578 Скаген, прощай! 13 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

578. Скаген, прощай! 13 октября 1973 года.

Сводка погоды: Суббота 13 октября 1973 года. Мыс Скаген (Дания) Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022.

В пятницу поздно вечером 12 октября 1973 года в момент постановки БПК «Свирепый» на якорь у мыса Скаген (Дания) на точку с координатами (приблизительно) 57.7025, 10.6575 скорость ветра была 5 м/с, а эффективная (ощущаемая человеком) температура воздуха – минус 0,2°С (холодновато), а погода «снаружи» мыса Скаген, то есть с открытой к Северному морю стороны, была совсем предштормовая - со свежим ветром, свежим волнением моря и большой влажностью.

Утром в субботу 13 октября 1973 года температура воздуха была 4.0°С и шёл сильный дождь – 50 мм осадков; при этом свежий ветер усилился до 7 м/с. Так что из-за непогоды, дождя, ветра, а также из-за катастрофической нехватки у меня фотоплёнки, я не смог сфотографировать «исторический» момент съёмки БПК «Свирепый» с якоря и начало его перехода по Проливной зоне (Балтийскими, или Датскими проливами) домой, в Балтийское море, в ВМБ Балтийск. Начало нашего возвращения домой было пасмурным, тяжёлым, мокрым и холодным…

Утром с восходом солнца за мощными тяжёлыми дождевыми облаками температура воздуха повысилась в среднем до 5.9°С и в течение дня достигла максимального значения до 9.0°С. При этом эффективная температура, то есть то, что ощущали моряки на верхней палубе корабля, составляла всего 0.4°С. Это самая мерзкая температура воздуха, к тому же насыщенного водяными парами и холодными каплями датского дождя.

Помня о том, что вчера старпом, капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, во всеуслышание по КГС (корабельной громкоговорящей связи) наорал на меня за беспричинное отсутствие на боевом посту в ходовой рубке (хотя ранее он категорически был против того, чтобы я присутствовал здесь вместе с высшими офицерами корабля), я с утра, после скорого завтрака, во всеоружии визуального разведчика, занял свой пост справа от командирского кресла у корабельного перископического визира ВБП-451М. В мои три фотоаппарата были заряжены крайние (последние) «фирменные», то есть купленные перед БС в магазине Балтийска фотоплёнки, которые я берёг на эти крайние (последние) дни нашей первой БС (боевой службы). Теперь мне осталось только дождаться хорошей погоды…

Балтийские, или Датские проливы, «являются единственными естественными водными путями, соединяющими Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном», поэтому они имеют на просто большое, а стратегическое значение для всех стран мира, кто имеет флоты, корабли, торговые отношения с приморскими странами. Здесь в Проливной зоне проходят торговые морские пути, связывающие страны Балтийского бассейна (СССР, Польшу, ГДР, Финляндию, Швецию) с Атлантическим океаном. Если США или НАТО закроют проливы, то Балтийское море окажется изолированным от всех морских коммуникаций и боевых действий…

Снявшись с якоря ещё затемно, БПК «Свирепый» малым ходом (8-9 узлов, или 14,82 – 16,67 км/ч) прошёл мимо стоявших на якорях сонных танкеров, сухогрузов и лесовозов, и пересёк обычные линии пассажирских коммуникаций. Через 3 часа, преодолев всего лишь 28 миль (52 км), БПК «Свирепый» вышел на оперативный простор пролива Каттегат. Здесь при удовлетворительной утренней видимости мы пошли на юго-восток экономическим ходом в 14 узлов (25,93 км/ч).

Появление опять быстроходного натовского тральщика-искатель мин SM 15 М б/н 1088 ВМС ФРГ рядом с нашим БПК «Свирепый» напомнило нам, что мы всё ещё на БС (боевой службе) и «вероятный противник» не спит, рыскает, ищет либо следит за нами. Единственно, что тревожило нас, так это малый ход, с которым мы «чапали» от мыса Скаген в открытое пространство пролива Каттегат. Мы не понимали, почему командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров не скомандует: «Полный вперёд!»…

Удаляясь от места нашей привычной якорной стоянки у мыса Скаген (Дания) в окуляры корабельного перископического визира ВБП-451М я отчётливо видел (и сфотографировал) береговую линию и постройки датского города-порта-базы Скаген.

Мыс Скаген… Сколько раз мы уходили и возвращались к нему! Однако на этот раз мы были здесь в крайний, то есть последний раз. Сюда мы пришли в самом начале нашей БС (боевой службы); здесь мы чистились, красились, праздновали День Военно-Морского Флота, купались в глубоких водах, готовили корабль к переходу домой, а теперь почему-то медленно идём и совсем не торопимся…
 
Пока БПК «Свирепый» преодолевал первые мили пути домой, я успел на пределе возможностей визира сфотографировать береговую линию мыса Скаген, башню маяка и какие-то постройки. Я ждал чего-то солидного яркого, красочного, а действительность оказалась серой, будничной, невзрачной.

Ожидание было нестерпимым, и я начал «шарить» визиром по линии горизонта, высматривая разные суда и корабли. Вдруг, совершенно неожиданно, вращая ручки визира, я вдруг увидел в окулярах то, чего, вероятно, мы ждали как боевой корабль. Я увидел в тумане подводную лодку в надводном положении…

По инерции, замерев на новом объекте наблюдения, я ещё мысленно воскликнул: «Скаген! Прощай!», но в следующий миг моё уже профессиональное любопытство властно повлекло меня к новому приключению.

- Слева 5 градусов по курсу корабля в тумане силуэт подводной лодки, - негромко доложил я командиру корабля и вахтенному офицеру. – Идёт нашим курсом.

В тот же миг командир отделения сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4 доложил о том, что впереди по курсу следования находится в надводном положении подводная лодка, принадлежность которой определить не удаётся из-за сильного тумана.

- Перед лодкой на небольшом удалении следует какой-то боевой корабль, - не отрываясь от окуляров визира, доложил я.

Странно, но ни вахтенный офицер, ни командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров никак не отреагировали на наши сообщения. Они только молча и спокойно смотрели в свои большие морские бинокли. Странно, это было странно…


Рецензии