Дорога к Богу

Пьеса

Действующие лица

МИТЯ – 30 лет, командир заставы
КАТЯ – 25 лет, жена командира
ЛЕХА – 19 лет, солдат
КСЕНДЗ – 40 лет
НАСТЯ и ОЛЯ – 3 и 4 года, дочки командира
ОФИЦЕР  – фашист
СОЛДАТЫ  –фашисты

Картина 1. Пограничная застава. 

В подземелье раненый командир, его жена, солдат Леха.

КАТЯ. Митя, ты только не умирай. Скоро придут наши. Тебя  в госпиталь заберут…Митенька….
МИТЯ (в забытьи). Стреляй! Обходи слева… Огонь! Огонь!
КАТЯ. Ему помощь нужна. Уходить надо.
ЛЁХА. Куда? Везде фрицы.
КАТЯ. Может,  наши где-то есть?
ЛЕХА. Может, где-то и есть. (Смотрит на командира.) Всё... Умер командир...
КАТЯ. Митенька…Митенька…
ЛЁХА. Не кричи. Не плачь. Дети испугаются.
КАТЯ. Митенька-а-а…
ЛЕХА.(Бьет саперной лопаткой  по земле.) …Суки…Давил бы их тварей…руками. Суки!
КАТЯ. Митенька, зачем ты нас оставил здесь одних? Митенька…
ЛЁХА. Похороним здесь. Дети спят? Не надо, чтоб видели. 
КАТЯ (плачет).
          
         В подземелье пробирается ксендз

КСЕНДЗ. Не стреляйте, паночки…я это… Казимирович…Ксендз из поселка… Здравствуйте, дороженьки граждане…я не сам…они меня послали…  Как же вы тут? С детьми? Погибнете за зря.(Лехе).Выходите! Сдайтесь в плен!
ЛЕХА. Думаешь, меня так просто взять?
КСЕНДЗ.  Они помилуют. Не звери. Сдайтесь.
ЛЕХА (хватает автомат). Иди отсюда, отец, пока не пришиб!
КСЕНДЗ.  Не стреляйте, пан! Не берите грех на душу!
ЛЕХА.  Фриц тебе пан, понял? Холуй немецкий.
КСЕНДЗ. Немцы  тут рядом в сарай людей согнали…женщины там…дети…сказали, если я к вам не пойду,   сожгут всех.
ЛЕХА.  Думаешь, сожгут?
КСЕНДЗ.  Сдайтесь им. Прошу вас.
ЛЕХА (Дает ему  саперную лопатку). Копай!
КСЕНДЗ (копает). Ваших тут никого не осталось. Все  полегли…Некуда вам идти отсюда. Оставьте оружие. Кончена война ваша.
ЛЕХА. Это не наша война! Кончена будет, когда фрицев до Берлина погоним! Понял? Они танками людей давили…суки…Ничего, наши им все вспомнят!

(Дети выходят к Лехе и Ксендзу.)

ДЕТИ Папа…папа…
КАТЯ. Уснул ваш папка…не будите его…не проснется он.
ДЕТИ. Мама,  кушать хотим, мама.
КСЕНДЗ (вынимает из-за пазухи хлеб). Вот…хлеб. Возьмите.
ЛЕХА (нюхает хлеб). Еда…(отщипывает кусочек, кладет в рот. Отдает хлеб детям.)Ешьте, дети. Хлебушек.
ДЕТИ (голодные, глотают хлеб, почти не пережевывая.) Воды ... Пить.
КАТЯ.  Потерпите, немного... Ночью принесу вам воды.
ЛЕХА   (копает землю.) Сколько их там?
КСЕНДЗ. Семеро.
ЛЕХА. Жаль, патронов нет…я бы тварей этих всех положил за нечего делать!
КСЕНДЗ. У них оружие, у них собаки…сдайтесь…
ЛЕХА. Жить хочется… Я ведь и не жил еще… На танцы несколько раз бегал…  за девчонками в пионерском лагере в душе подсматривал… Дырочку в доске просверлили…Девчонки все такие смешные…Груди малюсенькие, как прыщики…
КСЕНДЗ. Сколько вам лет, солдат?
ЛЕХА. Девятнадцать.
КСЕНДЗ. А весь седой.
ЛЕХА (проводит рукой по волосам).  Зеркала нет…не увижу уже. Помоги мне, отец, командира похоронить. Катя, уведи детей.

