Зачем вообще нужно решать проблемы философии?

Материализм, идеализм, материальное, идеальное, школы, течения в философии – казалось бы, какая разница, что это решает в жизни людей?

Особенно в наше время, когда в стране нет никакой официальной идеологии, когда почти всё взрослое население считает себя верующими, когда не только в интернете, но и на государственных каналах ТВ соседствуют циничный (но красиво упакованный) рыночный и финансовый «материализм», «идеализм» в форме религии и даже эзотерика в виде прогнозов астрологов?

Зачем на фоне всего этого плюрализма дополнительная головная боль философского уровня с каким-то «основным вопросом в философии» и прочими где-то витающими интеллектуальными проблемами? Развлечение что ли такое для психически неустойчивых «идеалистов» или фанатеющих «материалистов»?
 
Про профессиональное философское сообщество и речи нет – просто «странные», никому (ни обществу, ни государству) толком ненужные люди, портящие друг другу и студентам нервы за нищенскую зарплату. Ещё и власть предержащим периодически на нервы действуют …

И что? – ЗАЧЕМ всё ЭТО вместе с философией?
 
Многие ли из читающих эти строки смогли сразу ответить на поставленный выше вопрос? То-то и оно!

А теперь разбираемся. Поскольку сам я заканчивал философский факультет, созданный выдающимся советским философом Эвальдом Васильевичем Ильенковым и его единомышленниками (нашими в студенчестве преподавателями) в Ростовском госуниверситете, то они нам и в помощь (в частности речь идёт о конспекте книги Ильенкова «Диалектика идеального»).

По существу, то есть истинно по-философски, ответ на вопрос можно дать сразу в одном предложении - сама философия, как особая наука, и все поставленные ею и в ней проблемы сущностно важны исключительно в связи с проблемой ИСТИННОСТИ человеческих знаний, в том числе НАУЧНЫХ, в том числе, что не менее важно, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ?

Теперь, конкретно в рамках философского научного знания, постараемся осветить максимально простым языком, но без профанации, ту проблему, которая имманентна любым философским школам и течениям, разделенным, как известно, на два больших лагеря – идеалистов и материалистов.

Ответ на этот вопрос даёт ключ к пониманию не только сути философии и её метода познания, но и к осознанию основ и законов нашего бытия. О чем речь? Речь о проблеме понимания сущности категории «ИДЕАЛЬНОЕ».

Заметим сразу, что рассмотрение идет не в узких в рамках эстетики, как учения о сущности и формах прекрасного, а о том «идеальном», которое составило основание для идеалистических учений, противостоящих в философии материализму.
 
То есть речь о том идеальном, которое, говоря словами Ильенкова, может быть расшифровано, например, «как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало» или как «социально-организованный опыт».

«Идеальное» тут понимается максимально широко, как философское обобщение всей совокупности его проявлений, имеющихся в наличии или ещё возможных, но пока неизвестных.
 
Одним из самых распространённых представлений об идеальном, как на обыденном уровне, так и в профессиональной среде, предстает отождествление идеального с феноменом СОЗНАНИЯ. Однако следует иметь в виду, что даже с точки зрения формальной логики, идеальное не является синонимом сознания.
 
Да, идеальное есть ОДНА ИЗ форм проявления сознания, но обратное утверждение, что сознание и есть идеальное будет ложным. По примеру того, что если Пушкин поэт, то это не значит, что все поэты Пушкины.

Распространённое представление о том, что помимо и вне сознания идеальные явления существовать не могут, и все прочие явления материи материальны, приводит к тому, что находящиеся ВНЕ сознания иные явления, например, подсознательные/бессознательные мотивы сознательных действий, с логической необходимостью надо относить к сфере материальных явлений.
 
Таким образом возникает представление о том, что идеальное не только имеет отношение сугубо к психической сфере, но и сугубо личностным феноменом, результатом мозговых нейродинамических процессов. Хотя и здесь возникает противоречие, так как в таком случае идеальное может быть интерпретировано как сугубо материальный процесс взаимодействия мозговых синапсов.
 
