Сашка. Глава 2

                К 80-летию Курской битвы

Глава 2. История с географией…

       Среднерусская возвышенность… С древних времен ее умеренный климат и пологие холмы были привлекательны для мирного крестьянского труда, служили удобными путями для торговых караванов. Однако видела она и разорительные грабительские набеги, героические сражения, была свидетелем невиданного мужества и позорного предательства…

       Холмы Среднерусской возвышенности на севере Курской области благодаря географии вошли в историю как Тепловские высоты. Находятся они в окрестностях сел Теплое, Самодуровка и Ольховатка. Это самое высокое место в Курской области, 274 метра над уровнем моря, то есть выше Курска на 125 метров!
       Отсюда открывается грандиозный обзор на несколько десятков километров, а в хорошую погоду, в бинокль, можно увидеть Курск, расположенный в 65 километрах к югу.
       Эти холмы когда-то служили ориентиром для путников. В древности здесь проходила столбовая дорога, так называемый Пахнутцев шлях, которая соединяла Москву с Крымским ханством и проходила как раз возле Самодуровки. Просуществовала эта дорога до 30-х годов прошлого века, когда несколько западнее построили Симферопольское шоссе. 
       «На самом севере уезда, на реке Свапа, на татарском ее берегу, лежит деревня Самодуровка...» - так пишет в своей книге «Четвертное право» (1899 г.) Николай Андреевич Благовещенский,  курский земский статистик, публицист, податной инспектор.
Не случайно назвал он левый берег реки «татарским»:  именно оттуда, с южной стороны из-за Свапы разбоем приходили Пахнутцевой дорогой татарские конные отряды.

       Коренными жителями края считались служилые люди, помещенные в опустевшее пограничье в XV-XVII веках для охраны путей, ведущих с юга к Москве. Это - казаки, стрельцы, пушкари, засечные сторожа и другие, кто послан, перемещен из тульских, орловских, калужских, рязанских и прочих уездов.
       В былые времена они именовались по-разному: сначала - "дети боярские", позднее - однодворцы, государственные, "четвертные" крестьяне. Этот слой формировался в течение почти трёхсот лет.

       «При Иване III сформировалось еще одно сословие – дети боярские. С боярами они в родстве не состояли. Просто до XV в. основой русской армии были дружины, которые содержали бояре-вотчинники. А рядовых дружинников называли «отроками» – или «детьми» (Валерий Шамбаров, Взятие Казани и другие войны Ивана Грозного, 2014)
       "Дети боярские" считались привилегированным разрядом воинов.
       Их верстали, как тогда говорилось, "по отечеству", "испомещали на земле", то есть давали надел, который сохранялся за ними в нескольких поколениях, но иногда – лишь до окончания службы. Отсюда и название - помещики, которое позднее осталось лишь за дворянами-вотчинниками.
 
       По мере продвижения границы государства к югу военная угроза с этого направления отдалялась. При этом однодворцы с середины XVII века всё более сосредотачивались на сельском хозяйстве…
       Петровские реформы начала XVIII в. преобразовали российскую армию. С однодворцев снималась обязанность формирования ополчения на время военной угрозы, окончательно закреплялась их ориентация на сельский быт. Но в то же время вводилась такая форма комплектования армии, как рекрутчина.
       В результате реформ Петра I отпала надобность содержать военно-земледельческий слой крестьян в центральной России. Часть служилых людей вошла в состав дворянства. Но большинство по бедности и измельчанию наделов, либо по нежеланию нести службу (что было обязательно для дворян) причислены к податному сословию и получило наименование однодворцев, или государственных крестьян.
       Понятие «однодворец» прочно вошло в официальные документы уже к середине XVII века и обозначало людей, которые сами и их предки в прошлом служили в дворянском ополчении, но из-за бедности и запустения земель больше служить не могли, потому что все их поместье состояло из одного двора (отсюда название).
       Жалованья неслужащие дворяне не получали, а собственные скудные доходы не позволяли им отправиться на службу, оставив хозяйство.
      
       Государство подобная ситуация устраивала, поскольку однодворцы жили по южной лесостепной границе и своим присутствием на этих землях способствовали их хозяйственному освоению и, кроме того, могли выступить в их защиту в случае прямой военной угрозы.

       "История каждого населенного пункта в ряде уездов края начинается с выяснения: однодворческая или барская деревня. Правду сказать, однородных селений почти не было. Зачастую в них жили вместе и однодворцы и владельческие крестьяне.
       Жители, состоявшие в крепостной зависимости, т.е. владельческие, прозывались цуканами. Цуканы в большинстве своем - поселенцы позднего времени, в отличие от коренных жителей - однодворцев.
       Жители Самодуровки были однодворцами. В переписях XIX века они значатся государственными крестьянами, крепостного права они не знали.
       В тот лихой период они имели возможность, и даже были вынуждены, "селить за свой двор" безземельных пришлых людей, бобылей и разного рода "бездомовников", чтобы обрабатывать землю. Но "укрепить" за хозяином их не дозволялось, хотя бы тот в конечном итоге и получал юридическое право владеть крепостными душами, как это случилось с тургеневским однодворцем Овсянниковым" (Чернов Н.М., Однодворцы московского пограничья, 2002).
      
       Значительный вклад в современное представление об истории края  внес орловский писатель-краевед, журналист, педагог  Агошков Василий Иванович, http://proza.ru/2013/10/16/204.
      Опираясь на фундаментальный труд Н.А. Благовещенского «Четвертное право», он провел собственное исследование и анализ архивных документов:
"Исторически Самодуровка тесно связана с соседними сёлами – Тёплым Колодезем и Молотычами. Настолько тесно, что переписчики населения в ревизских сказках обозначали Самодуровку и Тёплый Колодезь как одно целое. Например, в последней ревизии они значатся как «Тёплый Колодезь (Самодуровка)».

      По-видимому, все эти селения возникли ещё в XVII в.
Во всяком случае, деревня Теплый Колодезь упоминается уже в первой ревизской сказке  в 1719 году. В то время в ней уже насчитывалось 30 дворов. В XVII-XVIII веках колодезями назывались обыкновенные родники. По нему и получила название деревня, расположенная вдоль ручья Теплынка.

      Интересны две версии В.И. Агошкова относительно первоначального названия деревни Самодуровка:
      "Самодурами" в старину власти могли называть переселенцев, осевших на новом месте по своему усмотрению, а не там где им было позволено.
      Но, кроме того, «самодурами» ещё называли некоторых староверов. Староверами, например, была основана в XIX в. Самодуровка в Алтайском крае. Так что самовольное поселение и староверы – две версии разные, но не взаимоисключающие.

      А вообще-то староверы в Самодуровке были. Об этом свидетельствует запись, случайно обнаруженная в метрической книге 1878 г. Архангельской церкви села Гнилец (село расположено неподалёку в Орловской области): «…деревни Самодуровки гос. крестьянина И.И. Бъелинникова раскольника безпоповицкой секты и законной жены его Александры Васильевой православного вероисповедания сын Афанасий… крещённый в 8-й день по своему рождению раскольниками; нами по просьбе его матери присоединился к Православной церкви…»
     Восприемниками Афанасия стали священник села Гнилец и кромская мещанка. Так что население Самодуровки было не столь уж и однородным по своим воззрениям. Наверное, споры между жителями были ещё те."


Рецензии