Руководство чтением - статья
«…ни одному источнику энергии не удалось создать такого света, который исходит от маленького томика… Книга есть альфа и омега всякого познания».
Стефан Цвейг
Проблема приобщения детей к чтению не теряет своей актуальности. Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что “современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». А ведь именно детское и молодежное чтение – «важнейший залог жизнеспособности нации, ее будущего расцвета».
Как известно, современные учащиеся все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. У воспитанников ГСУВУ «Кемеровская специальной общеобразовательная школа»(2022г.- сменились статус и наименование образовательного учреждения), вследствие педагогической запущенности (различного рода девиации, низкая обученность и обучаемость) читательский опыт и должные навыки чтения практически отсутствуют. Вопрос, связанный с приобщением воспитанников к чтению, становится общешкольной проблемой, разрешаемой в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Своеобразный итог педагогической деятельности в данном направлении – Неделя детской и юношеской книги, традиционно проводимая в дни весенних каникул.
Ответственные за мероприятие: библиотекарь, учителя-словесники, воспитатели.
Цели:
• приобщение воспитанников к чтению;
• знакомство с историей праздника, с историей создания книги, а также с писателями и книгами-юбилярами;
Задачи:
• формировать речевые умения и навыки в условиях анализа, интерпретаций, продуцирования высказываний различного характера;
• развивать навыки конструктивного общения;
• оказывать подростку содействие в достижении социально значимых целей, в раскрытии внутреннего потенциала (развитие творческих способностей).
В организации и проведении Недели необходимо соблюдение принципов:
• системности, целостности, упорядоченности;
• добровольности;
• доступности;
• индивидуально-дифференцированного подхода (учёт способностей, наклонностей, психологических особенностей личности подростка, опора на его положительные качества);
• сотрудничества, доверительности и уважения во взаимоотношениях с подростком в сочетании с разумной требовательностью к нему (соучастие, сопереживание, сотворчество);
• связи происходящего с культурной жизнью родного края (использование регионального компонента – встречи с поэтами, писателями края);
• поддерживания школьных традиций (ежегодное посвящение в читатели, постоянные гости Недели – «книжная семья» и Королева Книга, встречи с работниками библиотек и др.);
• событийности.
Сделать дни Недели ярким, запоминающимся событием – задача непростая. При подготовке к литературному празднику важно соблюдение этапов:
1. Организация. Определение темы, идеи праздника, согласование сроков его проведения с будущими участниками (педагоги, гости, воспитанники).
2. Определение круга литературного чтения (с привлечением регионального компонента). Задолго до проведения Недели в уголках внеклассного чтения (библиотека, кабинет, класс самоподготовки) появляются списки рекомендуемой литературы. Для обсуждения узловых моментов художественных произведений подросткам зачастую предлагаются вопросы. Данные вопросы найдут свои ответы на уроках литературы, во время самоподготовки и «Часа книги», а также на библиотечных часах. Это поможет воспитаннику лучше ориентироваться в произведении при его обсуждении и быть готовым к встрече с книгой, с авторами в дни Недели.
3. Составление программы и распределение по группам. По количеству дней недели план-программа включает в себя 6 - 7 основных мероприятий, тематически связанных между собой, чаще всего юбилейной датой. Участников мероприятий целесообразно распределить по группам: чтецы; художники-оформители; ответственные за техническое сопровождение; группа поддержки.
Чтецы – лицо мероприятия. Презентабельный внешний вид, чёткая дикция; эмоциональность выступления, умение себя подать – залог успеха мероприятия. Но без надёжного тыла желаемого не достичь.
От работы художников-оформителей, ребят, ответственных за оборудование и других помощников, зависит общий успех:
• блёклое оформление сцены – и чтеца уже не видно (даже если он читает выразительно);
• музыка звучит несвоевременно – теряется общий настрой в зале, нет связи между актёрами и зрителями;
• одобрительная реплика из зала, всплеск эмоций, завораживающий взгляд – всё это вселяет уверенность и воодушевление, ты на сцене не зря.
4. Рассмотрение мероприятий на методическом объединении, на худсовете.
5. Согласование планов методического объединения (учителей-предметников, воспитателей) с общешкольным планом.
6. Утверждение плана Недели детской и юношеской книги директором школы.
А далее репетиции, сам праздник и подведение итогов.
Читательская деятельность по своей сути во многом родственна работе актёров, режиссёров, сценаристов. Взаимоотношения педагога с ученическим коллективом обретают характер творческого содружества. Педагог – режиссёр, наставник и помощник. Ученик – исполнитель, действующее лицо, тот, кто воплощает все задумки, благодаря своим актёрским данным. Такой творческий альянс помогает педагогу научить работать – организовывать и участвовать в мероприятиях с постановочным действием, обучить своих подопечных исполнительскому искусству, вдумчивому чтению.
