Основные конфликты романа. Онегин как Колобок

Полный текст здесь https://pushkin.sapir.us/conflicts/


Онегин проходит через четыре конфликта:
    1. Внутренний конфликт, неудовлетворенность  своим образом жизни в Петербурге.
    2. Конфликт с деревенским обществом.
    3. Конфликт с Ленским.
    4. Конфликт с Татьяной.
      
Конфликты с деревенскими жителями разворачиваются по одному и тому же сценарию:

    • Онегина пытаются приспособить, навязать  определенную роль.
    • Онегин увиливает, поступает вопреки ожиданиям.
    • Его ругают или даже пытаются убить.

Потом все повторяется сначала со следующим претендентом.

Онегин оказывается близок к архетипу Колобка. Можно сказать, что сказка про Колобка - «... архетипическая метафора построения отношений по принципу ухода, избегания, невовлеченности <...> Заметим, что у колобка нет ног, корней, связи с землей.»

http://viaregina.ru/
masterskaya-filippa-filatova/
publikatsii-v-presse/

Возможно, шарообразность Колобка также  должна ассоциироваться с  отсутствием изъянов,  самодостаточностью,  способностью  уклоняться  от покушений на его свободу.

 Онегин уехал из Петербурга в деревню, как Колобок укатился от создавших его Деда и Бабы. 

В деревне богатый светский петербургский барин всем  нужен, знакомство с ним лестно. Деревенские жители хотят сделать его своим. Онегин без лишних разговоров <<укатился>> с заднего крыльца  от деревенского общества, которое, может быть,  играет в романе  роль Волка или Медведя.

Заяц-Ленский решил, что Онегин - самая подходящая компания, может оценить образованного поэта Ленского как уникальную личность. Он стал навязывать Онегину свое общество и пошловатые разговоры. Но Ленский не учел непредсказуемость и зубастость Колобка-Евгения. Дуэль с Онегиным, которую обидчивый Заяц-Ленский затеял, кончилась не в пользу Ленского.

 Лиса - Татьяна решила, что Онегин - самый подходящий жених. Она старалась очаровать Колобка нежными речами. Он ответил ей также нежно, но не дался ей. Онегина пригласили на Татьянины именины, чтобы Татьяна с ним могла поближе познакомиться.  Онегин и здесь не поддался на ее чары.  Тогда Татьяна сначала обозвала Онегина про себя разными нехорошими словами, а затем представила себе, что она стала очень важной, Онегин влюбился в нее, а она ему отказала.
 
 На этом роман заканчивается: Колобок где-то еще путешествует в пространстве, его дальнейшая судьба неизвестна.


Во всех случаях отвергнутый претендент ругает Колобка - Онегина  как человека недостойного, вредного, опасного. «Все» назвали Онегина фармазоном, Ленский решил убить Онегина на дуэли как «совратителя», а Татьяна обозвала его «пародией», «чужих причуд истолкованьем».

Можно заметить, что  Онегин, как и Колобок, не испытывает враждебности к тем, кто пытается его использовать.

Конфликт с деревенским обществом

Завязка конфликта с деревенским обществом дана в самом начале второй главы, в строфе 4.

Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.


Заметим, что реформы,  облегчающие участь «раба», должны были  сделать  Онегина  близким, «своим»  для   ожидаемых читателей ОЕ, которые разделяли многие взгляды с Декабристами.

В этой строфе вводится коллективный  персонаж «все», который говорит «в голос», хором. «Все» осуждают Онегина. Сочинитель, как и читатели,  на стороне Онегина: подчеркивается, что Онегин занимался своими делами «Один среди своих владений», никому не мешал. Наоборот, «раб судьбу благословил». У соседей не было причины опасаться Онегина. Их оценка может быть связана с тем, что они заподозрили у Онегина чуждое им мировоззрение.  История развивается в следующей строфе.


Строфа 5.

Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышит их домашни дроги, --
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да да нет; не скажет да-с»
Иль нет-с. Таков был общий глас.

В этой строфе впервые используется понятие «дружба» для обозначения попыток навязать свое общество.

Можно понять, что  Онегин (как Колобок) предпочел избегать конфликтов,  спасаться бегством от  <<дружественных>> визитов  соседей.  Но это не сделало его милее им. Наоборот.

Слово «фармазон» использовалось в значении «вольнодумец», с акцентом на иностранном происхождении этого вольнодумства.  Но в этом -- одно из свойств Онегина как Колобка: у него, действительно, нет патриотизма, привязанности к месту. Впоследствии таких людей называли <<безродными космополитами>> и <<иноагентами>>.


Конфликт с Ленским

Главное слово в характеристике нового героя Ленского --  <<возвышенный>>:  <<музы возвышенные>>, <<всегда возвышенные чувства>>. Поначалу Ленский тоже не полностью сливался с деревенским обществом.

Глава 2, строфа 11

       В пустыне, где один Евгений
Мог оценить его дары,
Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;
Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом,
Ни общежития искусством;
Но разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен.


