579 Вот в чём дело! 13 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

579. Вот в чём дело! 13 октября 1973 года.

Сводка погоды: Суббота 13 октября 1973 года. Мыс Скаген (Дания) Метеостанция Скаген (Дания). Географические координаты: 57.733, 10.633. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022. Максимальная температура днём: 9.0°С, в первой половине дня и вечером: 6°С, а поздно вечером и ночью с субботы на воскресенье 14 октября 1973 года плюс 4°С и минус 1.0°С соответственно. Скорость ветра 4-7 м/с, а эффективная температура воздуха (ощущаемая человеком)  – около 0,4°С. При этом дождь днём 13 октября был сильный – 50 мм осадков.

Как-то так получилось, что я увидел эту подводную лодку и сопровождающий её корабль уже на входе в Проливную зону, на открытой воде пролива Каттегат. Странно, но вокруг этой подводной лодки и сопровождающего её корабля был густой, как молоко, туман. Я еле-еле успел сфотографировать эти наши корабли через корабельный перископический визир ВБП-451М.

Эта странная парочка была далеко впереди нас. Мне показалось, что эта подводная лодка появилась как-то внезапно, как будто она всплыла из подводного положения уже в Проливной зоне. Командир БПК «Свирепый» капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров и вахтенный офицер никак не комментировали появление этой подводной лодки и сопровождающего её корабля, поэтому у меня возникло ощущение, что они знали о существовании этой странной подводной лодки.

Я внимательно, до боли и рези в глазах, начал рассматривать на пределе видимости визира эту подводную лодку и, главное, сопровождающий впереди неё корабль. Их почти не было видно из-за тумана, который сплошной массой укрывал их в рябой глади моря – пролива Каттегат. В редкие разрывы в тумане я мог ещё что-то разглядеть, но чаще всего я видел только тёмные контуры и пятна…

В один из таких разрывов в тумане я успел сфотографировать через окуляр визира ВБП-451М эту парочку – ПЛ и корабль и в тот же миг, я вдруг увидел, что перед подводной лодкой шествует корабль с характерным видом с кормы БПК проекта 61. Если смотреть строго в корму корабля этого проекта, то виден характерный развал в стороны прямоугольных раструбов дымовых труб ГЭУ (главной двигательной установки) и характерное радиотехническое вооружение корабля пр.61. Где-то я уже видел всё это…

Я был почти уверен в том, что впереди подводной лодки тоже с характерной центральной рубкой-надстройкой и округлыми боками, идёт БПК пр. 61. Но вокруг нас был только один корабль такого проекта – БПК «Образцовый». Я выпрямился, взглянул на командира корабля и очень тихо произнёс: «Впереди подводной лодки идет БПК пр.61, предполагаю, БПК «Образцовый».

Евгений Петрович Назаров с такой яростью ответил мне своим взглядом, что я немедленно «поперхнулся» своими словами, «заткнулся» и снова приник к окулярам визира ВБП-451М. Я спиной ждал гневных слов командира БПК «Свирепый», но он мне ничего не сказал. В ходовой рубке корабля была абсолютная тишина, если не считать шумов двигающегося в море корабля.

- Что за секреты такие!? – мысленно говорил я себе возмущённым голосом моего старшего брата Юрки. – И почему эти корабли шествуют в полосе какого-то тумана, когда вокруг нас этого тумана нет?
- А!.. Вот в чём дело! – продолжал я свой мысленный монолог. - Оказывается, мы всё время шли к мысу Скаген малым ходом потому, что вместе с нами и под нами тихо кралась наша советская подводная лодка!
- Оказывается БПК «Образцовый» мчался навстречу этой ПАО, а может быть, и АПЛ! Встретил, а потом пошёл тоже в проливную зону, только в стороне от нас, а те натовские вертолёты облетали его и искали нашу ПЛ...
- Вот почему наш сменщик БПК «Бойкий» на стал с нами разговаривать, а сражу же резко отвернул в сторону Северного моря, и пошёл охранять эту нашу ПЛ или АПЛ…

- Может быть, это была та самая АПЛ, которая в районе острова Роколл «выстрелила» из-под воды новейшей нашей советской баллистической ракетой, - продолжал я в упоении фантазировать, - а мы её в тот момент прикрывали-охраняли и страдали от сильнейшего шторма урагана Эллин (Эллен)?
- Только чего её делать здесь в Проливной зоне? – лихорадочно спрашивал я самого себя. - Скорее всего, это одна из советских подводных лодок, которая возвращается из Средиземного моря, из зоны боевых действий…
- Судя по тому, что её встретил на входе в Балтику и сопровождал наш сторожевой корабль, а вокруг кто-то напустил сильный туман, эта ПЛ важная, значимая, боевая…

Я ещё раз ощутил и почувствовал, что мир – это не только мы одни, а ещё кто-то или что-то более важное, загадочное, тайное, но реальное и действительное. Я вспомнил о войне Судного Дня на Ближнем Востоке…

Когда я «невинно» всё же доложил командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову о том, что «сфотографировал через визир неизвестную атомную подводную лодку и неизвестный корабль сопровождения», Евгений Петрович внимательно посмотрел в мои «невинные» глаза и сурово сказал: «Вот и хорошо. Путь они останутся неизвестными».

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: 13.10.1973. Проливная зона. Пролив Каттегат. Сильный туман. Фото через окуляр корабельного призматического визира ВБП-451М нашей неизвестной советской подводной лодки и неизвестного корабля сопровождения. Все попытки автора выяснить в известных открытых источниках, что это за боевые корабли ВМФ СССР оказались безуспешными. Если это военная тайна, то пусть она тайной и остаётся…


Рецензии