На школьных подмостках из блокнотных записей

ФРАГМЕНТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Вместо предисловия

У каждого педагога всегда под рукой записные книжки (ежедневники), куда вносятся важные пометки, значимая информация, собственные размышления, спешно оформленные в тексты. С годами множество таких ежедневников переполняют полки книжных шкафов, теснятся в книжных рядах (рукописи-то, не горят)...
Время от времени с увлечением рассматриваешь каждую страничку своих былых «подручных энциклопедий», с головой погружаясь в те «лингвистические криптограммы», и при этом думаешь: «А ведь было же в них, в этих фразах, словесных зарисовках отражено нечто важное. И уж, верно, не просто так росчерком пера сюда всё это вносилось, прибавлялось, суммировалось... Были моменты твоей школьной жизни в работе с детьми, которые захотелось остановить, запомнить, чтобы в будущем дать ход новому полёту мысли… Эффект этих рукописных строк в их невыдуманности, документальности, ведь в подобных «писаниях» всё фиксируется, словно бы на лету».
И руки порой до этих школьных «подручных энциклопедий» доходят… хочется всё заново переосмыслить; композиционно выстроить всю череду мгновений, событий, фактов; сплести в единый словесный рисунок, отразить цельным текстом, запечатлеть на листе бумаги. При этом мечтаем придать материалам некую художественность, метафоричность, благозвучие, закрепив «полёт мысли», «вольные просторы своего воображения» вот так, в своем творчестве…
 Ах, школа, школа!.. Ах, память…
 

На школьных подмостках…


Вся жизнь - театр, а школа сцена,
Где мы свои играем роли...

Да, я – учитель, я в роли актёра… Мой кабинет – это театральные подмостки: сцена у доски, а при необходимости и  гримёрная, и  костюмерная… Здесь я укрываюсь от горечи неудачных ролей и переживаю слёзы радости школьных побед. Утром у кабинета с ещё закрытыми дверьми мысленно свершаю свой каждодневный обряд вхождения в свою непростую роль,  а это значит, оставляю здесь, за дверью, отрицательные эмоции, проблемы, болезни и говорю себе: «Всё будет хорошо!»
Вхожу на свои школьные подмостки со своей незаменимой помощницей в руках, придающей  мне собранность и уверенность, волшебной палочкой – указкой и  настраиваюсь на учебную деятельность. «Ведь, именно деятельность, - по утверждению Бернарда Шоу, - единственный путь к знаниям."

Общеизвестно, что ни один ребёнок не бывает лёгким и беспроблемным в процессе своего становления и воспитания. К нашим детям, воспитанникам специализированной школы, там, где обучаются подростки с девиантным поведением, мы подбираем особый ключ – самовыражение в творчестве. Творчество представляется нам как уход от привычных стереотипов: открытие, изобретение, постижение нового, а значит созидание, в процессе которого происходит восстановление ценного, положительного, что есть в характере подростка; это возрождение тех качеств, здоровых привычек, потребностей, заглушённых неблагоприятными жизненными обстоятельствами.

 Творчество – это нахождение точки опоры в нравственном мире, что может послужить в дальнейшем исходным направлением перевоспитания. На своих уроках стремлюсь увлечь ребят, по-хорошему удивить своей творческой деятельностью и в то же время показать им, что они могут так же. И это самое прекрасное зрелище на свете, о чём нам, педагогам, стоит мечтать и к чему стремиться, –  вид молодого человека, бывшего воспитанника нашей школы, уверенно идущего по жизненной дороге.

Итак,  добрый десяток зрителей моего каждодневного спектакля ничем не отличается от завзятых театралов. Как заинтересовать всех? Добиться того, чтобы наше с ними повседневное  сотрудничество стало хотя бы маленьким открытием в их жизни, удивляло, трогало душу, надолго оставалось в памяти? Что для этого нужно? Быть писателем, драматургом, сценаристом? А, может быть, даже скульптором?
Когда-то французского ваятеля О. Родена спросили, каким образом он создает свои произведения, тот ответил: «Я просто беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее»…

 Следуя рекомендациям самого Родена, отсекаем лишнее, извлекаем из своей методической копилки лучшее и представляем на суд читателей, образно выражаясь, только «камешки-сверкачики» своих учебных занятий (сверкач поясним, это камень, дающий при трении искорку).
Современный урок… рождается не просто: «то с наивного вопроса, то со странного ответа… долго- долго зреет в тайне где-то…»; он  требует сюжетности и эвристической доминанты, наводящих на проблему; он должен стать уроком сотрудничества, диалогом.

