Листья минутами падают в вечность...

Анатолий  Третьяков



Листья минутами падают в вечность...


             *   *   *               
Над Москвой весенний ветер веИт,
Все дети идут на парад.
И под трибунами Мавзолея
Проходят колонны ребят.
                6 лет, 1945


           РОВЕСНИКИ

Немецкое военное кладбище. Берег
Финского Залива в районе п.Мартышкино.

Кресты в бетонных пирамидках
Стоят в строю за рядом ряд.
Смотри бесплатно, без лимита,
Залив, волну, камыш, Кронштадт.
А автоген в крестах умело
Нарезал даты, имена...
Тут есть из Гамбурга  и Мемеля,
Из Нюренберга...
Тишина...
А вот сквозь ржу увидел мельком,
(Где мох отстал или трава)
Чужою вязью Hessen,*
Helmut**, ..24 -..42(†)
А мне шестнадцать через месяц.
Потом пойдут расти года...

Я рад, что этому, из Гессена,
Не будет двадцать НИКОГДА !

*Гессен-область Германии,** имя

                1955

          *   *   *               
Лиши меня, о Боже, памяти
О датах, людях и годах.
Чтобы на прошлом, как на наледи,
Не спотыкаться никогда.
Но Мозг злорадно и услужливо,
Без разрешенья, каждый миг,
Не знаю, к радости иль к грусти,
Мне шлёт давно забытый лик.
В тех сериалах без названия,
Где радость, боль, вина и стыд,
За что прошу я покаяния, –
И то, что я хочу забыть...
Но Он со злобою  привычною
Мне шлёт фантомы  прошлых снов –
Как-будто ястреб  на добычу
Ныряет камнем с облаков...
               
               
                *   *   *    
 Cочти за благо лечь на вереск
И видеть, как над головой
Бредут диковинные звери
За горизонт на водопой.
На их медлительную гибкость,
На негу сильных, ловких тел
Глядишь ты с тихою улыбкой
И быть средь них бы ты хотел...
Сочти за благо лечь на вереск
И пальцы спрятать в синий мох,
Когда в покое разуверясь,
Покоя ждёт усталый мозг.
Сочти за благо видеть клевер
На заболоченном лугу
И падать навзничь в терпкий вереск,
Передыхая на бегу...   

               
         *   *   *               
• Висят на невидимых реях
В мешках облаков паруса.
По кромке далёкой, смелея
Крадётся восхода лиса.
И Свыше покорный команде
Отправился в плаванье бриг,
Дома, как рыбачьи шаланды,
Сметая волной в тот же миг...
• Качаются лодки  как чайки,
Ныряя в прозрачный туман.
Поток впечатлений случайных
Относит меня в океан.
У дальней границы залива
Где тучи похожи на лёд,
Летит, приземлясь лениво,
Из дальней страны самолёт.
И кажется – время застыло
На метке июля «Тепло»,
Но снег подбирается с тыла
Закрыть океана стекло...

               

               *   *   *    
Скрипичный ключ фарфоровых растяжек,
Диэзы непрочитанных молитв.
Бемоли птиц рассыпались вальяжно,
Тая в себе таинственный мотив.

Как-будто неизвестный композитор
С Планеты дальней Млечного Пути,
Известной под названием Изида
Когда-то нашу Землю посетил.

Он нам оставил странное посланье,
Зашифровав в неведомый мне код.
Надеюсь, эту тайну Мирозданья
Я прочитаю в свой последний год...


               *   *   *    
 Хочу снова оказаться
Там, где не был так давно,
Там, где ивы серебрятся,
Где морщинистое дно.
Там, где дева неземная
Проплывает в облаках,
Где сторожка есть лесная,
Чтобы каяться в грехах.
Книгу жизни перелистовать,
Пить волшебное вино,
В одиночестве неистовом
С камышами заодно...
О, я знаю, знаю, знаю –
Не хватет мне зимой,
Чтоб волшебница лесная
Пошептала надо мной.
Вот пришла пора признаться,
Что я не был там давно,
Там, где ивы серебрятся,
Где морщинистое дно...


