Проповедник ч2гл2 poroerotus

ПРОПОВЕДНИК Ч.2.гл2 POROEROTUS
Итак, я остался в Финляндии. Турбаза располагалась в районе Каригасниеми. Посёлком не могу назвать, потому что дома располагались вдоль одной улицы на расстоянии 5 и более км. друг от друга. В большей части жили оленеводы. Каким-то выпасом оленей хозяева не занимались. Весь уход состоял из Пороэротус. В переводе: олень, разница. Разделение оленей. Это большое событие, праздник. Оленеводы на снегоходах окружают целый район обитания оленей. Шумят, стреляют, сгоняя оленей в огороженное место. Потом гоняют их по кругу. Оленята бегут за мамкой, на них набрасывают лассо и ставят метку собственника, отбраковывают оленей для забоя. Как хозяева видят, что матка принадлежит им, мне непонятно. На первый взгляд все олени одинаковы. Раньше перед программой 'Время’ часто показывали вставку с этим процессом. Теперь не показывают, так ведь и программы ‘ Время ’ тоже нет. Мне повезло увидеть воочию. Случайно, как почти все события в этой повести. Однажды Тодд говорит, что к ним приедет японка на три дня. Позже Тодд признался, что они опасались не буду ли я смущаться её присутствием. Мне же было интересно пообщаться с представительницей другой цивилизации. Встретили мы гостью на автовокзале Ивало и повезли на турбазу. Вдруг она восклицает, увидев загон и оленей:” О! Poroerotus плиз, стоп. “ Минут сорок она щёлкала камерой. Тодд беседовал с оленеводами, а я смотрел на то, что видел по телевизору. С одной стороны, восхищало мастерство оленеводов, с другой жалко было оленей. Хотел безуспешно найти видео в интернете. А-а, всё равно вы бы не ощутили запах оленей, их страх, не отдавался бы в ногах топот их копыт. А японка-молодец, подготовилась к поездке, всё изучила! Главной же её целью были съёмки Северного Сияния. Погода была самая благоприятная для этих целей: мороз за 30 градусов и небо ясное. С вечера она установила треногу, приладила и настроила камеру. Через 20 минут вернулась в дом, посиневшая от холода. Пуховик и лыжные штаны не спасли. Хорошо, что у меня было пальто из овчины, обшитое тканью, унты и штаны для езды на снегоходе, купленные по случаю. В такой экипировке вполне было возможно продержаться минут 30-40. Потом она прибегала в дом отогреться горячим чаем, сидя спиной к огню камина. Я расспрашивал её о жизни в Японии. Помогал в общении одинаковый уровень английского языка, который у меня улучшался с каждым днём. Во-первых, общение с носителями языка, во-вторых наличие отличной литературы для обучения детей. Я слышал анекдот про японцев, которые продолжают ходить на работу даже после смерти. Действительность отличалась мало. Запомнить имя собеседницы было просто, хотя вначале язык не поворачивался сказать: ‘Асука ‘. Работала она в дизайнерской компании по созданию этикеток, картинок на пакетах. Никогда не обращал внимания на спичечные коробки, а она посмотрела на коробок и оценила дизайн. Настоящий ас. Так и буду её величать: и короче и приличней. А на коробке была нарисована сосна. Жила Ас в высотке на окраине Токио, там жильё подешевле. Однокомнатная квартирка площадью 10 м. её вполне устраивала. Еду она не готовила, потому что на первом этаже было много кафешек. Работала она с восьми до восьми. Частенько задерживались до девяти, десяти часов. Добираться до работы около полутора часов, поэтому она вставала в шесть утра. Жизнь-постоянная работа с короткими перерывами. Ещё хуже, чем на рыбаках. Там тоже работаешь по 12 часов, но до столовой- два шага, до места работы- три. Накормят, кино покажут, постель в банный день поменяют. В штормовую погоду не очень приятно, но один из капитанов сказал: «Санёк, если бы штормов не было, в море одни евреи бы ходили.» Я рассказал ей, что работаю в Мурманске на буксире сутки через трое. Если работаем сутки через двое, то потом получаем отгулы и отпуск у нас 42 дня. Вот сейчас я три месяца буду в Финляндии на отгулах. Ас задумалась и спросила: «А чем ты занимаешься три дня?» Я дал самый простой ответ: «Живу, занимаюсь интересными делами, семьёй.» Короче говоря, за три дня не только было снято Северное Сияние, но все успели подружиться. Перед отъездом устроили чаепитие. Тодд хорошо играл на гитаре и подбирал мелодию на слух.  Натянул широкополую шляпу и спел какую-то весёлую ковбойскую. Ас спела на японском языке. Потом попросили меня спеть любимую русскую песню. Ну я и затянул любимую песню отца: ‘ Славное море, священный Байкал ‘. Джерри спросила: «Звучит как-то угрожающе. О чём она?»  Надо сказать, что СССР ещё не распался, иностранцы побаивались этого Колосса. Не мог я сказать, что песня о каторжанине. Пришлось рассказать легенду о гневе Байкала на свою дочь Ангару, сбежавшую с возлюбленным Енисеем. Дабы загладить грозное впечатление, решил спеть песню ‘Лада ‘ про любовь, которую пел в школьном ансамбле. Тодд легко подобрал простую мелодию. Когда попросили перевести её, пришлось изменить слова ‘ Под железный звон кольчуги ‘. Сложностей не возникло только с песней про чёрного кота.
Прощальное чаепитие удалось на славу. Мы не знали, что Ас всё записала на магнитофон. Примерно через месяц Ас написала письмо о том, что за её снимки Северного Сияния получила приз на конкурсе. Её друзьям понравились песни чаепития. Особенно романтическая баллада про Енисей, Ангару и её отца Байкала. Я заметил, что старые русские песни в большинстве своём печальные и трагические. Залихватские- только плясовые, типа Барыни. А всё-таки японцам понравилась мелодия « Славное море, священный Байкал.» Родственные души. И памятник русским морякам они первые поставили.
Я всё-таки нашёл на финском сайте Poroerotus


Рецензии
Про оленей. Хотя я понимаю, что так, видимо, нужно было - все равно их жаль. Никогда не была на Севере. Представляю, как это красиво - Северное Сияние. Вот даже японка приехала делать снимки.
Вы, Александр, так много повидали и так интересно все описываете!
Спасибо.

С уважением,

Нина Пручкина 2   28.06.2023 10:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Давненько не писали рецензий. Мне важно знать, что Вам нравиться и не нравиться. Пишите, пожалуйста. Северное Сияние представить невозможно. В городе его не видно из-за фонарей. В какой-то части из" По морям по волнам" я описывал как мы увидели в первый раз Сияние. В первом приближении. В детстве мне нравился калейдоскоп, а ещё юла кружением цветных полос. Позже я восхищался фейерверками. Если соединить всё вместе, то можно представить Северное Сияние. Цвет постоянно меняется, закручивается в спираль, потом вдруг начинает пульсировать, посылая вниз кванты разного цвета. Это-просто чудо.

Александр Дубовский 2   28.06.2023 13:21   Заявить о нарушении
Буду писать, конечно.
И Вы заходИте ко мне. Всегда рада общению.

Нина Пручкина 2   28.06.2023 13:44   Заявить о нарушении