Капитану Клаусу Мэрчу
Сегодня день рождения моего старого друга капитана Клауса Мэрча. Ему я посвящаю две главы из фантастической повести «Далвас». Эту историю рассказал мне он. Она абсолютно реальна. Клаус встречался на одном из островов с Сеньором Капитаном Бинэ. Я использовал её в своей повести.
Далвас ч. 5 Как хорошо быть капитаном
Александр Дубовский 2
Далвас гл.4 КАК ХОРОШО БЫТЬ КАПИТАНОМ История названия трактира началась двести лет назад. После «Великого смещения земной коры» образовалось два континента и множество островов. Небольшой остров племени цельталь находится в 50 милях мористее порта, но в те далёкие времена на месте порта были степи. Жизнь возрождалась, началась торговля, а остров лежал на пути судов. Кроме того, на нём было озеро с ключевой водой и бухта , прикрытая горами от штормов. Торговые суда стали заходить в гавань остров для пополнения запаса продуктов, воды , пережидали жестокие шторма, которые в те времена случались гораздо чаще. Земля пыталась залечить раны, нанесённые дикарями племени «элита». В бухте построили причалы, склады. Образовался порт и , естественно, администрация порта. Один предприимчивый судовой плотник женился на местной девчонке и решил построить в порту трактир из брёвен и досок, выносимых на пляж прибоем. Трактир назвали «Три пескаря», потому что основным блюдом была рыба из озера. Готовила еду жена, спиртным заведовал плотник, а обслуживал гостей мальчик-сирота, каковых в те времена было много. Мальчонка был шустрый и обладал феноменальной памятью и талантом рассказчика. У моряков, коротавших время в баре , после пары стаканчиков рома развязывались языки. Морские байки, сменялись страшилками и реальными происшествиями. Всё это откладывалось в голове у мальчика, обрастало фантазиями, превращаясь в шедевры . Своих детей у плотника и жены не народилось. Они усыновили мальчонку и впоследствии передали ему семейный бизнес. Новый хозяин частенько присаживался за столики к компаниям морячков, оживляя беседу своими историями. Всё больше моряков приходили в бар, некоторые суда заходили на остров не только за водой, но и для отдыха в баре. Это приносило доход как хозяину бара так и порту. Для придания историям большей убедительности, портовые власти выдали хозяину диплом капитана, который выглядел как настоящий. Диплом был закреплён над стойкой бара. Теперь посетители бара поверили, что все фантастические истории произошли с «капитаном» лично. Однажды капитан сухогруза «Архангел» попал в местный госпиталь с приступом малярии. Компания попыталась найти на острове замену для перехода судна в порт назначения, но тщетно. И тут кто-то вспомнил, что у Бинэ, хозяина трактира, есть диплом капитана. Начали его уговаривать, а он ни в какую. Это и понятно. Признаться, что диплом липовый- потерять репутацию. Пришлось выкручиваться: давно в море не ходил, нового оборудования и приборов не знаю. Старший помощник приводит свои аргументы: команда опытная, оформление всех формальностей старпом берёт на себя; так что, для господина капитана это будет недельный круиз за приличное вознаграждение, а новая капитанская форма уже заказана. Это был веский аргумент. Бинэ согласился, и этим же вечером судно вышло в море. Всё шло прекрасно: утром капитан поднимался на мостик, чтобы расписаться в судовом журнале. Гарсон приносил завтрак и кофейник с ароматнейшим кофе. Капитан с удовольствием завтракал, обмениваясь историями и шутками с вахтенным штурманом и рулевым. Затем, в сверкающей белизной форме, делал обход судна от камбуза до машинного отделения. Замечания экипажу были незначительными, дружелюбными и вызывали симпатию к новому капитану. Бинэ блаженствовал. Простой мальчишка индеец даже мечтать о таком не мог. Судно благополучно дошло до порта. Капитан, старпом и лоцман были на мостике. Буксиры поджали сухогруз к стенке. Капитан , с чувством выполненного долга, хотел было спуститься с лоцманом в каюту, чтобы принять по стаканчику, но старпом остановил его вопросом: « Господин капитан, сколько завести на причал продольных концов, прижимных и шпрингов?» Повисла пауза. Лоцман и старпом решили, что капитан размышляет, а Бинэ просто не знал, что это за названия. Нет, конечно, он их слышал в рассказах моряков, но для чего они нужны-загадка. Наконец капитан озвучил решение: « Заводите все!»