28 Величайшая революция, которую никто не заметил

- 28 -
Величайшая революция, которую никто не заметил.
Или не захотел заметить.

Можно попробовать взглянуть на проблему с другой стороны, рассмотрев историю человечества как непрерывный процесс объединения.
На первом этапе человечество было разобщено. Ещё не существовало таких объединений, как народ и государство. Первобытные племена охотников-собирателей включали в себя только сородичей и редко когда превышали сотню человек.
Сам по себе переход на оседлый образ жизни на первых порах не вызвал существенных тенденций к объединению. Вместе с тем, каждая последующая религия позволяла людям почувствовать связь со всё большим количеством людей, не связанных с ними кровным родством. Совместные обряды и жертвоприношения в язычестве были первыми шагами, величественные храмы древней Греции позволили хоть и на локальном уровне, но всё же налаживать взаимодействие с единоверцами. И уже такие глобальные религии, как христианство и мусульманство, создали грандиозные общности, объединённые не только единой верой, но и со временем общим языком и единым правителем. Локальные княжества, торговые и ремесленные города теперь могли существовать в едином пространстве.

При этом все государственные образования продолжали оставаться объединением довольно разобщенных сообществ. Если воспользоваться той аллегорией, которую заботливо спек для нас Жан-Жак Руссо, то монархические государства были похожи на слоеный пирог. Крестьянские общины, ремесленные и торговые гильдии, дворянские сословия и наконец высшее общество, двор, объединяющий элиту - самых приближенных лиц к трону. Все эти слои практически не пресекались в повседневной жизни, а если кому-то приходилось всё же встретиться, то все знали и держали дистанцию. Это конечно же не было индийское кастовое общество, но представители одного сословия не испытывали сердечно-родственных чувств к другому. Всё что их объединяло – это преданность к королю, к тому, кого поставил над всеми ними Бог.
Средневековые государства были слабы, поскольку экономика не позволяла проводить широкие социальные программы и налаживать институты принуждения. «Бюджетных» денег хватало только на роскошную жизнь короля и нескольких сотен представителей высшего света. Всем остальным приходилось самим заботится о хлебе насущном. Поэтому власть не лезла ни в крестьянскую общину, ни в другие замкнутые сообщества, надеясь на взаимность с их стороны.

Если предположить, что ход истории и сама цель человеческой цивилизации направлена на всё большее объединение людей, вплоть до апофеоза в виде единого и неделимого человечества без границ и сословий, то монархии являлись безусловным препятствием на этом пути. Имея в себе объединительную идею, которая объявила всех людей одной веры не только родственниками, но и наделенными общим центральным свойством и частичкой Бога – душой, монархические государства продолжали оставаться сословно разъединёнными. 
Саму по себе концепцию объединения людей во всё большие социальные группы, вряд ли удастся доказать, точно также как и опровергнуть.  Сомневаюсь, что в ДНК человека найдется ген или цепочка генов, отвечающих за стремление к глобализации.  Вместе с тем, ход истории, по крайней мере до настоящего момента, идёт именно по этому пути.
Возможно, это всего лишь вызвано стечение обстоятельств, впрочем, как и любое другое явление социальной или иной природы. Какие же факторы толкают человечество к всё более глобальному объединению?

С одной стороны экономический рост невозможен без вовлечения всё большего числа потребителей, с другой, государства, заинтересованные в суверенном росте, подавляют такие очаги натурального хозяйства, как общины и, вообще, стремятся разрушить любые преграды, стоящие между человеком и фискальной системой. С третьей стороны, человек, лишаемый натурального(человеческого) доверия в результате разрушения общины и последующего ослабления межчеловеческих связей, интуитивно тянется хоть к какому-то суррогату человеческого доверия, одновременно с этим проникаясь доверием к эмитенту этого самого суррогата.
В результате всех этих, а возможно и других менее заметных процессов между людьми разрываются «мелкие» личностные связи ради обретения общечеловеческого единства.
Монархии и крестьянские соседские общины, ставшие на заре феодализма огромным шагом на пути объединения, с вхождением в капитализм и промышленную революцию превратились в тормоз к дальнейшему росту.
В этом смысле Реформация сделала неоценимый вклад как в сам процесс освобождения крестьян из-под «ига» общины, так и в идейной подготовке всех слоев населения к последующему рывку в мир процветающего капитализма, технического прогресса и глобализма.

Если принять тот факт, что жители городов не могут по определению быть членами сельской общины, то по уровню урбанизации можно проследить (с некоторыми оговорками) как шел процесс высвобождения от общинного уклада в европейских государствах со времен Реформации.

Таблица 2. Процент населения городов с 10 тыс. и более жителей по отношению ко всему населению стран .