 Ребята, подойдите к окну! За окном открывается прекрасный вид на весенний лес.

«Всё чудо: солнце, небо, весна, воздух, трава, лес…» — сказал бы поэт земли Кузнецкой В. Д. Фёдоров…

— «Всё прекрасно!» — произносит учитель и просит учеников занять свои места.

Тема урока: «Глагол — это весенняя часть речи…»

А вот урок литературы…
Целый каскад проблемных вопросов  при изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
(Печорин – образ, сотканный из противоречий, и вопросы
для размышления, заданы в ходе анализа произведения):
- «Вам жалко Печорина?»
- Любит ли автор своего героя? За что? А вы, ваше отношение к герою?
- Почему автор называет Печорина «героем времени»?
Творчески интерпретировать полученную на уроках информацию на этапе «рефлексия» помогает составление синквейна, написание отзыва, сочинения и др. В завершении работы над романом «Герой нашего времени», например, предлагается тема мини-сочинения «Я и Печорин». Дерзко? Но в этом есть смысл! Какой? «Ищу в чужой строке себя…» При этом формируются, бесспорно, и личностные (я-концепция); и регулятивные (выстраиваем алгоритм рассуждений); познавательные (даётся сопоставительный анализ); коммуникативные УУД (ведь читатель ведет незримый диалог с героем и самим собой). Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому в решении проблемных вопросов и противоречивых суждений важно максимально сориентировать учащихся на поступок героя и его нравственное содержание (этому нас учили педагоги-литературоведы в  студенчестве).

Проблемные вопросы часто порождают дискуссии:
А давайте поспорим! (фрагмент занятия по смысловому чтению на материале рассказа «Гришка» О. Павловой)
- Безудержный, задорный смех возвращает смертельно больного мальчика Гришку в мир надежды жить.
- Безудержный смех-это случайность или закономерность?
(дискуссионный вопрос)
- Но ведь по тексту смех Гришки – это чистая случайность (не размазала бы волонтёр Нюша тушь, не выглядела бы смешным, отчаянным енотом, не вызвала бы смеха).
-А, может быть, всё случайное закономерно? Попробуем логически доказать, обосновать это… Восстановим по тексту цепочку причинно-следственных связей (работа с текстом рассказа).
Дискуссия – одно из средств формирования, так называемых универсальных учебных действий школьников. Четко излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, задавать вопросы на понимание, вступать в диалог. Беседы за «круглым столом», споры, желание выразить свою точку зрения – эта форма диалогового общения на наших учебных занятиях утвердилась.

 А вот фрагмент спора «Чья фамилия лучше» на защите проекта «Тайны фамилии моих одноклассников» (урок проведен в рамках предметного дня, групповая форма работы, диалог придуман подростками с фамилиями Севастьянов, Савин, Ерофеев. Они –исследователи и фантазёры, полемисты):
Севастьянов: Я - Севастьянов! И кто скажет, что у кого-то фамилия лучше моей?
Савин: Я! Ведь у меня фамилия похожа на название птицы, да и Савин - достаточно распространённая фамилия!
Ерофеев: Да что птица! Моя звучит как звание – ефрейтор!
Севастьянов: Друзья мои, для меня это вовсе не аргументы! Моя фамилия звучна, мелодична, от христианского имени.
Савин: тоже мне аргумент! Савва тоже церковное имя…
Ерофеев: Да что вы, ребята, моя-то всё равно важней, потому что образовалась от греческих слов: священный и Бог!
Севастьянов: А ваши фамилии намного короче…
Ерофеев: Ну и что! Зато…(спор вовремя прерывает персонаж урока, уважаемый профессор Фамильон)
Фамильон:
Ребята, спорить можно бесконечно! Вы просто молодцы! Всё знаете о своей фамилии! Хорошо подготовились к проекту! Знайте…, что «между живущих людей бесфамильным никто не бывает; в минуту рождения каждый – и низкий, и знатный – фамилию свою от родителей в сладостный дар получает…»