- и твёрдым шагом направился в каюту, увлекая за собой лоцмана. Тот успел кинуть вопросительный взгляд на старпома: « Зачем столько?». Старпом только пожал плечами: « Приказ не обсуждается». Пока капитан и лоцман вкушали прекрасный ром, матросы, чертыхаясь, заводили 20 швартовов. Порт был забит судами, ожидающими разгрузки. Погода была жаркая и безветренная. Около швартовных тумб собралась изнывающая от скуки публика: « Эй, мужики, ваша посудина называется Паук? Кореша, если вы на вечную стоянку, мы можем приварить вас к причалу, надёжнее будет!» Боцман буркнул в ответ: Приказ капитана: завести все швартовы. Валите отсюда. - Это где ж вы нашли такого капитана?- Не унималась публика. - Да не капитан он, хозяин трактира на острове.- Ответил матрос и получил оплеуху от боцмана,-Ты чего? Только полный идиот в штиль 20 концов заводит. - Это в точку,- согласился боцман,- но какой бы ни был, он наш капитан. Усёк? Народ так устроен: чем больше обожает кумира тем яростнее растаптывает. Вся перепалка была слышна в каюте через открытые иллюминаторы. Лоцман изображал из себя слабо слышащего, капитан непринуждённо шутил, но в душе молился, сгорая от стыда: « Господи, прости мой грех, впал в гордыню. Дай мне силы пережить этот позор и не попусти впадать мне в этот грех и в другие!» Далвас ч. 6 взгляд кобры
Александр Дубовский 2
ВЗГЛЯД КОБРЫ
Не прошло и часа после убытия лоцмана, как в вантах ( тросы, крепящие мачты) засвистел ветер. Бинэ выглянул в иллюминатор: к порту с неимоверной быстротой приближался торнадо. Капитан бросился на мостик. Он не знал какой сигнал тревоги нужно подавать и что скомандовать, но он хорошо знал, что торнадо несёт смерть. Бинэ нажал на кнопку- и длинный сигнал прозвучал по всем отсекам. Из рассказов он знал, что капитан в любой ситуации не теряет самообладания, успокоил дыхание и спокойным голосом объявил по громкой связи: «Торнадо! Все бегите с судна, подальше от причала». Через несколько секунд по парадному трапу застучали ботинки. Суда, стоящие на рейде, срочно поднимали якоря, в попытке выйти в открытое море. На судах, стоящих у причала царила паника: одни закрывали трюма, другие заводили дополнительные швартовы, но всё было напрасно. Через волнолом уже перевалилась волна. Вначале, не набрав силы, она плевалась пеной и веером разбрасывала брызги. Теперь бросилась в яростную атаку, сметая всё и всех. Буи, ограждающие фарватер и мели, были сорваны и расставлены в шахматном порядке. Суда вздымались вверх и падали вниз, разрывая швартовы как нитки. Ветер подхватывал их, бросая на отмели и хохотал до слёз- порт накрыло ливнем. «Архангел» несколько раз стукнуло о причал, но швартовы отыгрывали, помогая друг другу. Бинэ бросало от борта к борту, сильно стукнуло чем-то по голове, наступила темнота. Он подумал, что потерял зрение, но оказалось, что лопнул кабель берегового питания и пароход обесточился. Раздался скрежет парадного трапа. Бинэ руками и ногами раскрепился в углу мостика, ощупал голову: лоб был липким от крови. Страха он не чувствовал, только ощущение одиночества и опустошённости, как кувшин вина после попойки. Через 17 минут вдруг стало тихо, ливень прекратился, выглянуло солнышко. Раздался слабый звук запустившегося вспомогательного двигателя. «Значит я не один на борту»- промелькнула мысль, успокаивая и настраивая на действия. Через минуту зажегся свет, в навигационных приборах что-то защёлкало, загудело. Пароход оживал. Бинэ приподнял голову и осмотрел себя: вроде, переломов нет. Он осторожно поднялся с палубы. Всё избитое тело ныло, как больной зуб, в правом колене что-то хрустело. Рукав рубашки держался на ниточках, белоснежные брюки заляпаны каким-то маслом, правая туфля на ноге, а левая зажата, сорвавшимся с места, столом, множество кровоточащих ссадин. Всё не так плохо. Капитан зашёл в туалет, достал аптечку, смыл кровь с лица и заклеил пластырем рану на лбу. Действия были автоматическими. На мостик зашёл стармех, взглянул оценивающе на капитана: «Сэр, Вы ранены?»
