Моряки, моряки - наша гордость и слава!
Идея торжественного празднования принадлежит Петру 1, в знак признания мощи военно-морского флота России.
Северная война между Россией и Швецией продолжалась с 1700 по 1721 год. После Полтавского сражения и побед русских войск в Эстляндии, Лифляндии и на Карельском перешейке Пётр 1 предложил заключить мир между Россией и Швецией. Однако шведское правительство не признавало за русским государством выхода в Балтийское море на условиях, предложенных Россией.
Более того, оно отказывалось признать за Россией исконно русские освобождённые земли, Выборг, Ревель и Моонзундские острова. В связи с этим Россия была вынуждена продолжать войну.
Российский государь бросил все силы на укрепление военно-морского флота, придавая исключительное значение подготовке экипажей, боевой подготовке артиллерийских команд и солдат-десантников. Для русского флота всё это было впервые и собственного опыта не было.
Усилия оказались не напрасны. 27 июля 1714 года российский флот одерживает победу при Гангуте. Шведская эскадра контр-адмирала под командованием контр-адмирала Эреншельда терпит полное поражение. Остатки её пленены и захвачены все военные суда. Миф о непобедимости шведского военно-морского флота развеян.
На третий день после сражения Пётр 1 пишет своему сподвижнику Александру Меншикову: «Объявляем вам, коим образом всемогущий господь бог Россию прославить изволил, ибо по многодарованным победам на земле, ныне на море венчате боговолил… и так сею, мною, николи у нас бывшего викториею вас поздравляем».
Гангутское сражение на море показало уже достаточную зрелость, военно-морскую опытность, смелость и отвагу русских офицеров и солдат, бесстрашно сражавшихся за честь своего Отечества. Пётр 1, выражая чувства подлинного патриота подчёркивал: «… За моё Отечество и люди живота своего не жалел и не жалею». И тут же, поднимая звание и роль солдата в бою, постоянно подчёркивал: «… Солдат есть имя общее, знаменитое, солдатом называется первейший генерал и последний рядовой».
А теперь давайте вернёмся в тот почти 300-летней срок давности Петербург, который торжественно отмечал первую морскую победу.
Под грохот крепостных орудий в Неву вошли победители и побеждённые. Впереди шли три русские галеры с отличившимися при Гангуте солдатами и моряками. За ним следовали 10 шведских судов с пленными командами, во главе с фрегатом «Элефант». Шведские флаги приспущены, над ними подняты флаги России. За ними следовала галера Петра 1 и ещё две скампавеи (полугалеры).
Толпы людей высыпали на набережную Невы. Улицы украшены арками, лентами, цветами. Примечательна была картина, на которой был изображён орёл, держащий в когтях слона. Надпись гласила: «Русский орёл не мух ловит». Орёл – это символ России, а слон – это фрегат «Элефант» (по-шведски – слон).
Все участники сражения были награждены медалями: генералы и офицеры – золотыми, рядовые – серебряными.
Победа русского военно-морского флота у мыса Гангут возвестила всему миру о появлении новой морской державы.
В СССР этот праздник установлен по предложению Николая Герасимовича Кузнецова, легендарного флотоводца, наркома Военно-Морского Флота. Он внёс предложение о назначении особого «Дня военно-морского флота», ставшего не только морским, а общегосударственным. Иосифу Виссарионовичу Сталину идея понравилась. Имеются сведения, что мысль так пришлась по душе вождю, что он предложил приурочить его ко дню рождения самого Кузнецова, то есть - 24 июля.
«День военно-морского флота» был утверждён Постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) и должен был отмечаться ежегодно, 24 июля. Первое празднование состоялось в 1939 году.
Николай Герасимович появился на свет в селе Медведки Вологодской области, в семье крестьянина. Вдали от морей-океанов и больших рек. Только милая и спокойная речка Ухтомка, длиною в двадцать километров, с берегами, поросшими ивняком, баловала ребятишек. Разве мог кто-то из них, да и из взрослых предположить, что здесь растёт человек, который изберет службу на морских просторах главным делом своей жизни? И что у жителей села появится гордость за своего земляка Николая Герасимовича Кузнецова, дважды контр-адмирала и трижды вице-адмирала? Звание – Адмирал флота Советского Союза – высшее на флоте.
