Школа

        Так получилось много лет назад. Я выпускница школьного педучилища приступила к работе не первого сентября, а после зимних школьных каникул. К первому своему рабочему дню тщательно готовилась: весь вечер рисовала наглядные пособия, счетный материал, конспекты уроков писала.Сложила все это в свой учительский портфель. Утром рано предстояло ехать в школу.Это была сельская малокомплектная школа. Село находилось от от города совсем недалеко: минут тридцать пять-сорок езды. Автобусы ходили по той дороге часто, первые выходили очень рано: в шесть утра.

       К этому времени я была на автостанции. Купила билет, подошла к автобусу. Народа совсем немного. Объяснила водителю, куда еду, села на удобное место, за спиной водителя, у окна. Вскоре автобус заморгал фарами  и тронулся в путь. Водитель выключил сет в салоне. Пригревшись, задремала. Изредка, открывая глаза, смотрела в окно: темно, даже огоньки не мелькали.

       Деревня, к которой подъехали, была спящей. Водитель Остановил автобус у столба со слабо светящим фонарем: выходи, учительница, приехали. Из теплого автобусного салона выпрыгнула со своим портфелем.  Морозец крепенький был. почувствовала сразу. Потоптавшись, слегка огляделась. Узкая тропка в снегу вела к домам, но окна почти во всех были темными. Пошла к одному, в котором горел свет. Калитка закрыта. Вижу через забор на веранде курит пожилой мужчина. Постучать решилась не сразу. Но надо было это сделать, холод заставил. Постучала нерешительно, слабенько. Хозяин даже не услышал. Потом, вижу, прислушался, на крыльцо вышел, нахлобучив шапку и накинув фуфайку. Спросил: кто? Ответила, что учительница новая в их школу приехала. К калитке пошел, открыл. А учительница-девчонка молоденькая,  замерзшая, с огромным портфелем в руках.

       -Пошли а дом, меня Петр Иванович зовут,- сказал.

        Тепло в в доме. На веранде стол с чайником. Чашку налил Петр Иванович. Душистый чай, травами пах, мед в чашке рядом. Греться мне велел. Сам в соседней комнате бритвой зашуршал. Вышел  побритый, в валенках, в шапке.

        -Недалеко здесь школа твоя, провожу.

         Петр Иванович шел впереди, освещая дорогу фонариком. Я старалась попадать ему в в след, чтобы в сугроб не свалиться. Подошли к дому. Он был чуть больше остальных деревенских. Тропка к крыльцу не расчищена Петр Иванович Протоптал ее своими огромными валенками.На двери замок висел.

         -Доставай ключи, учительница, открывай!

          Нащупала в своем портфеле, вставила в замок, ключ не поворачивался. Еще попытки бесполезные, Петр Иванович в сторону меня отодвинул, стал отогревать замок. Наконец открылся. Петр Иванович вошел первым, нажал на выключатель, загорелся свет. Коридорчик был небольшим Две двери вели в классные комнаты. Одна оказалась  обычной Свет хорошо освещал три ряда парт, добротных, крепких,отвечающих всем требованиям. Окна большие. Одну стену доска занимала, тоже добротная. В середине комнаты круглая железная печь. Холодная, никто не топил. В классе холодно.

        -Оглядывайся пака, я сейчас за Анной Павловной схожу, она все устроит,-сказал Петр Иванович, и вышел из класса.

         Оглядывалась... Все как в обычном классе. Привлек внимание большой шкаф у стены. Открыла  и даже ахнула от удивления и восторга. Карты, методички, глобус нужное для школьных уроков. Но главное- богатейшая библиотека детской литературы. Барто, Мршак, Михалков, Осеева, Гайдар, Бианки-выбор был огромный. Правда книги были зачитанные и основательно потрепанные. Но это - не беда, есть, что выбрать, что предложить ребятишкам. Можно устроить ремонтную мастерскую, подклеить что-то. Дети с удовольствием этим займутся.