Есть формула, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: вначале открывается то, что известно многим, затем то, что доступно не каждому. Только потом откроются истины ещё никому не известные. Психологично? Да. Наша задача – помочь своим воспитанникам сделать хотя бы первые шаги по ступенькам творчества.
И в этом помогает также кружковая деятельность.
"Краеведческий кружок «Литературный поиск» приютил меня в середине учебного года. Мне стало интересно в нём заниматься. У каждого, кто работал в этом кружке, было дело по душе. Кто-то готовил сообщения о писателях-земляках, кто-то учил стихи, чтобы участвовать в мероприятиях, кто-то рисовал картинки к страницам прочитанных книг…" (из сочинения Д. Е.,7 кл.)

Изучая литературу родного края, мы с ребятами нередко сталкиваемся со словами, которые уводят нас в далёкое прошлое, к своим истокам.
И вот оно слово «лад».
- Какое оно? - задаётся вопрос детям.
- Оно красивое, короткое, простое, русское, глубокое, круглое… - отвечают воспитанники.

Выдающийся русский лексикограф 19 в. В.И.Даль провёл скрупулёзную, тонкую работу над каждым словом. Наши «исследователи русской словесности» на кружке, на уроке с увлечением работают со словарём В.И.Даля.
Так, производные однокоренные слова «лад» помогают ребятам разобраться для себя, какова их энергетика:
Лады – согласие музыкальных звуков (Ударил в лады).
Лада, ладушка – любимая, сердечная («Ладушка моя идёт», - сказано о любимой женщине).
Ладно – хорошо (одобрительно). (Ладно сделана работа).
Ладчик, наладчик – человек, который регулирует какое-либо дело (В цех вызвали наладчика).
Лад – согласие (Лад в семье. В доме царил лад да мир).
Просьба к подросткам изобразить слова: «лад», «дом», «родина» в творчестве, в рисунке, аппликации, сочинении.
И « школьные истории» не заставляют себя ждать:
"Подбирая однокоренные слова к слову «лад» с помощью словаря, я ещё добавил немного своих слов . Слова простые, мы все их часто слышим: сладкий, складно, но мне они нравятся. Хоть меня учитель и поправил: «Корень не тот», но мне кажется, что всё очень подходит… Ведь говорят же: «Будешь жить ладно – будет на сердце сладко и в делах складно». ( Г. А., 6 класс)

Кружок продолжает работать. На доске «картинно красуются» пары слов, старательно выведенные учителем разноцветными мелками:
аромат- солнце
окно – берёза
письмо – ручей

Подростки увлечены упражнением под названием «бином фантазии». Перед ними поставлена задача: создать картину из слов, сплести в единый рисунок то, что на первый взгляд совершенно удалено друг от друга по смыслу. Работа спорится. Из вязи самых обыкновенных слов и словосочетаний рождаются удивительные образы-символы, которые помогают видеть окружающий мир как целостную картину бытия.
Например, думал ли кто из вас, что у солнца и запаха есть что-то родственное? Ребята убедят. На их «словесных полотнах» вдруг возникают буйные цветения сибирского разнотравья, где аромат цветов сливается в согласный хор с солнцем.
Вот и вторая картинка.  Нам является белоствольная берёзка. Она скромно заглядывает в окно поэта.
Стоит в берёсте под еловой кроной
Как в курной избе золотая икона…
В.Д.Фёдоров
А долгожданное письмо от мамы по своему теплу и нежности сродни только журчащему ручейку.

