2 года на proza. ru. 300 текстов. 20000 прочтений

27 июня 2021 года после достаточно долгих раздумий и колебаний я разместил на портале proza.ru первый текст. Прошло два года с небольшим, и 13 июля 2023 года на моем аккаунте http://proza.ru/avtor/bdbd80 появилась статистика: 293 произведения и 20007 читателей, вернее – прочтений. Количество разных читателей счетчик не сообщает.
Опыт первых полутора лет пребывания на портале proza.ru описан в трех постах: «Проза. Ру - 1000 читателей» http://proza.ru/2021/09/05/1672, «Проза. Ру - 3000 читателей» http://proza.ru/2021/12/04/1606 и «Проза. ру 15000. И все же это автоэтнография» http://proza.ru/2023/02/24/1864.


Сейчас все сделанное сведено в 14 разделов, или, на языке proza.ru, – сборников. Структура, что очень удобно, подвижная. При необходимости то или иное произведение можно переместить из одного сборника в другой, можно создать новый сборник, есть возможность отредактировать названия сборников и произведений. Все вместе это дает автору необходимую свободу в расширении тематики его материалов и упорядочении написанного. И что крайне важно, уже написанное и размещенное на портале можно редактировать, править, а можно и вообще убрать.
Технически работать на портале proza.ru очень просто, с этим проблем не было, но мне пришлось преодолеть определенный идентификационный барьер. Я не относил и не отношу себя к прозаикам, хватит того, что я – математик по базовому образованию, 5-6 лет занимался биометрикой, психолог по кандидатской  диссертации, социолог и полстер по характеру многолетней работы и докторской диссертации, наконец, историк социологии. Кроме того, в последние годы меня засасывает автоэтнография. Спасибо моим коллегам и друзьям Андрею Алексееву, Ольге Крокинской,  Гарольду Зборовскому, Жану Тощенко и Францу Шереги, которые помогли мне преодолеть этот непростой барьер.


К началу 2000-х проблемы со зрением уже ощутимо затрудняли мою работу с объемными текстами, но необходимость и желание писать сохранялись. В proza.ru я увидел такую возможность, тем более, что мне хотелось испытать возможности работы в этом новом для меня автоэтнографическом пространстве, поискать границы этого подхода к социальному познанию. 
По крайней мере два вида текстов, написанных и опубликованных с конца завершившегося века, позволяли мне надеяться на то, что я смогу найти в опубликованном и написать нечто новое, отвечающее представлениям об автоэтнографии. Во-первых, имелось немалое число биографий, которые трактовались мною как образцы применения возможностей биографического метода в социологии и которые в силу традиций русской литературы, пусть с оговорками, можно относить к прозе. Прежде всего, это – очерки и эссе о советских / российских ученых, внесших заметный вклад в развитие отечественной социологии. Но не только. В начале 2000-х было написано несколько десятков биографий американских исследователей, заложивших теоретические основы и создавших научные методы изучения общественного мнения, в то же время меня интересовали жизненные пути и творчество классиков американской рекламы, работавших в конце XIX – первой половине  XX вв.  Вместе с тем, желание лучше понять особенности творчества социологов, обусловило мой выход за пределы достаточно знакомой мне научной среды, и в последние 8-10 лет были написаны биографии ученых, представляющих разные отрасли знаний: математику, астрономию, психиатрию и историю науки. Кроме того, есть биографические очерки о композиторе Олеге Каравайчуке, поэте и уникальном знатоке советской андеграундной поэзии 1960-х Константине Кузьминском, о ряде художников. Многое из перечисленного представлено в сборнике «Микробиографии».


Еще один формат текстов, которые предположительно могли быть размещены на proza.ru, это социографические и автоэтнографические очерки и зарисовки, документальные рассказы. Сюда могли быть отнесены автобиографические воспоминания, которые сегодня охватывают рассказы о родных и друзьях, о людях встречавшихся мне и всегда присутствующих в моей памяти, обрывки событий школьных и студенческих лет. Более тридцати текстов указанного содержания вошли в сборник «У каждого из нас на свете есть места».
Автоэтнографичны короткие рассказы, в переписке с друзьями они закодированы словом «повестушки», о небольшом калифорнийском городке Foster City, в котором я живу четверть века. С их размещения на proza.ru и началось мое освоение этого нового для меня сетевого пространства. 
Назову два неожиданных для меня следствия большой работы по подготовке материалов для proza-ической коллекции текстов.


Во-первых, оказалось, что в силу ряда жизненных обстоятельств, значительное число текстов, которые полностью или частично могли бы быть размещены на proza.ru, отсутствуют в моей библиотеке или лишь с большими (фактически непреодолимыми) сложностями могут быть переведены в word для последующего расположения на портале. Спасение пришло от интернета, в котором я находил публикации разных лет и даже обнаруживал свои давно забытые тексты. В последние два десятилетия я опубликовал несколько сотен произведений, поэтому в немалом числе случаев я не мог вспомнить, в какой книге или статье я рассматривал те или иные вопросы и темы, сейчас снова интересные мне. Но я помню многие детали, факты, термины, редкие фамилии, которые становятся ключевыми словами для поиска материалов в web-пространстве. 


Во-вторых, пребывание в proza.r  чрезвычайно обострило памяти о давних событиях и давно встречавшихся людях. И постепенно многое, что представлялось мне разрозненным, выстраивается в сеть, длиною в жизнь, т.е. зримо утолщается, обогащается мое настоящее. Поясню, что я имею ввиду.
Много лет назад, в диалоге с В.А. Ядовым о только начинавшихся мною историко-социологических поисках,  я упомянул такую категорию, как «толстое настоящее», и сразу же он попросил объяснить сказанное. Мой ответ был весьма развернутым, приведу его фрагмент:
«Историко-методологический анализ сжимает прошедшие годы, приближает прошлое и одновременно заставляет вглядываться в будущее. Или иначе: такой анализ раздвигает границы настоящего, утолщает его. В историческом взгляде на развитие тех или иных процессов настоящее не ограничивается временными рамками, как-то: вчера, сегодня, завтра, – но задается внутренней логикой этих процессов. События, удаленные от «сегодня» (в его буквальном понимании) на сотни лет, не кажутся далекими, древними, если их следы обнаруживаются в текущей повседневности. <…> Я постоянно пытаюсь “утолщить” настоящее, перетащить из прошлого в наше время то, что мне кажется необоснованно забытым, отброшенным. Я не могу освободиться от мысли о том, что настоящее — лишь точка в развитии различных процессов. И в целом прошлое, настоящее и будущее не абсолютны в социальном пространстве времени, в каждой его клеточке существует “свое” прошлое, настоящее и будущее» [1].


Тогда, 15 лет назад, я утолщал анализировшиеся историко-социологические процессы, искал их корни, аналогом такого действа, но применительно к изучению личных историй, стал интерес к предбиографиям. Понимаю, живя в Америке мне добраться до собственной предбиографии, но собственное настоящее интересно утолщать.
Недавно начал новый сборник - «Отметины моего долгого пути на портал Proza.ru», хочу понять, где эта дорога началась и как я на нее вышел. Мне интересно, куда заведет меня этот трудный и радостный путь открытия возможностей автоэтнографии и себя...   


1. Докторов Б. «Работа над биографиями – это общение с моими героями» (интервью В.А.Ядову) // Телескоп. 2008. № 1. С. 40 – 50.


Рецензии