А ведь случилось же! И сегодня жители поселения с радостью привечают гостей на малой родине Кузнецова. В 1990 году здесь открыли дом-музей Николая Герасимовича. Расположился он на прежнем, историческом месте и копирует настоящий дом. Дом построен на народные деньги. За один месяц его соорудили три человека: коренной житель Медведок ветеран Великой Отечественной войны Василий Алексеевич Быковский, его сын и водитель редакции «Двинская правда» Владимир Васильевич Быковский и племянник, инженер Николай Александрович Стрельцов.
Наверное, не случайно неистребимое желание человека к чему-то, только ему уготованному, и свершение этого, соединяют с волей Господа. Кузнецов – это МОРЯК от Бога.
Прибавив два года к своему возрасту, чтобы получить право служить, пятнадцатилетний подросток поступил в Северо-Двинскую речную флотилию. Располагалась она в Петрограде. Это 1920 год. Довелось участвовать в боях с интервентами и белогвардейцами. А в 1924 году в составе морской части присутствовать на похоронах Владимира Ильича Ленина.
По окончании Высшего военно-морского училища имени Фрунзе Николай Кузнецов направлен на крейсер «Червона Украина».
В 1932 году выпускнику Военно-Морской академии предоставили право выбора: канцелярскую работу в генштабе или командный пункт на корабле. Кузнецов выбрал Чёрное море.
Справедливы оказались его слова, произнесённые много-много лет спустя: « Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого…»
Во время гражданской войны в Испании Кузнецов - главный военно-морской советник республиканского правительства.
По возвращении в Россию назначен заместителем командующего, а с 1938 года – командующим Тихоокеанским флотом.
В ночь на 22 июня 1941 года – начало Великой Отечественной войны - Кузнецов своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации, что позволило флоту избежать потерь в первый день Великой Отечественной войны. Командующий был членом Ставки Верховного главнокомандующего и руководил действиями флота на всех направлениях.
Возможность советских кораблей в ходе войны была сильно ограничена. Балтийский флот был блокирован в районе Ленинграда. Черноморский – лишили главной базы. Тихоокеанский оказался вдалеке от европейского театра военных действий. Относительную оперативную свободу имел только Северный флот. Он обеспечивал поставки от союзников по ленд-лизу.
Моряки принимали участие в сухопутных сражениях. Занимались подготовкой и осуществлением ударов по Берлину летом 1941 года.
Советский флот и его нарком внесли большой вклад в победу над Германией и Японией.
В сентябре 1945 года Николай Герасимович Кузнецов получил звание «Герой Советского Союза».
Кузнецова называли Кутузовым на флоте. Его лично знал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Им восхищался президент США Франклин Рузвельт. Иосиф Сталин высоко ценил его исключительную честность. Гитлер мечтал о его смерти.
После войны Николай Герасимович сумел наладить строительство новых кораблей, подводных лодок и морской авиации. Под его началом проектировались и начали строиться корабли с атомным оружием.
Он пережил две опалы, но любил повторять: «От службы во флоте я отстранён, но отстранить меня от службы флоту невозможно».
8 мая 2010 года в Архангельске был открыт первый в России памятник Николаю Герасимовичу Кузнецову. Памятник в полный рост. На нём слова: «Принимаю ответственность на себя». Это символ жизни Великого флотоводца 20 века. И благодарность народа за его беспримерные успехи в деле руководства морскими силами страны.
Памятники Адмиралу флота СССР стоят в Севастополе, Владивостоке и Вологде.
Во дворе Санкт-Петербургского Военного инженерно-технического университета имени А. В. Хрулёва установлен бюст «Народному комиссару, Адмиралу Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову».
Имя Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова носит Санкт-Петербургская Военно-морская академия.
Почитают Николая Герасимовича и в Москве. Возле Морского учебно-спортивно-технического центра ДОСААФ установлена памятная скульптура. На этом месте в годы Великой Отечественной войны формировался первый центральный флотский экипаж, а также морские стрелковые бригады, защищавшие столицу.
Бюст великого флотоводца возвышается посреди небольшой, выложенной плиткой площадке. На нём – морская фуражка, парадный китель с наградами, которых у адмирала за долгие годы верной службе Родине накопилось немало. Среди них: два ордена Ушакова первой степени, Звезда Героя Советского Союза, ордена Ленина, Красного Знамени и другие.
А это строки из эссе «Прошлое – основа настоящего, опубликованного мною в 2014 году:
- Пётр Стефанович Паршиков, с которым мне посчастливилось встретиться на журналистской стезе (он заместитель редактора журнала «Виктория – Большой сбор») потряс меня своим «хобби». Хотя это слово вряд ли применимо к его серьёзному делу: он на общественных началах возглавляет московский клуб-музей «Сокольники и флот».
