Дуэль. Развязка романа

(Полный и обновленный текст здесь https://pushkin/sapir.us/duel)

Прелесть мести Онегина на именинах Татьяны состояла в том, что Ленский не мог признать себя оскорбленным, не унизив Ольги да и себя. Формально, ему не в чем было упрекнуть Онегина. Не было ничего предосудительного в том, что Онегин и Ольга танцевали вальс. Эта пара привлекла общее внимание  тем, как они танцевали: партнер  очень искусно и уверенно, на показ,   вел ее в танце, кружась перед гостями,  а Ольге эти танцы явно нравились. Онегин перетанцевал Ленского.

Хорошо танцевать не запретишь!  Но строфа 45 главы 5 показывает, что для Ленского дуэль была единственным выходом:

Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара:
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего -
Вдруг разрешат судьбу его.

 Слова «хитрость, измена» не имеют отношения к удовольствию от танца. В сущности, вера Ленского в то, что он - центр вселенной,  была подорвана. Ведь он верил,  что «друзья готовы за честь его принять оковы»,  что «душа родная ... безотрадно изнывая, Его вседневно ждет...» (глава 2, строфа 8).  Оказалось, что его друг и его невеста прекрасно проводят время вдвоем на балу в его присутствии и в нем не нуждаются. Он «не в силах снесть» этого удара, и поэтому он должен стреляться с «другом»!

Онегин получает вызов от Ленского (строфа 9 главы 6) через Зарецкого:


К послу такого порученья
Оборотясь, без лишних слов
Сказал, что он всегда готов.

Онегин был приучен принимать вызов.

….Но Евгений
Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.

В следующей строфе дан внутренний монолог Онегина как несобственно-прямая речь. Это не столько монолог, сколько спор его внутреннего обвинителя с внутренним защитником:

Строфа 10
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинил себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вчера небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно. Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.

На первый взгляд, Онегин осуждает себя и за вчерашнюю шутку на именинах, и за то, что принял вызов. Но в искренность  этого самоосуждения трудно поверить.
Оба выражения о «любви» (Ленского к Ольге и Онегина к Ленскому) звучат, как будто Онегин пытается подражать речи Ленского. О «любви» Онегина к Ленскому не было и речи:  Пушкин (Сочинитель) ясно говорит: они были «от делать нечего друзья».  Его рассуждения здесь ироничны, они могут значить прямо противоположное тому, что сказано.

Монолог (точнее, спор Онегина с самим собой) продолжается в следующей строфе:

Строфа 11
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце.

По-видимому, имеется в виду, что Онегин должен был извиниться, вместо того чтобы соглашаться на дуэль.  Так он сам себе говорит.  В то же время, Онегин объясняет себе, что ничего уже сделать нельзя:

…… «Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж — он мыслит -  в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Мы видим типичный онегинский парадокс (ирония Шлегеля): слова Зарецкого заслуживают презрения, в то же время «хохотня глупцов»  — ось мира. Поэтому слова Зарецкого очень опасны (или презренны) (тезис и антитезис не разрешаются в синтезе).

Онегин очень легко пришел к выводу, что он не может уже отказаться от дуэли. И он  не огорчается из-за этого.  Вместо этого он комически сокрушается о власти общественного мнения, над которым он только что посмеялся на именинах Татьяны. Читатель имеет основания подозревать, что Онегин не прочь стреляться с Ленским. Ленский долго испытывал его терпенье своей «дружбой», но вызов на дуэль из-за того, что Ольге нравилось танцевать с ловким Онегиным, мог истощить онегинское доброжелательство. 

И "обвинение" и "защита" в этом внутреннем диалоге ироничны, лишены внутреннего убеждения. Онегин и здесь (как и в случае с умирающим дядей) не видит никакого решения, которое было бы однозначно правильным, и решает делать то, что прилично.

Но это еще не значит, что Онегин хотел убить Ленского. Скорее, Онегин был равнодушен к еще одной дуэли и ее исходу. Вспоминается строфа 38 из первой главы:

...
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

Онегин не заботился о своей жизни, и у него было еще меньше причин заботиться о  о Ленском, который его вызвал из=за пустяка.

Для объективности надо заметить, что Онегину было бы трудно отказаться от дуэли после того, как он принял вызов. По крайней мере,  для этого нужен был секундант. Секундантом должен был быть человек того же круга. Онегин враждовал со «всеми», поэтому он не мог найти секунданта.

А Ленский именно хотел убить Онегина.

Строфа 12

Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждет поэт;
И вот сосед велеречивый
Привез торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на друга курок
И метить в ляжку или в висок.

Строфа с тройным номером 15, 16, 17:

И вновь задумчивый, унылый
Пред милой Ольгою своей,
Владимир не имеет силы
Вчерашний день напомнить ей;
Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лилеи стебелек;
Чтобы двуутренний цветок
Увял еще полураскрытый».
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Ясно, что Онегин не один такой, кто может вздыхать и делать комплименты.  Чтобы освободить Ольгу от грозящей ей опасности быть соблазненной вздохами и похвалами, ему придется убивать одного потенциального соблазнителя за другим.