Катя уводит детей, но вскоре возвращается. Леха и ксендз хоронят командира.

КСЕНДЗ . Господи прости и помилуй и прими душу его. Аминь.
КАТЯ. Митенька…Митенька...
ЛЕХА. Прощай, командир! Точно говорю,  попрут этих тварей наши, аж до самого Берлина попрут! (Ксендзу.) Попомни мое слово, святоша! Знаю, что говорю. (Обнимает Катю.) Простимся, Катя. (Катя плачет.) Не надо слез. К Богу уходим.
КСЕНДЗ. O Jezu Maryjo...детей пожалейте, выходите все, детей не тронут.
ЛЕХА. Молчи, ксендз! Я один пойду! Прощай, Катя.

Картина 2.  Фашисты стоят у подземелья.   Из подвала выходят Ксендз и Леха.

КСЕНДЗ (немцам). Не стреляйте, пан офицер! Это я , ксендз…со мной  русский солдат.
ФАШИСТ . Эй, руссишь? Хенде хох. (Стреляет ему под ноги.) Танцуй барыня, швайне!
ЛЕХА. Щас станцую. Вот вам барыня, гады! (Бросает  в фашистов гранату. Убивает нескольких.)

Фашисты стреляют в него из автоматов.

ОФИЦЕР. Сдохни, швайне! Сдохни! Сдохни!(Ксендзу.)Что уставился? Сколько их в подвале осталось? Отвечай!
КСЕНДЗ. Не стреляйте в меня, пан офицер. Не стреляйте! Христом Богом Прошу! Солдат там нет и оружия там тоже нет.
ОФИЦЕР. А кто там есть?
КСЕНДЗ. Там  русская женщина и...больше никого нет.
ОФИЦЕР. Так уж и никого? Зови ее сюда!
КСЕНДЗ. Пан офицер, она не солдат! Она просто женщина.
ОФИЦЕР. Жена врага тоже солдат! Если не выйдет, собаками затравлю. Понятно сказал?
КСЕДЗ. Понял, понял, пан офицер. Сейчас приведу. (Идет в подвал.)
ОФИЦЕР (солдатам). Сжечь сарай.

Картина 3. Подземелье.

КСЕНДЗ. Эй, русская? Где вы? Русская!
КАТЯ. Здесь мы.
КСЕНДЗ. Убили  вашего солдата. (Крестится.) Прими его душу, Господь.
КАТЯ. Страшна  дорога к Богу, отец?
КСЕНДЗ. Они зовут вас. Неровен час, собак пустят.  Идемте скорее.
КАТЯ (обнимает детей.) Доченьки мои…
ДЕТИ. Мамаааа…
КАТЯ. Нельзя вам туда со мной. Здесь меня подождите. Я воды вам принесу. Приглядите за ними потом?
КСЕНДЗ. В детей стрелять не станут. Выходите с детьми, тогда и вас пощадят.
КАТЯ. Они уже пощадили тут всех. (Девочки  плачут в голос.) Не плакать. Что папа говорил? Дочери командира не плачут.
КСЕНДЗ. Идемте, а то собак пустят.
КАТЯ. Сейчас, присплю их , и пойдем… Доченьки мои…Простите, не доглядела я вас…не моя это вина,  доченьки…(Поет колыбельную.) Уснули...(Целует их.) Прощайте.
КСЕНДЗ. Да, как же они тут останутся одни? Без вас? Как же? Да что же вы за мать такая?
КАТЯ. Не травите душу. Нельзя им со мной. Убьют их там.
КСЕНДЗ. Да, почему же нельзя? Они детей не тронут!
КАТЯ. Сказала уже - нет! Идемте.
КСЕНДЗ. Сколько лет дочкам вашим?
КАТЯ. Три и четыре годика.
КСЕНДЗ. Маленькие совсем...Ну, идемте скорее, а то собаками нас тут всех затравят. Слышите, как лают собаки, и люди там почему-то так страшно кричат? Ой, как кричат. Господи, спаси нас всех и помилуй.

