Мафаня

                МАФАНЯ
Моё раннее детство прошло в маленьком домике. Такие назывались времянками, построенными из глины с соломой Собственно говоря, весь город был одноэтажен. Жили мы втроём с мамой и бабушкой. Мама работала в кинотеатре. На работу уходила в 2 часа дня, успев покормить меня после школы. Возвращалась с работы в 8 часов вечера. Бабушка вела хозяйство, ходила в церковь, пряла шерсть (в Азии баранов многие держали) вязала носки. Когда я учился в третьем классе, на окраине городе построили первую многоэтажку-хрущёвку. Нам выделили двухкомнатную квартиру, потому что бабушка была ветераном войны. Планировалось построить целый район со школой, магазинами, но грунт оказался ненадёжным плывуном. Дом наш остался бобылём рядом со старым парком. Приходилось добираться до школы на старом, скрипучем автобусе ПАЗ. Во время каникул я бродил по парку, в центре которого был заброшенный летний кинотеатр, подражал пению птиц, после дождей выискивал в траве грибы. Однажды заметил на густой траве под огромным старым дубом большую куклу-мальчика: рыжеволосый, в смешных красных шортах и голубой майке. Подумал, что кто-то его потерял. Осмотрелся: рядом никого. И тут я заметил, что- кукла-то не простая. Надувает щёки, сосредоточенно пытаясь подражать пению птичек. От удивления я громко выдохнул. Мальчик- с пальчик услышал и начал быстро зарываться, вернее, погружаться в траву. Я засвистел как синичка. Погружение остановилось, показались рыжие волосы, ярко-зелёные глаза: «А ты хорошо свистишь! Научишь меня также свистеть?»
- Конечно научу, покажу как с пальцами можно громко свистеть. А ты кто?
- Как это кто?- человечек поднялся во весь ростик,- Я домовой Мафаня. А ты?
- Я живу вон в том доме. Витя меня зовут. Ты где живёшь, где дом домового?
- Вон в том дворце,- показал Мафаня пальчиком на бывший кинотеатр.
Так у меня появился друг и скука закончилась. Мы бегали по парку, играли. В прятки с ним играть бесполезно, а вот в догонялки вполне себе интересно.
Однажды я предложил ему поиграть в пиратов. Вначале рассказал про них. Мафаня задумался: «Откуда ты знаешь, если они жили 200 лет назад?»
- В книгах про них читал. Я ведь читать ещё до школы научился по букварю.
- Как жалко, что у меня нет букваря! Я бы тоже хотел научиться читать.
Я быстро сбегал домой за букварём и мы стали играть в школу. Мафаня оказался очень способным. Через месяц он уже читал по слогам и так увлёкся, что мне приходилось вытаскивать его из каморки чтобы побегать, полазить по деревьям как Маугли. Очень нравился ему этот персонаж. А вот сказки он подвергал критике. В наших спорах он имел веский аргумент: «Ты ведь сам говорил, что я-сказочный персонаж. Значит я лучше знаю сказочных, по вашему мнению, существ. Кстати, что значит-«Персонаж» ?
Каникулы прошли незаметно и я пошёл в четвёртый класс. Погода становилась холоднее. Я подумал: «А как же Мафаня будет жить в холоде?»
Попросил бабушку связать маленькие носки, которые хочу подарить на Новый Год одной девочке для её большой куклы и на пальцах показал размер. Бабушка внимательно посмотрела на размер, на меня и спросила:     « А ты, милок, случаем не врёшь бабушке своей?»
- Вру, бабушка, это я для домового прошу связать. Ему же холодно зимой.
- Так и быть,- рассмеялась она,- свяжу. Ну ты и выдумщик, прям писатель.
Да-а. Иногда проще поверить во враньё, чем в правду. Бабушка и меня научила вязать. Первой вещью стало маленькое одеяло для Мафани. На следующий год я связал для него узором «Тюльпан» пуловер., который он надевал, когда мы играли в снежки. В четвёртом классе меня приняли в пионеры и октябрятскую звёздочку я подарил Мафане. Он спросил: «Это твой портрет?» Мама тоже говорила, что светлыми кудрявыми волосами я походил на Ленина. Я ему рассказал про Ленина. Он цокал языком в знак одобрения. Приносил я ему и еду, но он говорил, что ему достаточно грибов, ягод и разных жуков из леса. Я удивлялся тогда: «Как можно есть жуков?»
Так всё продолжалось до седьмого класса, в котором приходилось больше заниматься, чтобы поступить в техникум. Мой друг предложил переехать ему в нашу квартиру. Я с радостью принял это предложение. Но как сказать маме и особенно бабушке, что в нашем доме поселиться домовой. У бабушки в красном углу целый иконостас, лампадка зажжена. И вдруг-домовой, нечистая сила. И потом, какой беспорядок мы наведём своими играми. Что же делать? Отказать Мафане тоже не могу, ведь я согласился уже! Что же делать? Через день я встретился с домовым и сказал, что мы уезжаем в другой город, поэтому его переезд отменяется. С тех пор я перестал ходить в парк, хотя очень скучал по своему другу и чувствовал себя виноватым, предателем.  Продлилось это целый год, а потом я поступил в геологический техникум и переехал в другой город. После окончания учёбы побросало меня по свету: искал руду на севере и в пустыне, в горах и на равнине. Побывал в Ливии и Сирии. Геологи везде нужны. Так и прошла моя жизнь. Даже на похороны бабушки и мамы не успевал приехать. Хоть на день, но опаздывал. И вот вернулся в родной дом старым и больным. Всё изменилось. Рядом с нашим домом вырос целый район высоток. Старый парк сохранился, только летний кинотеатр снесли. Я ходил туда гулять иногда. Однажды на куче листвы рядом со старым дубом я увидел Мафаню. Он тоже постарел. Глаза из ярко-зелёных стали серыми и волосы, хоть и были так же густы, тоже стали серыми. Услышал он мои шаги, когда я был совсем близко. Начал, по старой привычке, погружаться в листву, но я свистнул синичкой и сказал с нежностью: « Мафанечка, я вернулся.» Он с трудом поднялся и обнял мои ноги. Я приподнял его за подмышки (какой он стал лёгкий) и заглянул в глаза, вновь позеленевшие. В уголках глаз сверкнули бриллиантами слезинки. Потом мы долго разговаривали, сидя на куче листвы. Я признался, что обманул его много лет назад, сказав, что мы уезжаем в другой город. «Знаю я, - махнул рукой Мафаня,- и понимаю всё. И про жизнь твою геройскую тоже знаю. Подслушивал, когда письма читали.»
- Мафаня, но ведь сейчас мы можем жить в моей квартире. Два старика душа в душу. Дом ведь твой сломали. Где же ты обитаешь теперь без дома.
- Ты разве забыл, что дом без домового-сирота. Я вон в той высотке обитаю вместе с домовёнком Кузьмой. Я ему рассказываю часто про своего весёлого, смелого друга. Как мы играли вместе, по деревьям скакали и хохотали над глупыми шутками. Пусть он сохранит в душе этот образ, а не одинокого старика. Реалии не должны разрушать хорошие воспоминания! Захочешь меня увидеть, свистни синичкой в водосточную трубу. Пора мне.»
Побрёл Мафаня, шаркая ногами и вдруг повернул голову: « Знаешь, что я храню в своём заветном сундучке. Звёздочку с твоим портретом и букварь.»
Два дня провалялся я на диване и понял, что нужно делать. Наверняка Мафаня научил Кузю читать по букварю. Я должен написать книгу о своей жизни. Да, я совершал ошибки, но я достоин дружбы с его наставником. Пусть он сохранит и передаст память о большой дружбе и великом Мафане.


