1 Эмбиент

"Кто знает тайну звуков,тот знает таинство всей Вселенной"
(суфий Хазрат Инайят Хан)



-Весенний Алматы это цветущая магнолия,именно она символ прихода тепла также как и сакура,абрикос и королева казахстанских растений- афлатуния.Скоро за ними последуют прекрасные цветы:  тюльпаны,ирисы и флоксы,- худенькая брюнетка в сиреневой куртке и чёрных брюках палаццо напоминающая студентку ), улыбнулась  прощаясь с Марком.
-Я буду думать о вас ,- демонстративно вздыхая, подмигнул он и направился от  дного из мостов «влюбленных» к кафе «Кино».
Знаменитый мост расположен в центре города,на старой площади, со стороны улицы Панфилова .Проводив взглядом красавицу,с которой 
случайно встретился по дороге, но успел немного пообщаться,задавая вопросы .Вечерело,пора бы и поужинать.

Действительно афлатуния вязолистная-это занесённый в красную книгу кустарник с красными
и розовыми цветами особо радующий по весне ароматом очарования,также  как и эта уходящая от него Айнагуль,жаль что номер телефона не оставила.
 
На данный момент Марк серьёзно увлекся тревел блогингом,его и прежде всегда манили необычные места планеты и средств хватало на путешествия.
В мае,следуя заранее намеченному курсу Марк отправился в Казахстан,решив начать освещение событий в  таинственных уголках мира со всеми признанного чуда - «Поющего песчаного бархана».

С момента утреннего завтрака на Зелёном базаре,а затем с лёгкого перекуса фермерским сыром,прошло довольно много времени ,необходимо было отдохнуть и подумать о завтрашней поездке за черту города.
Мельком взглянув на своё отражение в зеркале кафе,   отмечая озадаченное выражение во взгляде, в целом остался доволен собой-  как всегда привлекателен и на окружающих производит  впечатление:
Русые волосы,большие синие глаза,красиво очерченные губы ,аккуратный нос- этого не отнять.

В Алматы ему посчастливилось снять однокомнатную квартиру на неделю,здесь соотношение рубля и тенге выгодное один к пяти,поэтому особо экономить не нужно.
Погода в мае установилась и по прогнозам обещала быть теплой он собирался ещё заехать по пути в «Город кочевников»,где в свое время снимался известный блокбастер.
Поющий бархан расположен в южной центральной части национального парка «Алтын-Эмель»,на правом берегу реки Или, между горными массивами Улькен (Большой) и Киши (Малый) Калкан, в сорока шести километрах от села Басши и примерно в трёхстах километрах от города Алматы- то есть
 в четырех часах пути по времени.
Предстояло узнать отчего и как поёт бархан.
Занятие инфлюенсера это  не отдых как может показаться на первый взгляд,для съемки   прежде всего важно  сориентироваться,отыскать выигрышную локацию,подходящее освещение, ракурсы,подумать о возможных реквизитах.
Рассказать как поёт бархан ночью точно не удастся,только во время поездки.
Диковинные звуки природной песчаной насыпи не оставляют  равнодушным ни  никого :одним это напоминает горловое пение,варган,другим орган,кому-то звериные голоса и даже песни духов пустыни в частности по одной из легенд стон шайтана.
Когда-то в давние времена,этот злой дух причинил много вреда людям и Всевышний отнял у него возможность быстро перемещаться по земле,а путешествие пешком занятие утомительное ,прилёг шайтан заснул да так и не проснулся,превратившись в песок и когда кто-либо нарушает его сон он тяжко вздыхает.
Сильный ветер «Шилик» способствовал образованию насыпи,так как Большой и малый Калканы не позволяли нести песок дальше,ветер слабел ударяясь о них и собирал холм,так в одном месте так возникла уникальная дюна,поражающая своим     продолжительным, ни с чем не сравнимым звучанием.
Учёные единодушны в объяснении феномена -множество песчинок при соприкосновении и трении электризуются, вибрируют и мощность звука зависит от количества задействованного в звучании песка
В сухую погоду звуки разнообразны начиная от свисткового писка до  гармоничного звучания органа,звона погребальных колоколов и гула и грохота,а также мелодичного тихого пения флейты.

Геологические изменения в регионе Семиречья произошедшие около двухсот лет назад при передвижении части вулкана ,привели к образованию гор а возникший на этом месте так называемый проход исполнил роль  аэродинамической трубы.
Иногда пение дюны,которое слышно на большом расстоянии и напоминает рокот реактивного двигателя самолёта.