Целенаправленность и высокая организация – залог достижения поставленных целей. Мероприятия объединены общей идеей, композиционно выстроены в строгой последовательности, отличаются единством формы и содержания – и это уже система. Дела, включенные в программу Недели, - это логическое завершение всей предварительной кропотливой повседневной работы с книгой, проводимой на уроках, классных и библиотечных часах, а также на кружковых занятиях и заседаниях клубов. В дни книжного праздника плодотворно работают все методические объединения школы (МО воспитателей, учителей гуманитарно-эстетического и естественно-математического циклов). В творческой лаборатории каждого педагога свой арсенал средств, методов и приемов, используемых в деле пропаганды книги.
На уроках русского языка, литературы полезно в эти дни активизировать словарную работу с книжной лексикой, применять дидактические материалы по данной тематике; для анализа языковых явлений лучше брать высказывания писателей, выдающихся деятелей о книге, чтении, а также пословицы, поговорки, загадки. На уроках литературы важно в эти дни повести разговор о том, какие нравственные качества характера ценят ребята в героях прочитанных книг, в чём хотят быть похожими на них, как пытаются преодолеть недостатки в своём характере, поведении. На уроках истории, географии, обществознания и др. уместно провести обзоры книг с прочтением захватывающих эпизодов. На любых уроках будут желательны творческие задания, которые приведут ребят в библиотеку и заставят обратиться не только к художественным произведениям, но и к справочникам, энциклопедиям.
Дух соперничества присущ подростковому возрасту, он является для ребят естественным стимулом развития. Конкурсы, как соревновательная форма внеклассной деятельности, способны порождать здоровую конкуренцию. Они способствуют развитию эрудиции, расширению кругозора ребят, вызывают потребность больше читать, узнавать, обдумывать. При подготовке к празднованию знаменательных дат, связанных с жизнью, творчеством писателей, рекомендуется проводить различные конкурсы. Рассмотрим некоторые из них.
• Конкурс на знание биографии, творчества писателя.
Вопросы составляются учителем при участии ребят, обладающих достаточными литературными знаниями или подготовленных (помощников). Активное включение учащихся в непосредственный процесс общения: обмен мыслями, впечатлениями, суждениями с опорой на литературное произведение – способствует развитию коммуникативных навыков. В данном конкурсе воспитанники побывают в роли слушателей, выступающих, критиков.
• Конкурс чтецов.
Конкурс на лучшее исполнение стихотворения станет настоящим праздником для подростков – это путь к автору и осознание, раскрытие собственного отношения к прочитанному. Следует поощрять разнообразие репертуара, что даёт воспитанникам возможность почувствовать глубину, силу русского слова, выражающего авторское мироощущение.
• Конкурс на лучшее сочинение.
Участвовать в этом ребятам непросто: необходимо иметь свою точку зрения на обсуждаемый предмет, уметь её полно и лаконично высказать; а также владеть собой, чтобы спокойно выслушивать оппонента и найти убедительное возражение.
• Конкурс художников-иллюстраторов.
Рисование – одно из любимых занятий детей. Выставки работ воспитанников собирают много зрителей. В конкурсе принимают участие все желающие. Экспонируются все рисунки. Эталонов нет. Но всегда есть работы, получающие особое признание.
Таким образом, праздник книги готовится задолго до его открытия. Со временем все воспитанники попадают «в водоворот событий» и становятся участниками происходящего. «Книжное дело» приобретает в школе особый размах, становится массовым, хорошо продуманным, коллективным творческим делом. Принять участие в одном из конкурсов, быть лучшим исполнителем роли литературных героев, стать победителем в различных номинациях – дело чести каждого.
В процессе целенаправленной работы с книгой у ребят вырабатываются навыки беглого, осознанного, выразительного чтения, без которых невозможно овладение знаниями по всем предметам… И это значимо для нашей школы.
Познавательные интересы ребят, сформированные при изучении литературы в период подготовки и проведения Недели, находят дальнейшее развитие в процессе урочных, внеклассных и внешкольных занятий… И это значимо для образовательного процесса.
Неделя детской книги, вошедшая в школу как яркое, запоминающееся событие, содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для воспитания, индивидуального развития подростков, способствует формированию навыков культуры общения, потребности в знаниях, готовности к самообразованию…
Для нашего воспитанника всё это ценно и социально значимо.
Свидетельство о публикации №223070600256