        В коридоре послышался шум. В сопровождение Петра Ивановича вошла женщина в фуфайке, повязанная платком. В руках охапка дров. Поздоровались. Сразу стало шумно. Захлопотала у печки. Вскоре дрова весело затрещали, а Анна Павловна по-хозяйски, привычно вытирала пыль с подоконников и парт, Прошлась шваброй по полу.  Рассказывала при этом, какие замечательные деревенские ребятишки. Петр Иванович в это время расчищал снег у крыльца, воду принес для самовара, который стоял на столе у стены.

        От печки пошло тепло, воздух в классе сменился. Я начала готовиться к урокам. Разделила доску на три части. Просмотрела еще раз свои конспекты. Сегодня будем с детьми просто знакомиться, но тем не менее уроки по расписанию: математика, русский язык,чтение. Это все для трех классов. Наглядные пособия приготовила, на столе разложила. Задания для первого урока на доске написала: Для первого класса по математике, для второго по русскому языку, для третьего по чтению.

       Анна Павловна сходила домой, вернулась с нехитрым угощением: конфеты, печенья. Я  свои припасы достала, на стол положила.

        -Чай попейте перед уроками для знакомства. Ребятишки без завтрака прибегут, как увидят, что в школе свет горит,-посоветовала Анна Павловна.

         Я посчитала, что это не лишнее. Вскоре в коридоре послышался шум. Кто-то долго отряхивал веником валенки. Дверь открылась, и вошел мой первый ученик. Шапка нахлобучена, пальто нараспашку, вид у мальчишки какой-то встрепанный. Шапку снял, я про себя улыбнулась: ярко рыжий был парнишка, с веснушками во все лицо. Сказал, как зовут, усадила за парту. Следом пошли стальные. Их было двенадцать-моих учеников. Такие разные.  Сестра рыженького, первоклассница Света-самая аккуратная девочка из класса. Училась отлично, банты в светлых косичках, воротнички, манжеты-все просто безупречно. Брат и сестра казахи были погодками. Тянулись к знаниям очень.  Ему не было равных в классе по математике, стихи декламировал, даже сам пытался сочинять  по-детски. Сестра много читала. Мы ей доверили классную библиотеку. В ней вскоре навели порядок.
         В каждом моем ученике была какая-то своя изюминка. Не могу сказать, Что все учились хорошо. Как и в любом классе были отличники, ударники, троечники.Рыженького даже пришлось на второй год оставить. Не давалась ему учеба. Но на физкультуре во всем был первым. Девочка, живущая в одном доме со школой почему-то всегда опаздывала и учебу еле тянула. Оказалось, с братишками и сестренками ей сидеть приходится.  На уроках труда самой умелой была, вышивала, умела вязать, приготовить что-то тоже могла.

        Маленькая школа зажила обычной школьной жизнью.В классе, который не отапливался,  мы строили спортивный зал. Когда позволяла погода, проводили занятия там.  Выпускали стенгазеты, вывешивали лучшие тетради, устраивали концерты для родителей и для жителей села, отмечали новогодние праздники, ездили на экскурсию в город. И выпуск из школы отмечали. Первый год пятеро учеников перешли в среднюю школу в соседнее село.  Учились и там хорошо. Я проработала в этой школе три года. В последний год в классе осталось всего три ученика. Занятия  шли, как обычно,все мероприятия тоже. Школу не закрывали. Государство заботилось о детях. Малокомплектная школа существовала совсем не зря. Дети получали полноценные знания,  не просто обучались, они росли, не отрываясь от родных семей. Сохранялась школа и село тоже.

         


Рецензии
Всё вроде просто, а на душе тепло становится.
Подумалось, а есть ли у современных молоденьких учительниц ресурс так же душевно относиться к своим ученикам, хотят ли они этого, поддерживают ли их окружающие.

Наталья Якимова   08.02.2024 11:32     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо! Вспоминаю то время с таким теплом: детей, родителей, само село. Совсем другое время было. Молоденькие учительницы... Их сейчас даже жалко становится. Вряд ли к ним так относятся. Хотя в селах, может быть. Но спрос с них другой. Бумажная волокита оттесняет ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.

Татьяна Буйнова   10.02.2024 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.