Страна                1550 1600 1650 1700 1750 1800
Англия и Уэльс    3,5   5,8   8,8   13,3   16,7   20,3
Голландия           15,3   24,3 31,7 33,6  30,5   28,8
Германия               3,8    4,1    4,4   4,8    5,6   5,5
Франция                4,3   5,9    7,2    9,2     9,1   8,8
Испания                8,6   11,4   9,5    9,0    8,6   11,1
Австрия-Богемия   1,9   2,1   2,4    3,9   5,2   5,2
Польша                0,3   0,4   0,7    0,5   1,0   2,5
Европа в целом      6,3   7,6   8,3   9,2   9,5   10,0

Если на примере Англии тенденция хорошо прослеживается (рост городского населения почти в 6 раз) по сравнению с католическими Францией (рост только в 2 раза) и Испанией (рост едва ли на треть) за аналогичный период времени, то в протестантской Голландии и в Германии, стране, где зародилась Реформация, но влияние католицизма оставалось довольно велико, рост оказался сопоставимо незначителен: в 1,9 раза и 1,45 раза соответственно.
При этом в Голландии и Франции наблюдается с XVIII века вместо роста небольшой спад, а в Испании этот спад начинается даже раньше – с начала XVII века. Все эти периоды спада неплохо коррелируют с утратой странами существенной части колоний, что, по всей видимости, свидетельствует о несколько большем влиянии на урбанизацию колониальной торговли в доиндустриальный период.   
 Вместе с тем, если взять за отправную точку уже 1800 год, когда лишь 10% жителей Европы были горожанами, то по данным Всемирного Банка на 2015 год в Испании с Францией по 80%, в Великобритании - 83%, а в Нидерландах - 90% городского населения. Последние данные можно считать избыточными, поскольку нам известно, что во всех этих странах процесс уничтожения крестьянских общин по большей части завершился в середине XIX веке.

Менее чем за один век была разрушен уклад, просуществовавший по крайней мере с появления нашего вида. Большая часть людей населяющих европейский континент потеряла за мизерный с исторической точки зрения промежуток времени опору, взаимную поддержку и устоявшееся мироощущение.
Человеческая общность практически без изменений пережившая неолитическую революцию, эволюцию религий, бесконечные войны, смену властей, передел государственных границ и развал империй вдруг исчезла. Община, всячески поддерживаема и трепетно охраняемая князьями, королями и императорами, сменявшими друг друга на протяжении тысячелетий, вдруг стала мешать экономическому прогрессу, отчего была беспощадно уничтожена, не считаясь ни с какими человеческими жертвами.

 Можно ли сравнивать масштаб изменений, произошедших в результате уничтожения крестьянской общины с теми, которые принесла неолитическая революция, промышленная революция, или такие революции, как Великая Французская и Великая Октябрьская?
Да, последние революции кроме изменений в политической системе ответственны и за развал общинного уклада, но разве от этого разрушение общины становится менее глобальным событием для тех людей, которым сломали привычный образ жизни? А речь идет, между прочим, о жизни чуть ли не девяти десятых населения европейского континента. Речь идёт о количестве людей во много раз превосходящем численность рабочего класса, судьбы которого так заботили Маркса и Энгельса, и в тысячи раз превосходящем тот привилегированный класс предприимчивых людей, о судьбе которых так пекся Адам Смит.
 
Чтобы прошедшие изменения не оставались абстракцией, представьте себя вынужденным переехать в другую страну или ещё лучше на другую планету в связи, скажем, с переходом на другую работу.  На новом месте вы встречаете вроде бы похожих на вас людей и даже язык чем-то похож, но понять, о чём они говорят почти невозможно.
На родине вы жили в большой семье (пусть и не очень дружной), а по соседству у вас была масса друзей и просто знакомых. Новая работа сильно отличается от старой: вместо мотыги и плуга вам приходится работать на фабрике: грузить и потом толкать тележки, крутить гайки, и, невероятное, нажимать непонятные кнопки. Как много времени у вас займет освоение достижений научно-технического прогресса? Год? Месяц? Неделю?

Еще немаловажный аспект: разница в политической системе. Вместо привычной архаичной системы вы окажетесь в волшебном мире неземной демократии (вообразите себе что угодно, но очень-очень продвинутое). К сожалению, вы вынуждены будете работать с утра до ночи и возвращаться в съемную грязную халупу в кромешной темноте, так что не сможете в полной мере насладится всеми радостями цивилизованной жизни.  Впрочем, приобщится к участию в управлении этим волшебным миром, скорее всего, удастся ещё очень нескоро. Во всяком случае, в той самой Великой Британии, где огораживание, а с ним и разрушение общины завершилось в основном в первой половине девятнадцатого века, а имущественный ценз для мужчин отменили в 1918 году, то по крайней мере два поколения бывших общинников были лишены избирательных прав.