Служивший в молодости на Черноморском флоте, он с упоением рассказывает о зарождении флота в России, тем более что район «Преображенское» по праву считается колыбелью русской армии и флота. Здесь впервые по инициативе Петра 1 появились Преображенский и Семёновский полки. Недалеко протекает река Яуза, где молодой царевич ходил на своём знаменательном ботике.
Пётр Стефанович и его сподвижники собрали большую коллекцию морской атрибутики. Здесь представлены фотографии военных и военно-морских начальников, начиная от Петра 1 и до наших дней, макеты парусников, кораблей, подводных лодок. Но все, входящие в музей, в первую очередь обращают внимание на два бюста.
Первый бюст - Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота Советского Союза, наркома Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны.
Второй бюст принадлежит Герою Советского Союза, командиру подводной лодки «С-13», капитану 3 ранга Александру Маринеско.
Деньги на бюсты собирали, как говорится, с «шапкой по кругу».
Легендарный подводник Александр Маринеско – настоящий феномен отечественной военной истории. Всего за 6 боевых походов он установил рекорд среди всех советских подводников по общему тоннажу уничтоженных судов. Это – подводник №1, прославившийся своей «Атакой века».
30 января 1945 года в Данцигском заливе Балтийского моря советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга Александра Маринеско потопила немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» (личный корабль Гитлера). Вместе с гигантским кораблём ушли на дно, по разным оценкам, от 6 до 10 тысяч человек (по последним немецким исследованиям 9343 человека).
Гибель «Вильгельм Густлофф» - крупнейшая катастрофа ХХ века.
Немеркнущей славой покрыли себя советские моряки. На море, суше и в воздухе громили они ненавистного врага.
15 июня 1942 года в газете «Правда» был опубликован Указ о награждении ВТОРОЙ медалью «Золотая Звезда» подполковника Бориса Феоктистовича Сафонова.
Великую Отечественную он встретил командиром 72 смешанного полка Северного флота. Летали на устаревших истребителях. На левом борту своего ИЛ-16 Сафонов вывел крупными буквами: на левом - «За Сталина», на правом – «Смерть фашизму». На этих машинах Сафонов совершил 109 вылетов и сбил 17 самолётов противника.
Свой последний боевой вылет гвардии подполковник совершил 30 мая 1942 года – на прикрытие конвоя союзников, следовавшего в Мурманск. В налёте на караван участвовали 45 «Юнкерсов», прикрываемые «Мессершмиттами».
На подходе к месту каравана союзников отважные североморцы Сафонова повстречались с шестью немецкими бомбардировщиками. Для их преследования пришлось разделиться. Сафонов остался один.
Вскоре, после начала боя, он передал в эфир: «Одного сбил». Через минуту-две новое сообщение: «Двух рубанул! Бью третьего… Есть третий». Минуту спустя: «Прикрывайте с хвоста! Мотор!». Это были последние слова Бориса Сафонова. Ему было только 27 лет.
Иван Колышкин - один из пионеров Северного флота СССР. Только за первые полгода он уничтожил 8 вражеских кораблей общим водоизмещением около 70 тысяч тонн.
За эти успехи его подопечные были награждены боевыми орденами и медалями. А Колышкин стал ПЕРВЫМ из моряков-подводников времён Великой Отечественной войны, удостоенным звания Герой Советского Союза.
А сейчас рассказ об Израиле Фисановиче, получившем звание Героя Советского Союза в 1942 году.
Подводную лодку М-172, которой он командовал, в СССР окрестили «Малюткой». Она не обладала мощным вооружением и предназначалась скорее для обороны своих портов. 21 августа 1941 года такая лодка вошла в гавань порта Лиинахамари на Баренцевом море. Там как раз шла разгрузка немецкого судна перед наступлением в Заполярье.
Финасович незаметно пробрался в гавань и отдал приказ: «Пли!». Его субмарине удалось не только уничтожить судно водоизмещением 4500 тонн, но и избежать глубинных бомб противника.
Весной 1943 года, уже в должности командира дивизиона бригады подлодок Северного флота, Фисанович отправился в Великобританию, где готовились передать СССР 4 подводные лодки. Группе предстояло изучить одну из субмарин и переправить её в Советский Союз. Вернуться в Полярный Израилю Фисановичу было не суждено. Пилот английского бомбардировщика, вместо запроса о принадлежности судна, сразу пошёл в атаку. Субмарина Израиля Фисановича погибла в Норвежском море в результате «дружественного огня».
