О философских тупиках материализма

Сразу отмечу, что излагаемые здесь от своего имени мысли и суждения, при всей их субъективности, базируются на многолетнем профессиональном философском научном и практическом опыте.

Использование минимально необходимых цитат из трудов Маркса и Ленина определяется целью облегчить восприятие текста как профессионалами, понимающими, о чем идет речь, так и любителями, интересующимися философской проблематикой.
 
Итак.
«Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».
Карл Маркс. К критике Гегелевской философии права.

«Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир - и считать вторичным сознание, дух, ощущение (- опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т. п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря».
 
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.


Позволю себе начать с конца – материализм как учение обладает живой силой, то есть научностью только благодаря связи с диалектикой, причем ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

Сложность восприятия диалектики заключается в ограниченности обыденного, а по сути, метафизического сознания мыслить ЕДИНСТВО противоположностей в их практическом и теоретическом воплощении.

Для демонстрации самого диалектического процесса в сознании и мире физических явлений достаточно задать человеку вопрос:
«С учетом изменений, происходящих в нашем организме в каждом данном моменте, мы живём или умираем?». Очевидно, что даже с точки зрения простого здравого смысла это происходит одновременно, то есть в диалектическом единстве.

В мире физических явлений достаточно привести в пример теорию в квантовой механике. Речь идет про корпускулярно-волновой дуализм, выражающийся в том, что некоторые вещи во Вселенной, такие как фотоны (частицы света) или электроны (крошечные частицы, из которых состоят атомы), могут вести себя и как волна, и как частица ОДНОВРЕМЕННО. Что было ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО доказано опытом потока света с двумя щелями, который был поставлен Томасом Юнгом ещё в 1801 году, не говоря уже о современных данных в области квантовой физики.

Теперь, не экспериментируя с включением в классическое ленинское определение материи внешних слов, воспользуемся его же уточнением понятия «ощущения» в той же его философской статье.

Используя приведенные цитаты получаем -
 «Материя есть ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его (раскрываем о чем речь - то есть в ОПЫТЕ,  «по распространенной в наше время терминологии» ), которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями (раскрываем о чем речь - то есть ОПЫТОМ), существуя независимо от них (то есть от НЕГО – ОПЫТА!)».

Возможность сделать логические выводы из этих уточнений оставляю за читателем. Отмечу только, что Ленин говорит не о МАТЕРИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО, а о КАТЕГОРИИ, то есть ПОНЯТИИ позволяющем помыслить о том, что оно ОПИСЫВАЕТ на философском уровне.

Остается принципиально важный вопрос – с учетом того, что материя, (реальность, стоящая за этой КАТЕГОРИЕЙ) воспринимается ОПЫТОМ, то всегда ли она имеет природу физически воспринимаемых явлений.

Здесь необходимо обратиться к предшественнику Ленина, его учителю в области философии Марксу – «… теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».
 
ЧТО это значит? Это же полное опровержение и даже издевательство над «материализмом»! Какая-то «теория» (то есть ИДЕИ), соединенная с «массами» (то есть овладев СОЗНАНИЕМ ЛЮДЕЙ), становится МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ.

Что здесь физически «материального» - теория/идеи, сознание масс? Полный АБСУРД? Да, так и есть. Но это не абсурд РЕАЛЬНОЙ жизни и протекающих в ней процессов, а показатель ограниченности обыденного мышления, присущего, в том числе, и псевдопрофессионалам из числа философов.

Далее логично возникает вопрос о ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ соотношении пар понятий МАТЕРИАЛЬНОЕ – ИДЕАЛЬНОЕ, а также ОБЪЕКТИВНОЕ – СУБЪЕКТИВНОЕ и их соотношении между собой.
 
Продолжим этот разговор при возможности.


Рецензии