В этот раз он хорошо   поужинал,затем направился в магазин за водой.
В путь он приготовил бутерброды и на всякий случай положил в рюкзак  ветровку.
Выключив свет путешественник скоро заснул и сразу же очутился в незнакомом городе.
Тёмные,узкие улочки вымощенные камнями напоминали средневековые.
Ночь и впечатляющее размерами небесное светило- волшебство  мистического   полнолуния,такое бывает разве что в южных широтах,в странах,где небо ближе и звёзды кажутся ярче.
Луна,занимавшая треть неба сияла,обрисовывая в отдалении очертания высокого дома, напоминающего старинный замок.
В одном из арочных проемов, на втором этаже появился свет и Марк увидел изящную фигуру женщины с длинными вьющимися волосами,рассыпаны и по плечам,казалось она пристально вглядывается в темноту,словно ожидая кого-то.

В тоже самое время он услышал удивительную  музыку, напоминающую  электронную с  добавлением природных ночных звуков: журчания ручья в лесу ,пения птиц ,шелеста листвы и шума ветвей деревьев,но самое главное и необычное это проникновенное  воздействия. Нечто  потустороннее ,необъяснимое коснулось его души каким-то сверхъестественным очарованием, захватывая внимание,увлекая  сознание и поражая воображение. В соединении со всем представленным в сновидении и особенно с прекрасным силуэтом в окне,находясь во власти неведомых чар,Марк внезапно ощутил необычайно  сильное,неодолимое желание взглянуть на красавицу поближе.
В тот миг ему казалось это для него необходимо и жизненно важно,так что он готов был отказаться от всего на свете ради того,чтобы эта мечта сбылась,но видение  внезапно прервалось,не оставляя объяснения.

Марк взглянул на часы всё так же-ночь,без четверти три.
Нужно стараться заснуть,иначе в поездке противостоять сну- тяжко.
Сердце стучало словно после длительной пробежки,даже жарко стало.
Марк поднялся,приоткрыл форточку,выпил воды
Каждая деталь сновидения отчётливо запечатлела в  памяти подробности.
Особо странным показалось то ,что в старинном доме он увидел электрический свет и озадачила сама неувязка средневековой картинки и электронной  музыки.
Удивляло и ощущение подобное гипнозу( Марку довелось однажды побывать в подобном состоянии,два года назад)
Сейчас ему казалось что он только что очнулся не от сна,а пришел в себя после подобного сеанса.

Как-то он прочёл заметку о том,что мелодии природы использовали в своей магии народы разных стран.
Африканские колдуны,к примеру-звуки дождя,а древние египтяне исполняли гимн Нилу подобно тому как в Древней Греции посвящали с этой целью восхваление богине плодородия Афине,так пение способствовало восстановлению иссохших  источников.Из древних сведений известно-подобное  управление стихией воды с помощью особой магической игре на флейте,о чем можно прочесть у Солиния.

Это особое взаимодействие подобно проекции  нелинейных пространств и сравнимо с водным отражением в зеркале души  звуков безмерной Вселенной.
Необычайная интуитивная мелодия, проникая из  абстрактной сферы космоса под знаком гармонии ,оставляет неизгладимый отпечаток в сердце.

Восприятие этой музыки подобно приливу в пустой раковине моллюска либо отзвуку движения  собственной крови.Улавливаемое слухом,оно доносит отголоски в которых растворена информация былого.

Музыка- высшая степень творчества,
в совершенстве передать услаждающую восприятие и сознание мелодию дано не каждому.
Бах в своем роде единственный сумевших донести то,что и поныне живёт вне пространства и времени и до сих тому нет  подобного.
Душа обладает абсолютным слухом в отличии от материальной оболочки и слуховой аппарат далёк от совершенства,дабы в точности уловить неземные сентенции.
После такое необыкновенного  переживания Марку с большим трудом удалось погрузиться в сон.

По дороге,в микроавтобусе продолжая находится под воздействием впечатления,он вновь погрузился в пережитое во сне,отметив что оно и наяву всё больше будоражит воображение. Мелодия  преследовала,особенно когда он оставался наедине со своими мыслями.
Было в ней что-то из запредельной,трансцедентной
области невозможного,того что с каким-то своим неизвестным умыслом вторглось в земную реальность его жизни.
Времени в пути было достаточно и Марк воспользовался интернетом ,пытаясь отыскать хоть какое-то для себя объяснение.
Если звуки музыки и пение имеют воздействие на природу,как это происходит при заклинании змей можно предположить что и человек также подобен инструменту воздействия для вселенной и незримого потустороннего мира как тоже самое пение бархана,подобно звучанию Эоловой арфы.
Да и сама душа человека имеет образные струны- это чувства,флюиды которые способны воспроизвести всё самое прекрасное в мелодии любви.
Музыка поражает воображение а услышанная мелодии тесно  ассоциируется с переживаниями.
Многие могут рассказать как слышали свою собственную мелодию в себе,не смотря на то что не постигли и азов нотной грамоты.
Платоническая любовь Бетховена,его муза,вдохновившая на создание «Лунной сонаты»,итальянка,нежный "rosen bud"- замужняя дама -Джульетта Гвиччарди*.