            

          *   *   *    
   Ему чуть двадцать было жизнь назад.
Вода под килем словно масло таяла.
Он, ощутив спиной призывный  взгляд,
Налёг на весла: Подожди, я успеваю...
Она ждала его на  берегу,
Его судьба в коротком сарафане.
«Я этот полдень в сердце сберегу», –
Пообещала ласковая память...
Она была прекрасна и смугла,
Как ствол берёзы ранним утром летом,
В небесной глубине огромных глаз
Зрачки мерцали, словно две планеты.
И отражалось в озере лицо,
И робкий взгляд из-под короткой чёлки.
А солнца золотое колесо
Дробило отраженье на осколки.
Он был так нерешителен тогда,
Но и сейчас  не может он поверить,
Что он остался в лодке навсегда
И почему-то не сошёл на берег.
Бывает страшно, если видит сон,
(Иль просто бесконечное виденье)
Как лодку и его за горизонт
Относит прочь от берега теченье...

               
      *   *   *
   
Я из той страны которой нет,
Я из той страны, где жил много лет.
Говорят, от неё не осталось следа,
Ты её не найдёшь нигде, никогда...

Но страна эта живёт во мне,
Она часто приходит ко мне во сне.
Моя память об этой стране жива,
И течёт сквозь меня по сосудам Нева.

Расцветает во мне по весне Летний Сад,
Белой ночью не спит во мне Ленинград,
Даже если это теперь Петербург
Завершает по городу юности тур...


        *   *   *
Дома, дома
В которых жил,
Ты никогда их не забудешь.
Дома, дома,
В которых был,
В которых был, и есть, и будешь...

Дома плывут как корабли
В далёкий дым за горизонты.
Да, там ты жил,
Да, там ты был.
Там, далёко,
За Геллеспонтом...


              *   *   *
...А может мне зайти туда
Туда, где бродят тени близких,
Где фонари, как обелиски
Стоят надолго, навсегда...

Где всё мне так давно знакомо,
Где окажусь я снова дома…   
А может мне зайти туда?

А может мне зайти туда,
И может дверь откроет мама,
Туда, где всё мне так знакомо -
Обои, двери, ручки, рамы...
А может мне зайти туда?

               
          *   *   *               
Вокруг вдовцы и вдовы.
И кажется им: вдруг
Вернётся жизнь снова
В печальный этот круг.
В гробу, пока открытом,
Лежит их старый друг.
Прощанье без лимита,
Сцепленье  глаз и  рук.

Молчание, молчанье...
Вдова стоит бледна.
Глядит вперёд  в отчаянье,
Не веря, что одна.

Он был совсем не старый.
Красавец, не соврать.
Женатой были парой
Они ещё вчера.

Жизнь словно разделилась
На «ДО» и «НА ПОТОМ».
Река остановилась,
Иссяк воды поток...

Открытая могила,
На дне кусочки льда.
И в ней, кого любила,
Исчезнет навсегда.
....................................
Прощаются нестройно.
Куда вдове идти?
Кто ей глаза закроет,
И выдавит: Прости ?


          *   *   *

Там,  где птицей от границы,
Отлетает   Иордан

Небольшой кусок гранита
Мне навечно Свыше дан.

Камень с озера Кинерет!
Я храню тебя много лет.

Ничего прекраснее нет
Камня с озера Кинерет!

Камень с озера Кинерет,
Это мой навсегда амулет.

Охраняет меня  от бед
Камень с озера Кинерет.

Словно мне передал привет
Камень с озера Кинерет,

От Того, чей далёкий след
Освящает всегда рассвет...