Власти Великобритании даже не принесли извинения за случившееся.
Воспоминания о североморцах-подводниках невольно всколыхнули у меня воспоминания о папе – Цветкове Сергее Ивановиче.
Он смотрит на меня с фотографии на стене. Из тех далёких-далёких лет. Китель со стоячим воротником. Изображение папы – по плечи. Скорее всего – это увеличенное фото из его служебного документа. А силу и мощь моряка Цветкова, его удаль как бы символизирует фуражка, со звездой и якорем. Бодрый. Красивый. Молодой.
Он не был кадровым военным, но Великая Отечественная война стала для него третьей – после «финской» и «польской». С первых дней войны Сергей Иванович воевал на Северном море старшим техником по оптике.
По окончании войны он не посвящал нас, своих родных, в тонкости своей службы. Возможно, эта информация была вопреки Уставу. А может быть, три его дочери, были ещё слишком малы, чтобы обсуждать эту тему. А мы настолько привыкли к папе, штатскому, и так много знали о нём, что нам и в голову не приходило терзать его воспоминаниями о войне. Так и случилось, что мы не знаем подробности его службы. Тяжело жить с этим.
Но зато, благодаря папиным рассказам, мы узнали о «Дороге жизни». Переживали за жителей Ленинграда, с том числе и детей, погибших в волнах Ладожского озера. Это было единственное место, соединявшее блокадный город со всей страной. И фашисты неистово его обстреливали.
Больно было узнать о беде, которая постигла нашего двоюродного братика Витю. Жителю блокадного Ленинграда было два года, когда погиб на фронте его отец Цветков Михаил Иванович, а матушка умерла от голода. Когда восстановилась связь с городом, дедушке мальчика сообщили, что Виктор вместе с другими детьми был направлен в Нижний Новгород. Но поиски до сих пор так и не обвенчались успехом. Для всех он - Виктор Михайлович Цветков – без вести пропавший. Но мы в поминовении не упоминаем имя Виктора – в надежде, что он жив.
Когда сердечко стало давать сбои, Сергея Ивановича Цветкова комиссовали, подлечили и направили на восстановление Сталинградского Тракторного завода. Город только что освободили от фашистских варваров. И папа увидел страшные разрушения своими глазами. Работы по восстановлению Тракторного завода-гиганта предстояло много. Следовало срочно наладить теплоснабжение, подключить воду, электроэнергию, все коммуникации. Здесь нужны были и рабочие всех профессий, и талантливые руководители.
После войны Цветков Сергей Иванович работал заместителем директора Московского завода по ремонту высокоточного оборудования. Трижды принимал участие в Международных промышленных выставках, где были представлены лучшие образцы советского производства. Выставки функционировали в Норвегии, Греции и Югославии. Это были 50-60 годы.
Великая Отечественная война всё дальше и дальше удаляется от нас – и по времени, и по воспоминаниям. Но ПАМЯТЬ и ЛЮБОВЬ к тем, кто спас нашу великую Родину от фашистского нашествия, кто, не жалея собственных жизней, защищал её на Земле, в Небе и Море - ВЕЧНА.
Всё лучшее взяли у них на вооружение нынешние защитники.
30 июля страна будет салютовать в честь Дня Военно-Морского Флота. Главный праздник, по традиции, пройдёт в Санкт-Петербурге.
Отметят День Военно-Морского Флота и в других портах страны – Кронштадте, Севастополе, Балтийске, Североморске, Владивостоке, Новороссийске, Астрахани.
«Моряки, моряки – наша ГОРДОСТЬ и СЛАВА!», - с радостью произносим мы вместе с поэтом Александром Башмаковым эти идущие от сердца слова.
И как положено, – доброе ПОЖЕЛАНИЕ: «Семь футов под килем и попутного ветра!».
Свидетельство о публикации №223072000062
Вот осталась одна и стала печатать, осваивать на ходу ноутбук. Подруги хором - Лен. не пиши в стол, не имеешь право. Надо делиться с людьми о чем еще в памяти живо. Так вот и издала две книги о своей блокадной семье. Спасибо Вам, Раечка,
за все ваше и за сердце горячее. С любовью. Елена.
Елена Шихова-Карпова 25.01.2024 18:13 Заявить о нарушении
Раиса Лунева 25.01.2024 19:11 Заявить о нарушении
Елена Шихова-Карпова 25.01.2024 20:17 Заявить о нарушении