Мы проводим на своём кружке разные конкурсы, и, прежде всего, это конкурсы на лучшее сочинение («Сторона любимая, приметная…», «Судьбой дарованная встреча», «Как сердцу высказать себя» и др.). И не в мастерстве дело. Восхищаться нужно умением выразить своё «я», раскрыть свою душу до охваченности светлым смыслом жизни, до осознания своей полезности, нужности.
"Я видел заброшенный пионерский лагерь. А вокруг белоствольные берёзы, много берёз. Они сливались и стояли, словно окутанные белым туманом. Зрелищно! Мне захотелось навести в лагере порядок, покрасить домики и заселить туда весёлых детей".(Экскурсия в с.Верхотомское. Из дневниковых записей кружковцев)
И какую бы работу мы с детьми не проводили – делать это нужно с добром в сердце. Любое раздражение будет смягчаться в общении подростков с самим собой в любом его творческом продукте: будь –то стихотворные строчки, дневниковые записи или сочинения.

Всё, о чём рассказывается в данной главе реально, то есть имеет место быть на самом деле и проверено школьной жизнью в наших творческих учебных мастерских и за их пределами.

В весенние дни, а именно в дни Недели детской книги, свой школьный театр символично называем Театром литературных встреч. И не случайно, ведь читательская деятельность по своей сути сродни работе актёров, режиссёров, сценаристов. Взаимоотношения педагога с ученическим коллективом в эти праздничные для школы дни обретают характер творческого содружества. Педагог – режиссёр, наставник и помощник. Ученик – исполнитель, действующее лицо, тот, кто воплощает все задумки, благодаря своим актёрским данным. Наш интерактивный театр порой стирает грани между зрительным залом и сценой, потому что зрители сами становятся участниками действия и даже могут повлиять на сюжет.

- Итак, Иван Андреевич Крылов. Басня “Мартышка и очки.”
- Кто желает сыграть роль забавной Мартышки?
(На школьную сцену в актовом зале приглашаются несколько участников, по желанию дети могли подготовить творческое задание заранее. Разные участники проигрывают роль Мартышки).
- Кто лучше справился с ролью?
(Зрители сравнивают характеры персонажей. По аплодисментам судят, чья игра интересней. Вручение приза)
- Наконец, выводы: каждый по-своему интересно сыграл роль Мартышки. Повадки плутовки переданы, безусловно.

Интересно работать в мастерской актера? А в мастерской учителя – словесника?
Всё, что бы ни создавалось в Мастерских Слова, требует гармонии, меры, внутренней логики и обусловленности, верного соотношения целого и его частей, чувства ритма и соответствующих ему слов, фраз, предложений - всё это грани педагогического и актёрского мастерства.
"Учитель и актер (по совету К. С. Станиславского) призваны не произносить слова, а действовать словом, думать через слово, вскрывать и скрывать свои мысли через слово…"

Спросите о результатах?
Восторг в глазах ребят (получилось!) – это результат.
Прозвучало благодарное: «Спасибо за урок!» (и ты понимаешь, что всё состоялось).
Замечаешь, ребята стали как-то чуть-чуть серьёзнее, требовательнее к себе, увереннее и активнее на уроках, более грамотно задают вопросы, с желанием принимают участие в олимпиадах, в проектах; наблюдаешь улучшение взаимоотношений между детьми и учителем.

Но всё это не вдруг – это:
Итог обыденной работы –
Восторг волшебного полёта!
Всё это – дивное явленье –
Урок, рождённый вдохновеньем…

***
«Эврика!», торжествующе воскликнул Архимед, поведав миру о своём открытии. «Я нашёл!»- с ликованием в душе вторим мы при внезапных озарениях и догадках после долгих раздумий и педагогических поисков. И всегда, согласитесь со мной, коллеги, в своём предмете мы отыскиваем нечто интересное и увлекательное, преподносим это детям, что, безусловно, побуждает их, пусть к небольшим, но самостоятельным находкам и открытиям…

***
Не так уж и «страшно» само по себе слово «девиация», это всего лишь отклонение от пути. Даже огромный лайнер можно отвести со сбившегося курса. Важно увидеть главное: увидеть в наших подростках просто детей со всей их ребячьей непосредственностью, дерзостью характера, непредсказуемостью поведения; принять и любить их такими, какие они есть, с опорой на лучшее и быть лучиком на фоне их трагического жизненного опыта.


Рецензии