        сорок дней

    Душа отлетает от тела,
    На день, на сороковой....
  Ей нет никакого дела
- Живой ты иль не живой.
  Душа отлетает от тела
  И тело лежит без души.
 - Смотри, вот душа полетела,
 Спеши за ней взглядом, спеши!
 ... Но после печального старта
  Куда-то наверх, наугад,
  Не может вернуться обратно,
  Душе нет дороги назад...
 ... И мечутся души, как птицы,
 Чьи гнёзда залила вода.
 Им некуда больше садиться
 - Внизу, на земле, пустота.
 ... И если услышишь, на крыше
 Вдруг что-то забьётся, шурша,
- То рухнула замертво свыше
Бездомная чья-то душа...

Но я всегда был рядом с ней
В те бесконечны сорок дней...
Она в окно мне постучала,
И я её к себе впустил.
Она впорхнула, я случайно
Слегка коснулся белых крыл.
- Ты забери меня оттуда
(Она молила, торопясь),
Мне не нужны все эти люди,
Что беспробудно рядом спят.
- Но как найти тебя, родная?
Ты дай мне путь и я приду,
- О, я не знаю, я не знаю,
В каком я здесь в лежу ряду.
Но вот мои координаты,
Вот широта и долгота,
Найди меня! Я буду рада.
О, здесь такая пустота!
Но мне пора, я улетаю,
Не навсегда, не на совсем.
Мы снова вместе будем в мае
В известный нам с тобою день.

          *   *   *    
Жизнь клонится к закату,
И не радует рассвет.
Напоследок очень надо
Встретить тех, кого уж нет...

Не торопи меня Всевышний.
Позволь ещё побыть в Мiру.
Я  ближним близким и с неближних
Долги верну и соберу.
Кому повем печаль мою?
Кто выслушать меня захочет?
Я у ворот Судьбы стою,
Но что она мне напророчит?
Я у ворот судьбы стою
Не думая уже, что вечен...
Я у ворот судьбы стою,
Надеясь, что ещё не вечер...
Давно не вечер... Уже ночь.
И вот совсем не будет света.
И отлетает жизнь прочь,
Как та бездомная комета.


                *   *   *
Перечитать твои послания хочу,
И вспомнить всё что было в дальнем прошлом.
Над каждой строчкой просто помолчу,
Но не заплачу, потому что взрослый.

Хочу вернуться снова в двадцать лет
        Хотя бы на короткое мгновенье...
Как на песке искать замытый след,
Забытое найти стихотворенье.
Чудесных слов немыслимый гипноз
Тебя зажмёт, закрутит в странном трансе.
А в голове обрывки давних снов
Мелькают как пылинки в дивном танце.
Но нет тех строк -  исчезли вдруг в огне,
Оставив след навеки в твоём сердце.
О, как их нехватает часто мне
Чтоб выживать в безумной крутоверти...


             *   *   *
Привиделось, что мне СТО ДВАДЦАТЬ  лет,
Что под ногами остров где-то в море,
Друзей вокруг и родственников нет,
Что волны шепчут мне: MOMENTO MORI…

Что в мантии из чёрно-белых крыл
Парит баклан над головой как демон,
И что закат глаза мои закрыл,
И что вокруг всё темень, темень,темень...

Что горизонт - последняя черта -,
Водораздел меж мной, тобой и нами,
Что заливает душу пустота,               
И что уже за мной спешит цунами...



              *   *   *    
Все говорят (как будто знают),
Когда приходит смертный час,
Воспоминанья нас терзают,
Теснят и обступают нас.
Внезапно, без предупрежденья
К виску приставлен пистолет,
И вспомнить всё со дня рожденья,
Понятно, времени уж нет...
...Без суеты, спокойно, ровно
Я встречу свой девятый вал:
Ведь то, что я успею вспомнить,
Я никогда не забывал...






          *    *    *
Вот и жизнь пролетела,
Просвистела вдоль виска.
Вместо мышц в здоровом теле
Безнадёжность и тоска.
И пытаю я устало –
Всех подряд-
Своих, чужих:
- Как же жизни не осталось,
Если я ещё не жил ?!

                1956-2023


Рецензии