Дальше Сочинитель нам рассказывает, как Ленский провел вечер перед дуэлью, сочиняя стихи.  Стихи «на случай» сохранились у Сочинителя. "Так он писал темно и вяло", комментирует стихи Сочинитель (как-бы-Пушкин). Потом Сочинитель подробно рассказывает в строфе 24 как Евгений спал утром перед дуэлью мертвым сном.

Онегин проспал время дуэли. Он назначил своего слугу секундантом, вопреки правилам. Другая сторона могла была отказаться от дуэли, перенести ее. Но Ленский был на миссии освобождения земли от соблазнителей.

Строфа 30:

«Теперь сходитесь»
                Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

В этом поединке также выиграл Онегин.  Онегин был и лучшим танцором, и лучшим дуэлянтом. Теперь интересно, как Онегин отнесся к победе, и как Сочинитель относится к тому, что произошло.

Строфа 31:
….
Мгновенным холодом облит
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его…

Строфа 35
 
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
«Ну что ж? Убит», решил сосед.
Убит! Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
….

Онегин был не готов к тому, что он убьет Ленского. Может, он об этом просто не задумывался?

Сочинитель приводит интересную аналогию: вы пишете эпиграмму, враг узнает себя в ней, вызывает вас на дуэль.  Это все «приятно», говорит Сочинитель в строфе 33.

Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.

Мне это непонятно. Почему целить в лоб приятно, но убить неприятно? Для чего же тогда целить? Но Сочинителю (который здесь явно делится опытом своего создателя, Пушкина) виднее. Видимо эта аналогия  должна значить, что Онегину было приятно целиться в глупого Ленского, но убить его оказалось неприятно. Так мы должны понимать.

Как должны были предполагаемые читатели отнестись к убийству Ленского на дуэли? Они, скорее всего, оправдывали Онегина. Общество в целом положительно относилось к дуэлям. Считалось, что это — честный, благородный способ решения конфликта. Поэтому дуэлянты подвергались минимальным наказаниям, несмотря на закон, запрещающий дуэли. Принятие вызова было приличным, отказ — неприличным. По-видимому, также отнеслись к дуэли  и деревенские жители. Сыграло роль то, что Ленский  не имел серьезного основания для вызова.  Ленского похоронили вне кладбища, как самоубийцу. А на Онегина не донесли, он не подвергся наказанию.  Деревенское общество тоже признало Онегина правым.

Можно поставить принципиальный вопрос: почему Пушкину надо было, чтобы Онегин убил Ленского?

Как я писала (http://proza.ru/2023/07/22/1103), основной конфликт романа состоит в том, что "все", включая деревенское общество, Татьяну и Ленского ополчаются против Онегина, как человека независимого, пытаются подчинить его и утилизировать. Ленский и Онегин являются натуральными врагами, и были врагами и тогда, когда они еще не знали от этом (об этом http://proza.ru/2023/07/24/1031). В конце Ленский явно ненавидит Онегина и стремится его убить. Победа Онегина означает надежду,  что одинокий независимый человек может выстоять в борьбе против всех.

Дуэль - развязка "романа в романе", конец событий в романе, вымышленном Сочинителем. Глава 7 может рассматриваться как эпилог, где упоминаются отъезд Онегина в неизвестном направлении, замужество Ольги, попытка Татьяны найти жениха в Москве. Глава также содержит выдуманную Татьяной экскурсию в дом Онегина в его отсутствие. А восьмая глава - фантазии Татьяны о мести Онегину.

Выводы.
1. Ленский  оскорбился тем, что Онегин и Ольга хорошо проводили время на балу. Здесь сыграла роль его мания величия, неадекватное представление о его роли в жизни людей.
2. Ленский реагировал эмоционально, "кипя враждой нетерпеливой". Он не способен обдумать свой поступок хладнокровно.
3. Ленский горел желанием убить Онегина, который перетанцевал его. Он мгновенно сбросил маску дружбы, которую носил до этого, и больше о дружбе не вспоминал.
4. Онегин в свою очередь мог оскорбиться таким беспричинным превращением навязчивого "друга" во врага.
5. Его диалог с собой по поводу вызова оставляет впечатление иронии, отсутствия убежденности в правильном выборе. Он, скорее, равнодушен к тому, что может случиться на дуэли.
6. Дуэль - строго регламентированное смертельное соревнование дуэлянтов. Ленский инициировал эту дуэль и проиграл.
7. Сочинитель, с которым Пушкин должен быть согласен в этом случае, не осуждает Онегина.
8. Читатели, на которых роман был рассчитан, не должны были осуждать Онегина. Даже деревенская публика, враждебная к Онегину, предпочла замять эту историю. На Онегина не донесли, он не был наказан. 

(Полный и обновленный текст здесь https://pushkin/sapir.us/duel)


Рецензии
Не в силах Ленский снесть удара:
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего -
Вдруг разрешат судьбу его.

Не в силах вынести измены Ольги, Ленский решает убить Онегина. )((

Думаю, здесь лучше всего провести параллель с Толстовским "После бала", пожалуй самым непонятым произведением в русской литературе.

Поддержу хороший материал.

Сергей Винтольц   07.09.2023 07:31     Заявить о нарушении
Все тут понятно. Пушкин все время издевается над Ленским. Это такой нерассуждающий персонаж, действует бессмысленно, импульсивно и по злобе. Себе во вред. Нарывается на грубость. И нарвался.

Марина Сапир   07.09.2023 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.