Жизнь российская Книга-1, Часть-2, Гл-44
"Задушевное дружеское застолье"
Приятное времяпровождение
Один счастливый день – это почти чудо.
Пауло Коэльо
Друзья подняли бокалы.
Выпили за встречу. Потом за здоровье. Затем за хозяйку. Помянули родителей…
Антонина суетилась, подкладывала горяченького, подрезала холодненького.
Мужчины окунулись в воспоминания. Перебрали по одному всех своих друзей, всех своих одноклассников. Про кого-то знали всё, про кого-то ничего. Ведь прошло много… много… длинных лет… Кое-кто вообще забылся, затерялся, стёрся из памяти. Этому способствовало одно немаловажное обстоятельство: учеников в их классе было очень много, за сотню перевалило. Трудно всех упомнить. За столько-то лет…
– Это точно, Вася. А знаешь, почему? Потому что одни выбывали в другие школы, уезжали с родителями в другие города, на их место приходили новые. После шестого класса много ребят перешло в новую школу, в сороковую, помнишь, которая открылась у кинотеатра «Октябрь». Их туда перевели по месту жительства. А к нашей приписали других детей из иных ближайших мест.
– Точно. Круговорот, в общем, произошёл. Как воды в природе. И дальше он продолжался… Одни уходили, другие приходили…
– Совершенно верно.
– Ну да. Так и было. И ещё… С девятого класса нашу родимую школу перевели в разряд политехнических.
– Да, был такой период в школьном образовании. Одиннадцатый класс добавили.
– Точно. Удлинили нашу учёбу на целый год. Из-за этого прибавились уроки по выбранной нами специальности. Да и практические занятия появились дополнительно.
– Вот-вот. Твоя правда. Наши классы «А» и «Б» перемешались в очередной раз. Новые ученики опять же влились, которые из других школ в нашу перешли…
***
Старинные друзья снова окунулись с головой в прошлую школьную жизнь. Вспомнили, как они остались в «А» классе и пошли учиться на слесаря по ремонту тепловозов. К ним присоединилась ещё часть ребят. Мальчики и две девочки. Другие ученики, бывшие восьмиклассники, а теперь девятиклассники, выбрали специальность геофизика и их перевели в класс «Б». Девчонок тоже пришлось перераспределить по классам. В «А» оставили тех, которые захотели стать пионервожатыми, а в «Б» перевели девушек, собравшихся после школы работать воспитателями детского сада. Им же там преподавали ещё и домоводство. Такая схема обучения была целых два года в Советском Союзе. Привычную десятилетку пришлось переформатировать в школу с одиннадцатыми классами. Было два таких выпуска. Два года средние школы выпускали специалистов по некоторым, нужным стране профессиям. А это помощь экономике и социалке. Какая… никакая, но всё-таки помощь… Ведь дополнительные рабочие руки на предприятиях страны появлялись. И ребята со школы делом важным были заняты.
Но затем в системе образования произошли ещё одни коренные изменения, в результате которых опять перешли на десять лет обучения и уже без профессиональной подготовки учеников. И… специализацию убрали вовсе. Да, такие перемены произошли. Вернулись к старому и испытанному. Такие вот извилистые повороты судьбы. Такая вот очередная реформа среднего образования потерпела фиаско. Реформы бывают хорошие и не очень. А бывают откровенно плохие, которые ведут в тупик, если не к краху. Но в этом случае ученики, которые одиннадцать лет учились, совсем не пострадали. Многие из них, которым повезло приобрели себе специальность, обучаясь в школе, выбрали свою дорогу в дальнейшей жизни. Некоторые по ней и по сей день идут.
Толя и Вася закончили школу, проучившись на целый год дольше, зато приобрели хорошую профессию – слесарь по ремонту тепловозов. Некоторые их одноклассники после окончания школы пошли работать в депо. Кто-то стал специалистом по дизелям, кое-кто по колёсному парку, по кузовам, другие трудились в топливном цехе, некоторые в электроцехе, были и в механическом. И они на всю жизнь стали железнодорожниками.
Василий Никанорович и Анатолий Петрович всегда считали себя истинными железнодорожниками. Это была их первая рабочая профессия. Первая! И они этим очень гордились. Да!! И каждый год отмечали свой праздник – День железнодорожника.
– Вася! Я думаю, что нам надо как-то выбрать время и собраться всем классом. Посидим… Поговорим… Вспомним былое… Многих наших уже нет…
– Я поддерживаю. Это очень хорошая идея. Собрать бы всех. Но это невозможно. Жизнь разбросала по всему Советскому Союзу. По России… По закоулкам… За бугром очень много наших проживает… И действительно, многих уже нет на этом свете. И ребят одноклассников. И учителей наших. Давай, Толя, организовывай встречу. Ты же там часто бываешь. Жалко, что не все дожили до этого времени. Давай… помянем усопших.
Подняли рюмки за упокой души умерших одноклассников. Земля им пухом…
Помянули ушедших в мир иной добрых учителей. Царствия им небесного…
Друзья снова окунулись в то… в былое… в школьное… в далёкое прошлое…
Продолжение: http://proza.ru/2023/07/25/645
Предыдущая глава: http://proza.ru/2023/07/24/736
Начало 2-й части: http://proza.ru/2023/06/22/378
Конец 1-й части: http://proza.ru/2023/06/20/285
Начало романа: http://proza.ru/2022/09/02/1023
Свидетельство о публикации №223072500217