Рецензии
Хорошая сказка для детей и взрослых тоже.
Славный, добрый, домовой Мафаня сделал все, что мог.))
И теперь пишется книга о жизни, главы которой читает и сохраняет в памяти не только домовенок Кузя.)

С уважением и улыбкой,
Нина

Нина Пручкина 2   13.07.2023 06:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, за отзыв.
Эту сказку я удалю из списка. Не понравилась она этим маленьким человечкам-домовым. Как я это определил? В день написания рассказа стояла дождливая погода и мы провели весь день в Зеленоградске. В нормальную погоду мы работаем на даче с 6 до 10 утра, потом возвращаемся в Зеленоградск. Вечером продолжаем работу с 4 до 9. В сумме-около 9 часов. Чувствуем себя нормально. Этим утром я был абсолютно разбитым, болело всё тело. Не понравилось маленьким человечкам, вот и помяли меня слегка. А не болтай лишнего! Это моя вторая сказка. Первую написал лет 15 назад : "Ван из Чибистана_- король крыс" И ведь всё исполняется: Чубайс сбежал, в Москве таджики сняли скальпы с двух русских парней, ядерная война на пороге. Человек деградирует, животные развиваются. Это что? Предвидение?

Александр Дубовский 2   13.07.2023 13:56   Заявить о нарушении
Насчет предвидения - может быть вполне.
Я Вам там написала в личке что-то...

Нина Пручкина 2   13.07.2023 14:02   Заявить о нарушении