Картина 3. Из подземелья выходят Ксендз и Катя.

КСЕНДЗ (смотрит на горящий сарай, крестится). Пан офицер…Пан офицер, за что вы этих людей так...Они же мирные люди, пан офицер...
ОФИЦЕР. Эти люди - враги. И это война. (Смотрит на Катю.) О…Руссиш женщина. Вышла наконец-то! Хорошо тебе там было? В подвале? Зачем там сидела? Пряталась? (Убирает прядь волос с ее лица, заглядывает в глаза.) Красивая...Жена командира? Да? А где твой командир сейчас? (Кивает на сарай.) Там? А может, этот? (Кивает на  Леху.) Убил моих солдат гранатой. Что молчишь, дрянь! (Бьет ее по щеке.)
КСЕНДЗ (крестится).Господи…Господи…
ОФИЦЕР. А твой командир почему не выходит? Боится? Эй, командир, где прячешься? Выходи!
КСЕНДЗ. Не кричите. Не услышит вас. Похоронили мы его. Отдал Богу душу.
ОФИЦЕР. В подвале похоронили?
КСЕНДЗ. В подвале, пан офицер.
ОФИЦЕР. Не верю!
КСЕНДЗ. Правду говорю. Похоронили.
ОФИЦЕР. Раскопать могилу!
КСЕНДЗ.  Грех это, пан офицер! Не по-людски это.
ОФИЦЕР(кричит). Эй, русские, выходи! (Стреляет из пистолета в проход подвала.)Женщину впереди себя пустили?
КАТЯ. Нет! Не стреляйте! Прошу вас! Прошу! Не стреляйте туда!
КСЕНДЗ. Нет там военных, пан офицер!
ОФИЦЕР. Тогда кто там есть? Кто!? (Хватает ксендза за ворот.) Говори! Сколько их там?
КСЕНДЗ. Там только дети, пан офицер! Совсем маленькие. Три и четыре годика.
ОФИЦЕР. О...женщина, идем, посмотреть на твоих деток? Я отдавать их собакам.
КСЕНДЗ. Не говорите так, пан офицер? Зачем вы пугаете мать?
ОФИЦЕР (отталкивает ксендза). Отойди, сказал. Пустить собак!
КАТЯ. Неет...не надо...нет!

Слышен лай собак.

КСЕНДЗ. Пан офицер! Пощадите детей!
ОФИЦЕР. Кого пощадить?
КСЕНДЗ. Детей пощадите!
КАТЯ. Не пущу! Нет!(Закрывает собой проход в подвал.)
ОФИЦЕР(стреляет в Катю из пистолета). Не пущу-у-у...  Не пустила?

Слышна перестрелка.

ОФИЦЕР. Партизаны? Русские! Все в машину! Уходим!

Бегут к машине.

КСЕНДЗ (хватает автомат убитого фашиста. Стреляет по убегающим фрицам.) Аа-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а…(Бросает автомат, смотрит на свои руки.) Господи! Да что же это я такое сделал? А я и не мог иначе. Господи! Кому нужна эта война, Господи?

(Из подземелья выходят девочки. Становятся рядом с ксендзом. Смотрят в небо. В небе летят журавли.)

Конец


Рецензии