Операция Макаки

058 Операция «Макаки»

Когда мы произносим: — «СССР», — сразу же представляется могущественная во всех отношениях держава, сотворенная под водительством И.В. Сталина и переданная им последующим поколениям с небывало мощным потенциалом дальнейшего развития и усиления. И только настоящие, к тому же честные учёные-историки не забывают о том, что представлял собою Советский Союз в первые десятилетия своего существования — огромная руина, разорённая Первой мировой и гражданской войнами, многократно дотла ограбленная государствами-интервентами и собственными белогвардейскими радетелями, к тому же обложенная мировым капиталом самыми губительными экономическими санкциями. Не будем забывать и о том, что в гражданской войне Красная армия разгромила только российскую Добровольческую армию, интервенты ушли сами (либо из опасения революционной смуты в собственных странах, либо в ходе империалистической конкуренции). Другими словами, они по-прежнему оставались в силе и чуть ли не ежечасно грозили нам новым нападением. После октябрьского переворота 1917 г. во главе страны оказались люди, в течение нескольких месяцев съехавшиеся в столицу — кто из дальней эмиграции, кто из сибирской ссылки. До этого никто из них никогда ничем реальным не руководил, они лишь теоретизировали и предполагали, как следует организовывать жизнь общества. И вот всего за несколько дней они вдруг стали правителями руины, из которой надо было как можно скорее сотворить новую страну, выстроить управляющее ею государство и совершить в ней нечто небывалое — социалистическую революцию. Как и почему труды их привели к столь грандиозному успеху — отдельный разговор. Отмечу только, что не малое место в этом шествии к победе заняли хитрость, житейская изворотливость и смекалка.

В 1929 г. в капиталистическом мире разразился первый в истории глобальный экономический кризис. В декабре того же года в Китае был опубликован т.н. тайный меморандум Танаки, который с известной долей натяжки можно признать завязью Второй мировой войны. Долгое время предполагали, что меморандум этот был представлен японскому императору Хирохито премьер-министром Танака Гиити в 1927 г. как план завоевания мирового господства. Начать предполагалось с Северо-Восточного Китая и Сибири*. Опубликованному документу тогда поверил весь мир. Прошло менее пяти лет после окончания японской интервенции в России, а над нашей ещё только возрождавшейся, разорённой страной вновь нависла реальная угроза войны с опаснейшим врагом.
___________________________
* Сегодня подлинность меморандума оспаривается. Некоторые исследователи полагают, что фальшивка была состряпана в ведомстве военного губернатора провинции Фэнтянь (Маньчжурия) маршала Чжан Сюэляна. В эпоху развала СССР либеральные историки России бездоказательно обвинили в её создании органы советской госбезопасности.

Предотвратить нападение Японии на СССР было поручено Управлению народного комиссариата внутренних дел (УНКВД) по Дальневосточному краю. Разработчиками операции «Макаки»** стала группа опытных сотрудников под руководством начальника УНКВД Т.Д. Дерибаса. Именно им удалось в 1927 г. раскрыть и ликвидировать японскую шпионскую сеть в городе Благовещенске. Глава сети (официально хозяин парикмахерской, а в действительности офицер японского генштаба) Кумадзава Садаитиро бежал в город Сахалян (ныне Хэйхэ), расположенный на китайском берегу Амура прямо напротив Благовещенска. Там он открыл гостиницу с рестораном «Сибирь» и продолжил свою секретную работу. Через него и задумали разработчики операции проникнуть в шпионскую сеть японцев.
________________________
** Московское начальство предпочло изменить название операции на «Маки». В 1936 г. её переименовали в «Мираж». Под двойным названием «Маки-мираж» операция описана в ныне многочисленной литературе. Я полагаю возможным использовать её первоначальное авторское название «Макаки».

Предположительно в 1930 г. в Сахалян прибыл торговый агент «Дальгосторга» Леонид Островский (советский разведчик Л.Х. Израилевский, псевдоним Летов). Если судить по описаниям современников, внешностью и повадками он чем-то напоминал Паниковского в исполнении З.Е. Герда в фильме «Золотой телёнок» режиссёра М.А. Швейцера. Такая колоритная личность не могла не привлечь внимание японцев. Оказалось, что Островский постоянно нуждался в деньгах. Кумадзава-сан лично завербовал его и присвоил оперативную кличку Старик.