Есть сведения  что потерявший слух композитор при написании этого шедевра,погружал голову под струи холодной воды.Вполне возможно что текущие
 из умывальника воды,их волнение в тазу,подобно  водопаду,помогали ему услышать нужное сочетание нот.
Как это описано у Штеге привожу фрагмент:

...«Позднее, когда я находился в горах с моим братом Эрнстом Хаймом, музыкантом,тоже обладающим острым слухом, мы слушали звуки бурлящей воды. При продолжительном пребывании возле нее мы всегда слышали очень ясное и красивое трезвучие до мажор,но к нему примешивалось не входящее в аккорд низкое фа, которое обычно воспринимается как нижняя квинта до»

В 1951 году в Технологическом университете в Массачусетсе генерал армии США Г.Г.Кенни доложил что учёные создали ультразвуковое оружие поражающее нервную систему ,способное довести человека до безумия ,при этом немецкие инженеры создали пластинку с подобной  записью  вызывающую страх у слушателей что если транслировать ее на полную мощь можно было убить жителей целого города .
Множество первых музыкальных инструментов было создано из тканей: рогов
и сухожилий  животных ,это говорит о том что наше тело является резонатором и проводником  акустической ауры   вещей.
Марк нашел интересную информацию об арфе,при помощи которой Давид изгонял демонов, одолевавших царя Саула и о положительном  воздействии колокольного звона на здоровье человека.
Поэт Новалис в своем сочинении «Фрагменты» пишет:
...«Любая болезнь музыкальная проблема - излечение музыкальное решение .Чем короче и,тем не менее ,совершенен разрешение ,тем больше музыкальный талант врача.
Более высокие звуки стенической ( волевой) природы ,более низкие звуки - астенической ( слабой)Более высокие звуки выражают активную жизнь ,низкие -сокращеную жизнь,лишения»
И ещё один интересный  комментарий приведу-
...«Древняя медицина основана на пении»

В североамериканском индейском племени оджибва вместо лекарств знахарь помогал больным  обучая их сочинению  песен. Там же практиковались особые  танцы для изгнания дьявола.
Так же и стихосложение избавляет от ненужных мыслей ,что и способствует устранению депрессии, которая разрушает организм изнутри.

Пытаясь разобрать  услышанную во сне мелодию на составляющие ее компоненты,стараясь выделить использованные в игре инструменты,Марк так и
не нашел ничего подходящего,из того что знал,во всяком случае он мог бы с уверенностью сказать что арфы не обнаружил,но отметил множество звуков из окружающего мира.
В последствии это воспоминание все время проведенное в Алматы не давало ему  покоя,неизменно возвращая его в город из сна ,пленяя слух дивной музыкой
Время пролетело незаметно.
Уже на месте,проходя по песчаной насыпи на одном из участков в какое-то мгновение в звуках бархана Марк ясно расслышал мелодию из своего сна.
 В порыве неодолимого волнения, оглядевшись по по сторонам он крикнул ,обращаясь к попутчикам, чем вызывал всеобщее удивление :
-Вы это  слышали? Это она!
На путешественники   промолчали в недоумении ,теряясь как им реагировать.
И Марк понимая что его поведение выглядит довольно странно и нелепо успокоился.

Общаясь в другом Игорем в ватсаппе ,он поделился впечатлениями поездки :
-Сон не выходит из головы
-Ты можешь напеть эту музыку?
-Представляешь,сколько не пытался,ничего не получается,слышу,но уловить мотив не удается,он словно ускользает.
-Сложный ?
-Похоже на то,что в нем присутствует много посторонних отвлекающих эффектов.
Некое дыхание окружающего мира и ещё что-то запредельное .
 -На днях видел Лику,ты намерен продолжить отношения?
-Не уверен.В неё свои интересы а я видимо не вписался...
-А она очень даже ничего.
-Наверное не для меня,давай оставим эту тему.
-Как скажешь,-Игорь особо и не настаивал.

