Блок. Когда мучительно восстали... Прочтение

ЧЕРЕЗ    ДВЕНАДЦАТЬ    ЛЕТ
               
                К.М.С.

3. «Когда мучительно восстали…»






 
                Когда мучительно восстали
                Передо мной дела и дни,
                И сном глубоким от печали
                Забылся я в лесной тени, –
 
                Не знал я, что в лесу девичьем
                Проходит память прежних дней,
                И, пробудясь в игре теней,
                Услышал ясно в пеньи птичьем:
 
                «Внимай страстям, и верь, и верь,
                Зови их всеми голосами,
                Стучись полночными часами
                В блаженства замкнутую дверь!»
                Июнь 1909






Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     В стихотворении использованы темы и образы музыкальной драмы Р. Вагнера "Зигфрид" (l87l). Вероятно, во время своего последнего пребывания в Бад-Наугейме Блок также слушал Вагнера (об исполнении музыки Вагнера поэт неоднократно писал Л.Д. Менделеевой из Бад-Наугейма в июне 1903 г., см.: ЛН. Т. 89. С. 141, 142), в его записной книжке имеются помеченные 29 июня 1909 г. размышления о музыке и поэзии, начинающиеся словами "Вагнер в Наугейме ... ". В них приводится важная для понимания стихотворения фраза из музыкальной драмы "Зигфрид": "Сон – мечта, в мечте – мысли, мысли родятся из знанья". М.А. Бекетона вспоминала, что в 1909-1910 гг. Блок "с жадностью слушает и воспринимает музыку Вагнера, сыгравшую роль в его внутренней жизни, повлиявшую на его творчество" (Бекетова 12. С. 132).

     – «... дела и дни ...» – Ср. "Труды и дни" – название поэмы Гесиода, ставшее крылатым выражением для обозначения рассказа о жизни и делах кого-либо.

     – «... И сном глубоким от печали // Забылся я в лесной тени...» - Ср.: "Он пришел к ученикам и нашел их спящими от печали" (Лк. XXII. 45)[Эпизод из Евангелия от Луки. Иисус отошел от учеников, чтобы молить Отца освободить его от грядущего креста, а учеников просил "побудьте здесь и бодрствуйте со мной", когда вернулся - они все спали.], ср. также сон Зигфрида: "ложится под липой. Глубокая тишина, шелест леса" (Вагнер Р. Зигфрид. М., 1901. С. 32, ББО-1. С. 117) .

     – «... в лесу девичьем...» – Ср. с заглавием первоначальной редакции стих. ( ЧА ЗК26 ) [Черновые Автографы Записной Книжки №26] – "Frauenwald" (Девичий Лес – нем.) (название парка в Бад-Наугейме) .

     – «... Проходит память прежних дней...»  – Ср. в записи от 29 июня 1909 г.: "Вагнер в Наугейме – нечто вполне невыразимое: напоминает –  ;;;;;;;;;   (воспоминание – греч.)" (ЗК. С. 150). О значимости анамнезиса для Блока см. т. 1, с. 441 наст. изд .
[
Примечание к стихотворению 1900 года «На небе зарево. Глухая ночь мертва», написанное как отклик на видение: См. «...мемуарную запись в дневнике 1918 г. от 30(17) августа: "Мистика начинается. Средневековый город Дубровской березовой рощи".
 
[
                На небе зарево. Глухая ночь мертва.
                Толпится вкруг меня лесных дерев громада,
                Но явственно доносится молва
                Далекого, неведомого града.

                Ты различишь домов тяжелый ряд,
                И башни, и зубцы бойниц его суровых,
                И темные сады за камнями оград,
                И стены гордые твердынь многовековых.

                Так явственно из глубины веков
                Пытливый ум готовит к возрожденью
                Забытый гул погибших городов
                И бытия возвратное движенье.
                10 июня 1900
]
     – «Так явственно из глубины веков...» –  и след. – Выраженный в строфе мотив анамнезиса (поэтической "прапамяти") и "вечного возвращения" восходит к Платону и пифагорейцам.»
]


     – «... Услышал ясно в пенье птичьем ...» –  и след. –  Ср. "Птичка": песню любви // Я распеваю:// Сладкой тоской// Песня полна;  // Влюбленный ее лишь поймет!" (Вагнер Р. Зигфрид. С. 32-33); а также со словами Блока в письме Белому 3 января 1903 г. о голосе птички,  "запевающей" Зигфриду, "манящей", инфернальной ... о, да! инфернальной!».
     Эта же тема возникает и в статье Блока "От Ибсена к Стринбергу" (1912): "Зигфрид, понявший голос птицы, достигает вершины скалы, разрывает огненное кольцо и обретает свою любовь и гибель близ дочери Хаоса, которую он разбудил". (СС-8(8) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963]. С. 52).
»


     Для сюжета “трилогии вочеловечивания” важен призыв “верить страстям” и стучаться   «в блаженства замкнутую дверь!» Всё-таки счастье для Блока – это, как ни банально то звучит! – счастливая сбывшаяся любовь – восторг секса.

Сравните:

                «И вновь – порывы юных лет,
                И взрывы сил, и крайность мнений…
                Но счастья не было – и нет.
                Хоть в этом больше нет сомнений!
                Пройди опасные года.
                Тебя подстерегают всюду.
                Но если выйдешь цел – тогда
                Ты, наконец, поверишь чуду,
                И, наконец, увидишь ты,
                Что счастья и не надо было,
                Что сей несбыточной мечты
                И на пол-жизни не хватило,
                Что через край перелилась
                Восторга творческого чаша,
                И всё уж не мое, а наше,
                И с миром утвердилась связь, –
                И только с нежною улыбкой
                Порою будешь вспоминать
                О детской той мечте, о зыбкой,
                Что счастием привыкли звать!
                19 июня 1912»

                «…Что счастие? – Короткий миг и тесный,
                Забвенье, сон и отдых от забот…
                Очнешься – вновь безумный, неизвестный
                И за сердце хватающий полет…
                …
                ...Как страшно всё! Как дико! – Дай мне руку,
                Товарищ, друг! Забудемся опять.
                2 июля 1912»

     Но “лес девичий” с его соловьями и прочими “птичками” – это всего лишь ещё одно, хотя по хронологии – едва ли не первое! – отображение соловьиного сада, цель всех которых увести, отвлечь работников от их труда. От их долга, от их миссии.
     «…и обретает свою любовь и гибель близ дочери Хаоса, которую он разбудил.»


Рецензии