Так что же после переезда вызовет наибольшие трудности с адаптацией: новая работа с «фантастически» продвинутой техникой, иная политическая система или непривычная среда и отсутствие возможности общаться с родственниками и друзьями? Даже если раньше вам казалось, что родственников слишком много и они слишком шумные или слишком навязчивые, а друзья не очень отзывчивые или всё время заняты, то, судя по тому, что в Мекке иммиграции - СЩА в крупных городах веками существуют довольно замкнутые еврейские, китайские, итальянские и мексиканские анклавы, где все говорят на родных языках и из которых не переселяются поколениями, то именно утрату личных связей и привычного жизненного уклада пережить особенно тяжело, а для множества людей практически невозможно.

Для большей части населения Земли именно разрушение общинного уклада было намного более чувствительным нежели неолитическая, промышленная революция и все прочие локальные и глобальные преобразования. Хотя промышленная революция и стала непосредственной причиной изменений в экономике, подтолкнувших государственные машины со временем к уничтожению общин, а неолитическая революция позволила племенам кочевников-собирателей осесть на земле, саму кровную сплоченность ни первое, ни второе ничуть не затронуло.

Вполне возможно, что и сейчас мы не вполне осознаем всех последствий этого явления, но то, что было определяющим для наших предков на протяжении всего времени существования человеческого вида не может улетучиться в одночасье без следа. Что-то из той жизни продолжает оставаться с нами и по сей день вполне явственно, хоть и в намного меньшем масштабе (на уровне семьи), но намного больше отголосков прошлого руководит нашей жизнью на уровне бессознательного, при чем, что более важно, на уровне коллективного бессознательного.
 
Несмотря на то, что доверие к универсальному коэффициенту всё более замещает собой доверие к человеку, многие механизмы сотрудничества перекачивали из семейных и соседских общин в большие «общины», называемые государствами и корпорациями, и, как бы сильно свобода не проникала в наше сознание, стремление к справедливости занимает в нашем мироощущении не меньшее, если не большее место.

  Кратко. Если для истории государств более важны были те революции, которые названы в учебниках великими, то для конкретного человека куда важнее оказалось уничтожение государствами их семейный и соседских общин. Если это верно и не для всех людей, то по крайней мере для девяти десятых населения планеты.


Рецензии
Трудно не заметить такую революцию!

Это в России многие до сих пор пишут, что любой разговор о развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости преждевременен. На него нет ни социального запроса, ни реальных предпосылок для возникновения.

Но это только в России и прочих социально отсталых капиталистических государствах с политически пассивным трудящимся народом, который трудится для добывания денег, а не для удовлетворения своих насущных потребностей по общинным принципам гуманизма и взаимопомощи, равноправия и социальной справедливости.

А в северо-западных европейских странах с партийным парламентаризмом, где есть мощные и хорошо организованные партии трудящихся масс, все организованные в государство сельские и городские промышленные муниципальные общины самоуправления связаны социально-экономическими взаимоотношениями между собой с целью социально благополучного проживания всего трудящегося населения страны!

А распределение базовых социально-бытовых благ там производится по принятому всем трудящимся народом закону, который гарантирует достойные человека нормы от их общего производимого в обществе количества при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

А в России люди пока для этого не стремятся объединяться, это обирать трудящееся население власть и богатство имущим не мешают огромные пространства России, а организоваться для нормальной жизни мешает жажда наживы самих россиян в каждом регионе страны, где никто даже не собирается налаживать производство и распределение базовых средств для жизни по социально справедливым принципам.

Это в Финляндии с детства учат всех быть честными и трудолюбивыми, благородными и справедливыми, а экономика строится прежде всего для удовлетворения всё возрастающих потребностей трудящегося населения на основе природных ресурсов СВОЕЙ страны!

А в России все привыкли трудиться для увеличения прибыли и доходов власть и богатство имущих. Сначала на царское правительство, а потом на буржуазно привилегированное советское чиновничество, часто получая лишь минимальную зарплату за свой труд без всяких социально-бытовых гарантий.

А власть и богатство имущие всегда живут как при коммунизме, ибо у них всегда в достатке не только социально-бытовые блага, но и коммуникационные, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт! А если этого не будет у финна, то это уже нарушение естественных прав человека!

В России НИКОГДА не было законов, чтобы с правом на честно и добросовестно нормированный общественно необходимый труд по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее на благо общества, законодательно каждому, независимо от профессии, гарантировалось право хотя бы на социально-бытовых условий жизни не ниже достойных человека норм от общего количества производимых для социального благополучия населения таких социально необходимых каждому благ, как добротное жильё, качественные и привычные для населения основные продукты питания и фактура для одежды.