Была ещё одна часть маршрута,но Марк пока думал стоит ли ему продолжать путешествие 
В Астраханской области посреди степи находится возвышенность,священная гора- Большое Богдо.Между прочим самая высокая точка Прикаспийской низменности почти сто пятьдесят метров над уровнем моря
Это неповторимый соляной купол,покрывающийся со временем песчаником, глиной и известняком. «Высота горы увеличивается с каждым годом примерно на один миллиметр.»
Это так называемая «всесоюзная солонка» - Баскунчак. Эзотерики называют эти места  энергетическими точками планеты.   
У каждой «Богдо» своя неповторимая  энергетика .
А для буддистов это священные горы. Поющий бархан это малое Богдо в Казахстане как и  Богдо-Хан-Ула в Китае. На Урале - Табын-Богдо-Ула, а в в Монголии - Богдо-Хан-Ула
Как и перекатывающийся  песое на горе Синай, который издает звук, или  Рег-Раван в Кабуле.
"Богдо"-в переводе с монгольского-   священное, божественное и возвышенное. Например,  «богдоханом» именовался  китайский император.
Понятно что все горы не объехать и Марк решил остановится .
Однажды Марка заинтересовало сочинение Фрица Штеге «Музыка, магия, мистика»
Увлекательные истории из этой книги он часто вспоминал,особенно созвучна была мысль о том,что душа человека совершенствуясь настраивается на гармонический лад вселенной при этом обретая   совершенное личное, неповторимое звучание.
В то же время  зрительное восприятие  обогащает картину зримого на земле, оставляя в памяти мир своих образов,населяя собственную Вселенную,свое видение ,свой неподражаемый стиль .
Есть армянская легенда о супружеской паре в которой муж играл на виолончели с одной струной,всегда извлекая один и тот же звук,и когда жене стало невыносимо это слушать она задала вопрос « зачем он это делает,когда есть разнообразие выбора»
На что муж отвечал что в поиске наконец  остановился на своём.
 «Ты – женщина. Волосы твои длинные, а ум твой короткий. Конечно, другие постоянно двигают туда и сюда свои пальцы. Они ищут нужное место. Но я-то его нашел»

Думая об этом Марк пришел к выводу что нечто подобное происходит и с ним,возможно и он на своем осмыслении нашел  ту самую единственную собственную струну в  акустическом понимании природы.
Перед тем как отправиться домой Марк разговаривал с  Игорем.
-Завтра возвращаюсь.
-Понравилось?
-Да,похоже я пришел к некому осмыслению,но это пока не утверждение,так, личное .
-Куда далее  планируешь отправится?
-Думаю наверное,скорее всего в Печоро-Илычский заповедник в Коми.
Хотя есть и более привлекательные места.
-Вспоминая наш предыдущий разговор я погуглил на тему музыки,есть такое направление «эмбиент»,почитай может это тебе чем-либо поможет
-Спасибо!
-Удачи!
И тебе!

В аэропорт Марк отправился в шесть часов вечера,заранее
Во-первых это красивый  аэровокзал,во- вторых рейс в   
23 часа 35 минут
Время в полете три часа .
Весьма удобная зона ожидания и можно посетить
кафе с низкими ценами.
И к тому же вполне достаточно времени для чтения.
Он отыскал довольно таки  интересную информацию.
Цитирую:

«В 1975 году экс-участник Roxy Music и будущий прославленный продюсер Брайан Ино попал в аварию. Он был вынужден провести некоторое время дома. Будучи прикованным к постели, он слушал записи арфы,идущие  в искаженном виде, и окружающие звуки: шум улицы, шум ветра.» Для него они постепенно  слились в одну единую звуковую субстанцию.Так Брайан Ино открыл для себя и других,новое направление в котором голоса инструментов соединяются  окружающими звуками образуя совершенно иную  гармонию в композиции слиянии замысла автора и случайного сопровождения  из внешнего мира.
Музыка эмбиент предназначена для достижения спокойствия и пространства, чтобы думать
«От англ. ambient «окружающий») — стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра. Эмбиент часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием.»

Кроме звуков самих  инструментов музыканты используют шумовую перкуссию,звуки природы: водопад,дыхание ветра, капель дождя,шелест листвы деревьев и много другое ,все что наполняет  пространство комнаты а также  искусственные и реальные эффекты.

Удобно устроившись  самолёте Марк быстро задремал и на этот раз сон раскрыл перед ним как некую деталь ребуса  необычный музыкальный инструмент,лежащий на коленях женщины, лица которой и верхней части тела,не представлялось разглядеть, взору открывалась лишь часть картинки,а именно :
удивительный инструмент   музицировавшей женщины,ткань пышной юбки платья из золотистого шелка с розовыми цветовыми переливами полностью закрывавшая ноги,
Красивые белые руки касались тонкими  длинными пальцами (на безымянном левой руки он заметил объемный  перстень с аквамарином ) , струны и ранее услышанная им уже мелодия повторилась вновь,но отчётливей,ярче  нежели с первый раз .
Марк отметил что увиденное в этот раз приоткрывает ему тайну, проявляя подробности при помощи    психоделического  изображения,но не как наркотик изменяющий сознание,а как искусство преподносить суть загадки по известному одному замыслу автора сценарию, посредством  непредсказуемого мира магии образов.



Продолжение
2 Цитра
по ссылке-
http://proza.ru/2023/07/23/1646





*Моя поэма-
"Бутон бессмертной розы Бетховена" по ссылке-
https://stihi.ru/2020/04/06/8805

rosen bud*( нем.)- бутон розы 


Рецензии