состоянии рассеяния. Более того, если взглянуть на Израиль и образ жизни израильтян, то со всеми теми же проблемами и нравственными пороками, которые присущи другим народам и государствам.    

Это невозможно рационально объяснить, но современный Израиль по сути своей напоминает относительно комфортабельное гетто, такое большое «еврейское местечко», которое продолжает жить во враждебном окружении. Самое удивительное заключается в том, что это враждебное окружение самими же евреями всеми имеющимися у них силами постоянно поддерживается. Отчего ВСЁ так? От того, что привычно?    

Но не всё так просто. Принципиальное отличие еврейского народа от других заключается ещё и в особенностях его устройства с точки зрения самоорганизации. Это единственный народ на земле, чья сословность и иерархичность построена на религиозной основе. Об этом хорошо известно, но это мало учитывается.    

Воспринимая евреев как самый богатый народ мира (при формальном расчете количества денег, которыми обладают евреи на одну душу), окружающие его народы чаще всего даже представления не имеют о том, сколь ничтожна роль денег и материального богатства в подлинном еврейском мире. Где НИЧЕГО нельзя КУПИТЬ, где изначально заложен конечный смысл и назначение НАРОДА как ЧЕЛОВЕКА, где изначально заложена НЕЗЫБЛЕМАЯ ИЕРАРХИЯ.    

Многовековая СУДЬБА еврейского народа – самое убедительное доказательство Его – Бога - существования. При этом главным источником, как невероятных духовных и материальных достижений евреев, так и столь же невероятных мук и страданий, которые невозможно объяснить рационально, был и остается ЗАВЕТ (Договор), заключенный между Б-гом и еврейским народом - народом Израиля.    

ВСЕ достижения евреев являются следствием исполнения Б-гом своей части Завета, а источником бед – его неисполнения избранным народом. И если Его обязательства и их исполнение очевидны другим народам, то в чем суть обязательств еврейского народа для многих остается загадкой.    

Вокруг этой темы создано столько мифов и искусственных усложнений, что иногда создается впечатление, что важнейшее качество требований Всевышнего - их ПРОСТОТА - здесь опровергается. Однако, это не так.    

В конечном итоге главная миссия евреев — это явить другим народам исполнение Законов Творца, создать такой пример жизни и отношений между собою, чтобы и другие народы захотели принять ТАКОЙ образ жизни. При этом не случайно ЗАПРЕЩЕНИЕ в иудаизме миссионерской деятельности - только через ПРИМЕР и ИСПОЛНЕНИЕ. И для ЭТОГО еврейскому народу дано ВСЁ…
   
Мы не будем здесь заниматься анализом причин неисполнения евреями своей стороны Завета, это дело самого еврейского народа (открыто и с потрясающим мужеством занимается этим, например, каббалист ребе Михаэль Лайтман).

Что хотелось бы сказать в заключение, вернувшись к словам моего доброго собеседника. Есть великая мудрость в том, чтобы когда-нибудь ВСЕ люди, а не только Еврейский народ, ощутили себя ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ. Чтобы боль и страдания одного – человека или народа – воспринимались как СОБСТВЕННАЯ боль. На мой взгляд стоит над этим подумать.

А пока мир перенял в невероятных масштабах то, что является худшим в делах и образе жизни евреев-торгашей – циничных банкиров, политиков и прочих известных своим бездушием персонажей. Но в этом случае, если иметь в виду этот тип человеческого поведения, мы все действительно стали «евреями», но не Завета, а слуг Золотого тельца…

 


Рецензии