<<Все>> хотели женить Ленского на дочках (строфа 12). Следующая строфа начинается: <<Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, С Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть>>. Ленскому тогда нужна была дружба с Онегиным. Онегин не возражал. Пушкин комментирует в сторону: <<Так люди (первым каюсь я) От делать нечего друзья>>.

Так эта дружба началась. А вот как она закончилась. Вот последний диалог Онегина и Ленского  (Глава 4, строфа 48):

   "Ну, что соседки? Что Татьяна?
   Что Ольга резвая твоя?"
   -- Налей еще мне полстакана...
   Довольно, милый. Вся семья
   Здорова; Кланяться велели.
   Ах, милый, как похорошели
   У Ольги плечи, что за грудь!
   Что за душа!.. Когда-нибудь
   Заедем к ним; ты их обяжешь;
   А то мой друг, суди ты сам:
   Два раза заглянул, а там
   Уж к ним и носу не покажешь.
   Да вот... Какой же я болван!
   Ты к ним на той неделе зван.-
   
   Строфа 49
   
   "Я?" -- Да, Татьяны именины
   В субботу. Оленька и мать
   Велели звать, и нет причины
   Тебе на зов не приезжать. --
   "Но куча будет там народу
   И всякого такого сброду..."
   -- И, никого, уверен я!
   Кто будет там? своя семья.
   Поедем, сделай одолженье!
   Ну, что ж? -- "Согласен". -- Как ты мил!--
   При сих словах он осушил
   Стакан, соседке приношенье,
   Потом разговорился вновь
   Про Ольгу: такова любовь!


Ленский приезжает к Онегину на обед каждый вечер, рассказывает о своей невесте Ольге. Для него деревенская публика стала своей семьей. Как член семьи Лариных, он настойчиво приглашает Онегина на именины Татьяны, дает ему понять, что его там ждут. Онегину навязывается роль жениха Татьяны.

  Ленский пустил корни, он больше не выделяет себя среди <<всех>>.

Колобок-Евгений молчит. Видимо, он подумывает, что ему уже пора дальше катиться своим путем. На именинах у Татьяны он демонстрирует притворный интерес к Ольге, чтобы прекратить эти тяжелые для него отношения и с Ленским, и с Татьяной так или иначе. Ленский вызывает его на дуэль к несчастью для себя.

Конфликт с Татьяной

Татьяна при первой встрече не обратила внимания на Онегина, они не были представлены друг другу. Но "все" стали говорить, что у Онегина планы на Татьяну. Глава 3:

VII

Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,

VIII

И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!


"В сердце дума зародилась", говорит Пушкин. Татьяна сочиняет страстное письмо Онегину, используя лучшие образцы из сентиментальных романов.

Онегин не был впечатлён ни ее страстью, ни письмом. Тем не менее, он встретился с Татьяной, чтобы спеть свою прощальную <<колобковую песенку>>: <<Я вас люблю любовью брата, и, может быть, еще нежней>>. Конечно, это не остановило Лису - Татьяну.

Что было следствием свиданья?
Увы, не трудно угадать!
Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души, печали жадной


Татьяна (как и Ленский) рассчитывала, что ее новая встреча с Онегиным на именинах должна ей помочь. Наверное, это помогло бы с каким-нибудь другим Колобком. Но Онегин был тертым, увертливым Колобком, который хорошо владел огнестрельным оружием.

После дуэли и гибели Ленского Татьяна думала только  о мести. У нее не было возможности отомстить в реальности. Но художественная реальность зависит от Автора, Сочинителя. А Сочинитель любил Татьяну. Он сочинил для нее два фантастических фрагмента в ее стиле.

В седьмой главе Татьяна по образцу героини переводного романа писательницы Остин якобы проникает в дом отсутствующего Онегина, притворившись случайной туристкой, как будто в Англии. Там она без церемоний, по-русски,  роется в его книгах, изучает его пометки и делает вывод, что Онегин - плохой человек, она его не может уважать. Главное, что вызывает ее презрение, оказывается, это то, что Онегин оставил свою привилегированную жизнь  в свете ради деревни.

Но этого было не достаточно для мести. Поэтому в восьмой главе Сочинитель для нее сочиняет, что Татьяна вдруг стала княгиней-генеральшей в Петербурге, ее принимают у царя запросто. Там-то изменившийся Онегин, утративший свою колобковость, влюбляется в нее, а она ему отказывает в довольно оскорбительной форме.

А реальный Колобок - Онегин уехал в неизвестном направлении.

 
Заключение

Колобка-Онегина можно назвать  терпимым интеллектуалом - индивидуалистом. Во всех конфликтах против него выступает косное деревенское общество  в целом или через его представителей, Ленского и Татьяну. Цель общества -- приспособить и утилизировать Онегина, сформировать его по своему подобию.   Колобок-Онегин увиливает от попыток уловить его, не сдается ни на угрозы, ни на нежные речи, остается независимым. Но в результате всех конфликтов он не хочет больше оставаться в своем поместье, отправляется странствовать в мире без определенной цели.

Полный текст здесь https://pushkin.sapir.us/conflicts/


Рецензии