Сам торговец особого интереса для разведки не представлял, но через два года сотрудничества он вышел на своего хорошего знакомого, работника штаба ОКДВА (Особая краснознаменная Дальневосточная армия), высокопоставленного офицера Ивана Горелова. Тот якобы растратил казённые деньги на выпивку и женщин и готов был за существенное вознаграждение поставлять интересующейся стороне секретные данные о Красной армии в Сибири. При этом работать Горелов соглашался только с Островским, лично вступать в контакт с японцами он отказался. В действительности никакого Горелова не существовало, от его имени действовала группа оперативных работников НКВД.

Агент Старик был столь убедителен в своих россказнях (да и оперативники через собственную агентуру подбрасывали столь серьёзные, хотя и косвенные доказательства точности сведений от Горелова), что Кумадзава-сан поверил в существование такого предателя. Горелову он присвоил оперативную кличку Большой корреспондент. Так началась многолетняя «игра» разведок, к которой подключились чекисты и армейская разведка Благовещенска, Хабаровска и Москвы, с одной стороны, и широкая агентурная сеть японской разведки всего Дальнего Востока, с другой стороны.

В 1931 г. Япония вторглась в Северо-Восточный Китай. На завоёванных территориях 1 марта 1932 г. было провозглашено государство Маньчжоу-го. Верховным правителем его стал низложенный в 1912 г. последний император Китая Пу И. С того времени и до 1945 г. над советской Сибирью постоянно нависала угроза японского вторжения. В Сахаляне открылась японская военная миссия (ЯВМ), которой подчинили все шпионские резидентуры, как японские, так и белоэмигрантские. ЯВМ готовила вторжение в СССР. Более всего её интересовали Благовещенское и Куйбышевское направления, по которым предполагалось нанести главные удары. «ЯВМ интересовали места дислокации частей Красной армии и НКВД, их численность, боеготовность, военное строительство и воинские перевозки, строительство БАМа и вторых путей Транссиба, сеть грунтовых дорог, охрана железнодорожных мостов, гражданские и военные линии связи, состояние охраны границы и многое другое» (В. Галуза).

От имени Горелова японцам был представлен доклад «О структуре и численности стрелкового батальона Дальневосточной армии», из которого вытекало, что на Дальнем Востоке СССР сосредоточил столь мощную военную группировку, что на начальном этапе покорения мира вступать с нею в открытое столкновение представлялось чрезвычайно опасным. И японское командование предпочло развязать войну с Китаем, затем обратило свои взоры на Индокитай.

Операция «Макаки» оставалась первоочередной до лета 1937 г. (до начала японо-китайской войны). Затем разом были арестованы более 50 японских агентов. Заодно с ними вывели из «игры» мифического Горелова.

В этом же году Т.Д. Дерибаса сменил на посту начальника УНКВД по Дальневосточному краю присланный из Москвы Г.С. Люшков. В обязанности ему было вменено исполнение секретного Оперативного приказа народного комиссара внутренних дел СССР № 00447 от 30 июля 1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» На основании этого приказа с августа 1937 по ноябрь 1938 г. прошли репрессии по Дальнему Востоку, а заодно чистка НКВД. Были арестованы более 40 сотрудников спецорганов, в их числе Т.Д. Дерибас и все разработчики операции «Макаки». Тот факт, что в 1938 г. изменил Родине и сбежал в Маньчжоу-го арестовавший их Г.С. Люшков, не сказался на судьбе его жертв. Все, за исключением Израилевского, были тогда же расстреляны как японские шпионы. Израилевский отделался 8 годами лагерей, вышел на свободу и умер в 1952 г.

В связи с тем, что разработчики операции были осуждены как враги народа, «Макак» засекретили на долгие годы. Только в н. 2000-х гг. операцию рассекретили, и выяснилось, что нападение Японии на СССР в 1930-х гг. во многом предотвратили советские спецслужбы.


Рецензии
Интересно и содержательно.
Поддержу для читателей.

Виктор Левашов   27.07.2023 13:57     Заявить о нарушении