Блок. Уже померкла ясность взора... Прочтение

ЧЕРЕЗ    ДВЕНАДЦАТЬ    ЛЕТ
               
                К.М.С.


7. «Уже померкла ясность взора…»




 
                Уже померкла ясность взора,
                И скрипка под смычок легла,
                И злая воля дирижера
                По арфам ветер пронесла…
 
                Твой очерк страстный, очерк дымный
                Сквозь сумрак ложи плыл ко мне.
                И тенор пел на сцене гимны
                Безумным скрипкам и весне…
 
                Когда внезапно вздох недальный,
                Домчавшись, кровь оледенил,
                И кто-то бедный и печальный
                Мне к сердцу руку прислонил…
 
                Когда в гаданьи, еле зримый,
                Встал предо мной, как редкий дым,
                Тот призрак, тот непобедимый…
                И арфы спели: УЛЕТИМ.
                Март 1910






     Первый слой стихотворения: театр, герой весь в томлениях (характерен эротический подтекст 2-ой строки «скрипка под смычок легла») на сцене тенор выводит “гимны… весне”, которые созвучны герою, ведь и он не может освободиться от “очерка страстного” очередной женщины. (Это не Л.Д. – к той он плотской “страстью” никогда не пылал). И вдруг, как сердце сжало – непобедимое воспоминание о “первой любовнице”. Напомню, то цикл «Через двенадцать лет» возник как отклик на слух о смерти К.М.С.
     Но неужели 37-летняя Ксения Михайловна была ещё и в этом первой – первая, которая предложила ему: «Улетим»?
     (Потом будут разнообразные “снежные маски”, ведьма-плясунья из «Заклятия огнем и мраком»… Потом предлагать будет уже он сам.)

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Впервые: НЧ. [«Ночные часы»] С. 89, в разд. "Голоса скрипок".
…Курсив в последней строке появился только в III3 [III3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 3 (1907-1916). 3-е изд., доп. Пб.: Алконост, 1921].
     »

     Второй пласт. Название раздела – «Арфы и скрипки». Неистовые скрипки мирового оркестра и древние величавые арфы. Но у “теурга” и “обладателя тайного знания” – очередное завихрение, и “злой дирижер”, усмехнувшись подыграл ему: скрипки обезумили, и даже по арфам пронесся леденящий ветер…  И возник призрак… Которому… которой эта буря была не в тягость, которой нынче любой ветр – попутный. Полетели?


Рецензии