- Нормально. Ссадины. Ваша левая рука на перевязи. Перелом?
- К счастью, только растяжение. Боцман просит разрешения приспустить трап и принять на борт команду. Они уже толпятся внизу.
-Значит, боцман тоже не выполнил команду оставить судно.
-Мы не успели, - отведя взгляд, пояснил дед.(Мор. Старший механик)
-Благодарю. Я восхищён вашим мужеством. А что, трап не сломался?
-Несколько стоек согнулись, боцман подтягивает их, леера помяло. -Опускайте трап. Боцман обеспечит безопасность. Он травмирован?
- Отделался большой шишкой на лбу,- Ответил дед, спускаясь по трапу. Капитан вышел на крыло мостика. Причал был пуст, все суда выброшены на обширную мель. В воде барахталось много моряков. Одни пытались доплыть до берега, другие удерживались на плаву, взывая о помощи. Бинэ спустился на главную палубу. Боцман, принимающий первых моряков, повернулся к Бинэ и улыбнулся. Большая шишка в середине лба сделала боцмана похожим на единорога. « Улыбающийся единорог»- подумал капитан. Члены экипажа поднимались на палубу, кланялись капитану и, опустив глаза, проходили в распоряжение старпома, поднявшегося первым. Да, они выполнили приказ капитана, но чувствовали какую-то вину. Бинэ представил картину: аккуратные матросы и офицеры отвешивают поклоны единорогу и грязному оборванцу в одной туфле. Внутри лопнула пружина напряжения, он расхохотался и одновременно из глаз потекли слёзы облегчения. Ответственный капитан уступил место беззаботному индейскому мальчишке. Брови боцмана поползли вверх от удивления. «У меня нет второго комплекта одежды.» ,- пояснил Бинэ. Боцман кивнул, через минуту появился с ботинками и комбинезоном в пакете: «Сэр, могу предложить только рабочий комбинезон. Не знаю, по чину ли он?» По трапу поднимался матрос, нелестно отозвавшийся о капитане. - Для хозяина трактира, - засмеялся капитан,- в самый раз будет. Матрос открыл рот, извиниться, а боцман поднял руку для оплеухи, но капитан, продолжая смеяться, беззаботно махнул рукой.
- Он абсолютно прав. Не капитан, а хозяин бара, да ещё и плаксивый! Старпом! Какую помощь можем оказать бедолагам? -сменил он тему.
- Можем спустить два катера с левого борта
- Да-а, не много. Посмотрите скольким людям требуется помощь!
-У нас есть четыре надувных плотика, но я считаю, их не нужно сбрасывать, пока не получим запроса на спасение. «Нет спасения - нет вознаграждения», а за переукладку плотов на станции придётся заплатить немало. Понимаете? - старпом повернулся к капитану и умолк, замерев под буравчиками антрацитовых глаз.
- Надеюсь, зарплаты капитана хватит?
Старпом судорожно сглотнул и, с некоторым испугом, кивнул.
- Так соизвольте выполнять приказ: шлюпки и плоты спустить. Доставить на берег всех, нуждающихся в помощи,-тут раздался вой сирены Скорой помощи, - и аккуратно передать врачам.
