Жизнь российская Книга-1, Часть-2, Гл-45

Глава 45

"Родные учителя"
Замечательные преподаватели



Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.

Козьма Прутков



Наталья Васильевна Крашневская – самая первая их учительница. С первого по четвёртый класс она учила ребятишек читать и писать, считать и мыслить, правильно говорить, подбирая нужные слова, сопереживать и совершать хорошие поступки.
В общем, уму-разуму учила. С азов начинала. С малого. Прививала тягу к знаниям, развивала культуру общения.

Мальчишки и девчонки много чему научились от неё, от любимой учительницы, от доброй Натальи Васильевны.

Ребятишки сами рисовали в альбомах, вырезали из бумаги чудные снежинки и разные волшебные существа. Делали из картона рамочки, которые красиво обматывали разноцветными нитками, а потом умело вставляли туда фотокарточки мам и пап, сестёр и братьев… и дарили им на праздники или на дни рождения.

К Новому году ученики сами делали из папье-маше карнавальные маски, которые затем грунтовали смесью мучного клейстера с зубным порошком, как это по технологии полагается, шлифовали наждачной бумагой, чтобы гладенько было, и раскрашивали масляными красками. А потом на Новогоднем карнавале в этих своих чудесных масках мальчишки и девчонки с гордостью и с придыханием расхаживали вокруг светящейся разноцветными огнями ёлки и задавались вопросом: узнают их другие ребятишки… или не узнают… А потом все вместе радостно и с песнями водили хоровод.

Много ещё чего делали ребятишки своими руками, много всего, что в дальнейшей жизни им может пригодиться.

Носки и чулки даже штопали, если дырки там от носки случались. Да. Даже этому детишек малых учили. Трудные тогда были времена. Носок или чулок с дыркой на пятке надевали на обыкновенную электрическую лампочку (чтобы удобнее было) и штопали нитками подходящего цвета сперва в одном направлении, а после поперёк, иголкой искусно орудуя и делая переплетение ниток, чтобы получалось как на ткани.

А ещё макулатуру собирали и сдавали. А ещё металлолом.

А ещё… А ещё… А ещё…

Много ещё чему любимая учительница научила своих подопечных.

Сто раз спасибо огромное добрейшей и умнейшей Наталье Васильевне и низкий-низкий поклон до земли самой. Ели б не она… то ещё неизвестно, что бы из них из всех получилось… А она молодец! Трижды она молодец! Мама вторая…

Николай Александрович, её любимый супруг, приобщал мальчишек и девчонок к труду, проводил уроки столярного и слесарного дела. Вёл фотокружок. Помогал, чем мог. Вместе с ним они занимались и творчеством – сооружали макеты и действующие модели паровозов, тепловозов и электровозов, которые как настоящие ездили по миниатюрным путям с рельсами, семафорами, стрелками, останавливались на маленьких прелестных станциях с такими же чудесными микроскопическими вокзалами. Забавно было за этим наблюдать. И с гордостью! Ведь это сделано их руками!! Собственными!! Вот этими!!! Панорамы с выпиленными лобзиками из обычной фанеры разноцветными фигурками и с оригинальной электрической подсветкой тоже мастерили сами. Да! Сами! Они! Ребята! Ученики! Школьники! На самые разные темы: из городской жизни, из школьной, виды природы – тайга и дикие звери. Красота! Поучительно! И познавательно! Многое из этого пригодилось им всем в их дальнейшей жизни.

А с пятого класса их приняла новая учительница – новая классная дама – Лариса Михайловна Матанцева. Она только-только пришла в их замечательную школу сразу после окончания педагогического института. Лариса, как её стали называть ученики между собой, самоутверждалась и взрослела на этом своём посту. И учащиеся её класса взрослели вместе с ней. Становились образованней и грамотней. Вежливее и человечнее. Она учила их русскому языку и посвящала в бескрайний мир литературы. Её новшество: в свободное время всем классом собирались у кого-либо из учеников на дому и проводили тематические вечера, посвящённые тому или иному событию – своеобразные «голубые огоньки». Было всегда весело, очень познавательно и дюже интересно…

В девятом классе Лариса Михайловна готовилась стать мамой и ушла в декретный отпуск. Вместо неё классным руководителем назначили всеми любимого и уважаемого Афанасия Анхаевича Алтаева. Он преподавал физику. Был дока в своей дисциплине и умел передать ученикам свои бесценные знания. И одновременно с этим на каждом уроке он делал лирические отступления от предмета и рассказывал своим подопечным о красоте жизни, о взаимоотношениях между мальчиками и девочками, о совести, о честности, о благородстве, о настоящей дружбе, о любви… Это был Учитель с большой буквы.

Судьба подарила друзьям и других замечательных преподавателей, учителей, воспитателей и одновременно с этим старших товарищей, которые вложили в них задатки грамотности, вежливости, жизнелюбия и человечности, благородства и справедливости.

Физкультура и спорт тоже вошли в их жизнь и стали неотъемлемой частью.
Небольшого росточка хрупкая нежная женщина Надежда Васильевна Никифорова дала им столько всего, сколько хватило бы на несколько таких жизней. Лёгкая атлетика, лыжи, коньки, гимнастика, футбол, волейбол и баскетбол вселились в учеников и повели их дальше по жизни. К успехам. К удачам. К рекордам. К победам. К радости. К счастью.

Как же им повезло… ребятишкам этим…

Им учителя всегда говорили, что надо адекватно ощущать жизнь настоящую, что совет, который может дать преподаватель, это всего лишь теория жизни, а вот практика жизни обычно совсем не такая, она порой вовсе другая.

Вася с Толей это усвоили. Этому и следовали всю свою сознательную жизнь.

Вот и сегодня Василий и Анатолий с великой благодарностью вспоминали их, своих Учителей, Преподавателей, Воспитателей. Настоящих людей! Человеков!



Продолжение: http://proza.ru/2023/07/26/247

Предыдущая глава: http://proza.ru/2023/07/25/217

Начало 2-й части: http://proza.ru/2023/06/22/378

Конец 1-й части: http://proza.ru/2023/06/20/285

Начало романа: http://proza.ru/2022/09/02/1023


Рецензии