Перевертыш, батарейка стихотворения

В 2012 году моя мама, Ася Сапир, написала стихотворение «Перевертыши»:

Жизнь играет в перевёртыши,
и не только по весне.
Вдруг подкинет полустёртый шифр,
ну а ключ отдаст не мне.

Поменяет плюсы-минусы
и одарит невзначай
правдой замысла и вымысла
строк осенних урожай.

Жизнь играет в перевёртыши,
всё по правде - верь не верь.
Чудо входит не как вор в тиши,
а открыто через дверь.
...
Потому что перевёртыши
не вокруг и не вовне -
даже возраст их не стёр с души,
обжились на глубине.

12.12.12

Что такое перевертыши? Я думаю, здесь имеются в виду парадоксы,  внутренне конфликтные утверждения, которые стимулируют и творчество, и интерес читателя.

В своем анализе стихов я не раз замечала, что стихотворение использует   выражение, которое имеет самые разные, противоположные значения, с разным эмоциональным зарядом. Такое выражение можно сравнить с  батарейкой: оно создает напряжение между полюсами своих значений. Это напряжение не оставляет читателя равнодушным, подсознательно приковывает его интерес.

Рассмотрим примеры.

1. А.С. Пушкин. Послание Чаадаеву 1818г (Мой анализ здесь http://proza.ru/2021/10/23/65).

Перевертышем здесь являются первые две строки:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман


Слова «любовь», «надежда» несут безусловно положительный эмоциональный заряд в русском языке. Они являются частью церковной триады «вера, надежда, любовь». «Тихая слава» тоже не имеет негативных ассоциаций. В целом, «любовь, надежда, тихая слава» должны восприниматься читателем с эмоциональным знаком плюс.
Стихотворение  начитается с утверждения, что все это — «обман», подвергая читателя эмоциональной встряске, которая не дает ему игнорировать это стихотворение. Этот заряд сохраняется до конца стихотворения, которое все построено на  противопоставлении  старых и новых ценностей. В качестве альтернативы любви предлагается     любовь к отчизне, («Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья»). А альтернативой «надежды и тихой славы» здесь является вера, что «на обломках самовластья Напишут наши имена».  Выбор (коллективного) лирического героя здесь однозначен: он предпочитает «обломки самовластья». Но читатель может выбрать и по-другому.


2. А.С. Пушкин. Я вас любил. (Мой анализ здесь http://proza.ru/2021/10/16/1310)

Выражение "Я вас любил" является перевертышем потому, что оно говорит о любви в прошлом и (потенциально) нелюбви в настоящем. Эти два смысла несут противоположный эмоциональный заряд. У Пушкина все стихотворение играет на  этом перевертыше, пытается одновременно "разуверять" и "заставить верить". Напряжение, созданное перевертышем-батарейкой, сохраняется до конца стихотворения, конфликт не разрешается.


3. А.С. Пушкин. Зорю бьют. (Мой анализ здесь: http://proza.ru/2023/03/29/1736)

Перевертышем является выражение  «дух далече улетает», которое может говорить  об отвлечении, о мечтах, сне или даже о смерти. Это последнее понимание поддерживается и выпавшей книгой, и затихшим стихом. Выражение в последнем смысле имеет элемент мистики, переводит происходящее в сферу нематериального. Различные значения этого выражения имеют противоположные эмоциональные заряды.

Само по себе слово "зоря", как музыкальный сигнал в военной части о заре,  тоже может рассматриваться как перевертыш, потому что этот сигнал может говорить как об утренней, так и о вечерней  заре,   может означать и начало нового дня, и его конец. 

4. Ф.И. Тютчев. Осень. (Мой анализ здесь http://proza.ru/2021/11/01/1208)

В этом стихотворении тоже можно найти два перевертыша.
Первый перевертыш - в первой строфе: «Короткая, но дивная пора». Эпитет «дивная» имеет эмоциональный  знак плюс, тогда как слово «короткий» по отношению к «дивной» поре имеет знак минус, противопоставляет эту дивную пору тому, что было и до нее, и будет после. Все стихотворение развертывает это противоречие. Но в последней строфе есть еще один перевертыш, выражение «но далеко еще до зимних бурь». Это выражение  и указывает  нам на «угрозу зимних бурь», и отодвигает ее, говоря, что до них далеко. Последние две строфы снова обращают нас к «дивной поре», которая происходит сейчас.

Выводы.

Заметим, что во всех рассмотренных примерах один из перевертышей находится в самом начале стихотворения. Он также играет роль "завязки" стиха, определяют его движущий конфликт.

В стихотворении «Перевертыши» мама говорит, что зерном для создания нового стихотворения для нее является такой перевертыш, где знаки плюс и минус меняются местами.

Парадоксальное соединение разных эмоциональных знаков в одном выражении служит «батарейкой» для создания напряжения в произведении, создания художественной неоднозначности, вызывает интерес читателя. 

Удерживая в себе противоположности, перевертыш показывает глубокую, неоднозначную правду жизни. Как сказала мама, через эти-то перевертыши жизнь дарит правду "замысла и вымысла".


Рецензии