Яблоки

    Недавно провёл эксперимент, собственно, не то, чтобы эксперимент, тем более, что вызрел он как-то совсем уж неожиданно, – скорее, устроил лёгкую проверку дочери. На работе угостили двумя яблоками – большими такими, красными, будто из сказочного сада. Принёс домой, и, угощая дочь, передаю ей эти яблоки с умышленной фразой «нас(!) угостили», трескай, мол.

    Анютка берёт эти яблоки, надкусывает одно, думаю, сейчас второе мне предложит (НАС ведь угостили). Не тут-то было! Дочка вгрызается своими крепкими зубками и в другое. Ну, мыслю себе, вот и воспитал, о папке не подумала, лишь бы самой слопать. Такие дети сейчас растут – чёрствые, эгоистичные, ни доброты, ни такта элементарного; только бы себе лучший кусок отхватить, а желания, интересы другого совершенно «до лампочки». Вот так вот растишь-растишь, а потом тебе, «в оно время», пинок под зад, и живи, как хочешь, за примерами ходить не надо.

    Сам-то не понимаю ещё, что в эти короткие секунды осуждающая нить сплела уже добрый кусок прочной вязки, причём с таким вот сладким греховным услаждением, когда своё мнение – на наивысшем пьедестале, является бесспорным мерилом всего видимого и невидимого, и озвучивать любые контраргументы и замечания заведомо бесполезно. Вот только дочурка не позволила мне доплести этот клубок до конца, а своей кратчайшей репликой нанесла мне столь сильный словесный удар, что буквально лишила дара речи.

    – Пап, возьми вот это. Оно слаще…

    Что называется, занавес… гол… нокаут… шах… и мат!..

    Мне не то, что «відібрало мову», я вдруг превратился в какое-то вьючное животное, начав блеять что-то до того несуразное, что Анечка явно испугалась за мой рассудок.

    Дабы не травмировать её и далее своим умалишенным видом, я просто взял это яблоко, обнял дочь, сказал: «Спасибо, родная», – и отправил поиграть немного перед ужином. А потом себе думаю, ох и урок мне дочка преподала. Я ж ведь умный какой, всё знаю, во всём разбираюсь. Ага, точно! Деревянная бестолочь, и это ещё не самое адекватное случаю выражение. Дочь родную осудил (с удовольствием притом), да ещё и незаслуженно. Недаром блаженной памяти Паисий Святогорец говорил об «искусстве доброго помысла». Любое искушение надо тут же отвергать добрым помыслом, а я чёрствые, эгоистичные… Да какой добрый помысел, когда вокруг одни… и так далее…

    Один человек построил себе дом где-то на отшибе. Прошло время, и возле его дома провели трассу, открыли бар с дискотекой, началась застройка. Шум, гам, грохот. Ему уже начало казаться, что он реально рассудок теряет. Приезжает с уже вконец расшатавшимися нервами к старчику и, так, мол, и так, нет покоя мне никакого, не знаю, что и делать, думаю строить другой дом. А отец Паисий ему говорит: «А ты включи в работу добрый помысел. Вот подумай: если бы шла война и рядом ремонтировали танки, в расположенный рядом госпиталь свозили бы раненых, а тебе бы сказали: «Сиди на месте. Жизнь мы тебе гарантируем, трогать тебя не будем. Можешь выходить из своего дома спокойно, но передвигаться только в радиусе этих построек, потому что пули сюда не долетают». Разве этого тебе было бы мало? Разве ты не посчитал бы такие условия настоящим благословением? Поэтому сейчас скажи себе так: «Слава Тебе, Боже, что нет никакой войны, что люди живы-здоровы. Слава Тебе, Боже, что нет никакого госпиталя, никаких раненых и прочего горя, которое приносит война. По шоссе не тянутся танковые колонны, а мчится поток автомобилей – люди торопятся на работу». Если ты таким образом включишь в работу добрый помысел, то после придёт славословие Бога».

    Разве я провёл такую духовную работу? Даже в мыслях не было. А тут – «возьми вот это. Оно слаще». Ну и кто я после этого?! Святые отцы учили, что щадить ближнего есть делом милосердия, а осуждать себя – делом смирения. Так где же оно, это смирение?.. Ребёнок за какую-то жалкую минуту научил тому, к чему иногда всю жизнь идти нужно, и вовсе не факт, что дойдёшь. Правду говорят, что прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись об его камни и перенеси все тяготы, которые перенёс он. И только тогда попробуй, если дерзнёшь.

    Два несчастных яблока – и сколько смысла. Сколько назидания, жизненной мудрости, наконец. Словно повзрослел лет на двадцать, хотя вроде как давно не мальчик. «Оно слаще…». Фраза, опрокинувшая сознание навзничь, толстым маркером уверенно зачеркнув привычное доселе мышление.

    Как-то Пеле пригласили на тренировку советских футболистов, что, дескать, прославленный бразилец скажет по поводу советской футбольной школы подготовки спортсменов. Он внимательно понаблюдал за ходом тренировок, и заявил, что команда СССР не столь успешно выступает на международной арене именно потому, что они акцентированы на исправление недостатков, а надо развивать достоинства. Звезда мирового футбола отметил, что и у него самого, и у его товарищей масса недостатков, но только они мало заметны, потому что то, что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, так что недостатки за ними практически скрыты.

    Вот оно – достоинства, преимущества, положительные качества. Прям как у Расула Гамзатова:


«Вон человек, что скажешь ты о нём?» –
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком незнаком.
Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нём?» –
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком.
Что я могу сказать о нём плохого?»


    «Что я о могу сказать о нём плохого?..» А плохое как раз и лезет первым в голову. Как? Разве этот человек может быть хорошим… хорошо поступить… совершить добрый поступок?.. Проще своим застоявшимся в греховном болоте рассуждением похоронить человека в целом ворохе проступков, чем попытаться увидеть в нём что-то хорошее, и постараться не замечать плохого.

    В общем, эти два яблока я запомню надолго, если не навсегда!

   


Рецензии
Прекрасная Аннушка! Хороший вы Папа! Всего самого чудесного вашей семье!

Анна Аракелян   25.09.2023 07:35     Заявить о нарушении