Где благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый может сам формировать для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны.

И только с таким социально-экономическим законом бедных среди честных и добросовестных в труде граждан быть не может! Именно такие законы и других заставляют быть честными и добросовестными, трудолюбивыми и благородными, а что в России людей заставит быть такими?.

Именно поэтому там каждый трудящийся человек по закону принятому абсолютным большинством трудящегося населения страны имеет право на необходимые нормы базовых средств для жизни от общей массы производимых трудящимися общества и необходимых каждому для социально благополучной жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду, а не только на зарплату пропорционально труду не обеспеченную никакими гарантиями. А значит и добросовестные граждане там бедными быть не могут!

Когда законные социальные гарантии ВСЕХ граждан общества формируются от производственных мощностей, от мастерства и добросовестности трудящихся граждан страны, а не только от прибыли и доходов населения, то от этих законов и добросовестности всех граждан зависят условия жизни и всех членов правительства.

Но если они хотят попасть под следствие за противоправные деяния, то это их проблемы! А в Финляндии службы обеспечения законности работают добросовестно, иначе и их служащим не поздоровится, если кто-то уличит их в нарушении закона!

Если трудящийся народ избрал эти законы в парламентской борьбе, то будьте любезны все граждане страны подчиняться этим законам!

Иначе за нарушение законов избранных абсолютным большинством трудящегося народа страны последует строгое наказание по статьям этого закона!

Финляндия это вам не Россия с её буржуазными варварскими законами.

Сегодня все финны, воспитанные в духе древних общинных традиций, редко задаются вопросом, что справедливо, а что несправедливо, они считают, что это и так каждому понятно само собой. Поэтому, отложив рассуждения о справедливости, их всегда заботит лишь польза дела для себя и для народа своей страны.

И подобное устройство экономики в Канаде, второй по величине стране мира, в Дании, в Норвегии, в Швеции, в Исландии, в Швейцарии, в Сингапуре и в других социально развитых странах, но со своими национальными традициями и социально-экономическими законными гарантиями, которые зависят лишь от природных ресурсов этих стран и от сплочённости трудящегося народа для защиты своих общих интересов жить дружно и счастливо!

О жизни и доходах безработных в Финляндии -

http://proza.ru/2021/01/10/2163

Марксизм это постоянно развивающееся учение о развитии в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости на основе опыта развития самых социально прогрессивных стран мира, а не умозаключений и фантазий теоретизирующих умников.

Аникеев Александр Борисович   23.06.2023 12:21     Заявить о нарушении
Спасибо Александр Борисович!
С точки зрения Карла Маркса, периодическое возникновение кризисов перепроизводства является неизбежным для капиталистической экономики, а причина кризисов кроется в производстве товаров в количестве, превышающем платёжеспособный спрос.

Логика Маркса проста и доходчива. Владелец капитала, как и завещал ему Адам Смит, стремится к получению прибыли. Прибыль он получит только распродав произведённые товары. Для того, чтобы прибыль получили все владельцы нужно распродать все произведённые товары. При этом наемные работники получат за свою работу всегда меньше, чем стоит в магазине произведённый ими товар. Даже если все работники потратят всю свою зарплату на покупку товаров, то всё равно большая часть из произведенного так и останется на полках магазинов.

Для полной распродажи недостаточно того, чтобы все владельцы остались без прибыли, поскольку кто-то ещё должен им компенсировать все прочие затраты и издержки. Поэтому распродать остаток товаров придётся в кредит. Через несколько циклов производства долги накапливаются. Общая сумма долгов принципиально не может уменьшаться, так как её формирует разрыв между общей стоимостью товаров и общей суммой зарплат. Неизбежно наступит время, когда товары перестанут отпускать в долг, размер которого превышает всякие разумные возможности погашения. Следствием этого станет резкий спад товарного производства, банкротства, массовая безработица и снижение жизненного уровня населения. (Карл Маркс. «Капитал», т. 1. 1867 год).

То, что экономические успехи способствовали той стране последние несколько десятилетий не гарантирует, что так будет всегда. И если экономические положение финнов пошатнется и удовлетворение их всё более растущих потребностей станет не полным, тогда что произойдет? Может быть они задумаются о справедливости? И кто тогда будет виноват?

Аркадий По   23.06.2023 13:16   Заявить о нарушении
Важно, чтобы их социально-бытовые потребности были удовлетворены, а это их общинная система производства и распределения гарантирует!

А виновата, как всегда, будет Россия...

Аникеев Александр Борисович   23.06.2023 14:11   Заявить о нарушении