В связи с этим становится логичным заключить, говоря словами Ильенкова,  «что понятие «идеального», «конкретизированное» таким способом, превращается в простое название («обозначение») этого, очень специализированного, мозгового (нейродинамического) процесса, а философская проблема отношения «идеального» к «материальному» подменяется вопросом об отношении одного нейродинамического процесса к другим нейродинамическим же процессам, — специальной проблемой физиологии высшей нервной деятельности».
 
Идеальное, локализованное под черепной коробкой отдельного индивида, выпадает из её - философии - сферы, становясь объектом изучения конкретных наук – психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Оно сводится к различного рода сознательным состояниям отдельных личностей по поводу субъективного переживания материальных состояний собственного мозга.

При чём здесь тогда вообще философия? Зачем ВЕКАМИ велись споры о различиях и даже противоположностью между мимолетными психическими состояниями отдельной личности, субъективные представления которой могут быть отвергнуты уже другой личностью (что сплошь и рядом наблюдается сегодня в спорах на пространствах интернета), и теми знаниями, которые обладают качествами всеобщего, надындивидуального, и в силу этого ОБЪЕКТИВНОГО значения?

То есть формами знания о действительности, существующей независимо от индивида, будь то (по Ильенкову) «Природа, Абсолютная Идея, материя или божественное мышление...

Например, математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания, то есть «вещи», имеющие принудительное значение для любой психики и силу ограничивать ее индивидуальные капризы.

Вот эта-то своеобразная категория явлений, обладающих особого рода объективностью, то есть совершенно очевидной независимостью от индивида с его телом и «душой», принципиально отличающейся от объективности чувственно-воспринимаемых индивидом единичных вещей, и была когда-то «обозначена» философией как идеальность этих явлений, как идеальное вообще.

В этом смысле идеальное (то, что относится к миру «идей») фигурирует уже у Платона, которому человечество и обязано как выделением этого круга явлений в особую категорию, так и ее названием».

(в заставке фотоколлаж - "Гегель. Высота философской мысли")

Продолжение следует.


Рецензии
"Идеальное, которое под черепной коробкой, выпадает из сферы философии, становясь объектом изучения конкретных наук – психологии и физиологии высшей нервной деятельности"

Много нас таких, любителей порассуждать на философские темы. Я в том числе, поэтому с пониманием и сочувствием отношусь к плутаниям собрата по философским лабиринтам. Этакое бесконечное и бессмысленное "все то, да потому, все то да потому".

"Психология высшей нервной деятельности" -- набор слов, типа "сухая вода" или "горячий снег". А физиология -- это другой коленкор. Это наука и добившаяся серьезных успехов. Только вот об'яснить идеальное ей не по силам. Возможно, пока. А скорее всего во веки веков. Учёные могут наблюдать физические, химические процессы, которые происходят при физиологических процессах и даже записывать их. Но эти записи так и остаются записями происходящего непонятно чего.

Для примера. Музыку можно записать нотными знаками, а потом по записям воспроизвести ее (хотя, конечно, так себе). Мысли, проносящиеся в черепной коробке, тоже можно записать с помощью формул. А вот воспроизвести из этих формул сами мысли ещё никому не удавалось. И не удастся никогда.

Поэтому лучше принять как факт, что существует идеальное и существует материальное (которое отнюдь не только располагается в идеальном мире) и не рыпаться сюда со своими домыслами. Лучше повнимательнее читать Канта, Юма и даже Ленина и пытаться понять, что же они хотели сказать.

Владимир Дмитриевич Соколов   19.07.2023 06:17     Заявить о нарушении
Философия не имеет никакой пользы для реальной жизни. Поэтому лучше не лезть сюда. Хотя все равно будут лазить. Философия важна для науки, когда та в тупике. Правда, сегодня наука исчерпала свои возможности. Но, основанная на ней технология, далеко нет. И наши внуки и дети ещё увидят такие изобретения, что мама не горюй. А когда эти изобретения закончатся, вот тогда снова придет черед философии. Только вот живут в ту далеко не прекрасную пору не придется ни мне ни тебе

Владимир Дмитриевич Соколов   19.07.2023 06:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.