Перед командой стоял не мальчишка-индеец, а жёсткий пират, гроза морей, что придало прыти и слаженности морякам в исполнении приказа. Через пять минут два катера отошли от борта. Каждый буксировал по два плотика. Норматив спуска катеров по тревоге был перевыполнен в два раза. - Вот так-то, - буркнул капитан, поднимаясь в каюту переодеться.-Хозяин бара их не устраивает.» Едва Бинэ успел сменить одежду, как захрюкала рация.
- « Архангел» капитану порта.
- На связи « Архагел». У нас всё в порядке, трап слегка помяло.
- Жертвы, раненые есть? Скорая помощь на причале, можем прислать врачей.
- У нас только стармех на руке мышцы растянул. Сам подойдёт.
- Какое-то чудо! Капитан, наши спасательные катера повреждены. Прошу начать по возможности спасение людей до подхода основных сил.
-Два катера и четыре плота уже собирают пострадавших. Скоро подвезут к причалу. Раненых доставят к машине.
- Благодарю, капитан. Договор на спасение у вас уже есть. До связи. Спасательная операция продолжалась до ночи. В темноте подсвечивал прожектором подошедший пакетбот ( Мор. судно для перевозки почты ). Следующим утром на судно прибыл вновь назначенный капитан в окружении журналистов. Вахтенный матрос доложил, что капитан в 5 часов утра убыл на пакетботе «Меркурий», оставив письмо. В послании Бинэ сообщил, что неотложные дела вынуждают его срочно вернуться на остров, поэтому он воспользовался любезностью капитана «Меркурия», следовавшего на оный. Судно в рабочем состоянии, документация у старпома. Кроме того, он просит передать благодарность команде, а свою зарплату и вознаграждение за спасательную операцию просит направить в фонд помощи пострадавшим от стихии. Заканчивалось письмо приглашением команде посетить его бар при первой возможности. На палубу вышли старпом и боцман, обсуждая план работ. Журналисты набросились на них с вопросами: «Как получилось, что только ваше судно удержалось у причала, а команда не пострадала?
- Только благодаря чутью капитана и его заботе об экипаже.
- Какой он в общении. Высокомерный? Замкнутый? Добрый? -Все эти определения не подходят. Доброжелательный балагур-будет точнее. В экстремальной ситуации становился авторитарным, жёстким как кремень. Старпом добавил: « Даже страшным, как пират. На всю жизнь запомню этот «взгляд кобры» с красными искорками. Б-р-р. Мороз по коже.»
- Противоречивые характеристики. Какой же он всё-таки капитан?
-Лучший капитан, с которым я ходил в море, - ответили все моряки. Интервью остальных членов экипажа мало отличались от первого. Журналисты не унывали: чем меньше фактов — тем больше поле для фантазии. На следующий день газеты пестрели заголовками: «Взгляд кобры представителя рода шаманов увидел приближение смерча», « Потомственный пират - спаситель» и прочая чепуха, украшенная фотографиями кобры на фоне смерча, пляски шаманов, пирата, висящего на вантах с саблей в зубах. Вот такая история приключилась в давние времена. Выпьем за реального капитана Бинэ». Друзья встали. Под звон бокалов воскликнули: « Ура капитану Бинэ»,- и выпили. Вдруг все посетители трактира встали, повторяя тост, крик «Ура» доносился и со второго этажа.
«Я слышал историю про капитана, который спас людей и пожертвовал в их во пользу своё вознаграждение. Остальное правда? -, недоверчиво спросил Дорос.
-Слова не есть Правда. Действия, ими вызываные- есть Правда.
-Каждая легенда-живописание реальности. А рассказчик у нас, надо признать, отменный, -добавил Далвас, увлекает. Откуда талант?
-Гены. Имя моего деда переводится — тетерев. Как начнёт токовать-не остановить. Кстати, не утомил я вас тетеревиным токованием?
Свидетельство о публикации №223071701680
Зачиталась, представляя произошедшее событие.
Спасибо.
С уважением,
Нина Пручкина 2 18.07.2023 07:57 Заявить о нарушении
Александр Дубовский 2 18.07.2023 12:45 Заявить о нарушении
Буду читать повесть.
Нина Пручкина 2 18.07.2023 13:48 Заявить о нарушении