Куприн в эмиграции

               
   У него было татарское скуластое лицо с широким сломанным и несколько
  приплюснутым носом.  Оказавшись в эмиграции  он очень скучал, но бывали и
  другие дни, когда он садился за некрашеный стол и там появлялась бутылка вина
  и тарелка с медовыми пряниками из соседней русской лавочки. Он разливал вино 
  по стаканам  и говорил с улыбкой: Ну поздороваемся! Закусывал пряником и
  вспоминал прошлое.
 В эмиграции он жил трудно и мрачно, полунищенски. Он писал в эти годы и мало, и
 не столь интересно, как до эмиграции.В эмиграции жил рядом  с Булонским
 лесом.Был у него кот Ю-ю, которого увезли вместе с ним  потом в Россию. Кот
 обычно  спал на его  столе, развалившись  на рукописях, на больших белых листах
 написанных  корявым мелким  почерком. К старости ему плохо подчинялась
 рука.Таким же был кот и  у Н.А. Тэффи, который тоже свободно гулял по столу и
 обычно   обнюхивал печенье принесенное из лавочки.

  Настоящей страстью Курина были лошади, хотя он любил еще и собак и никогда,
  увидев их  не проходил мимо, обязательно  гладил по спинке. Искренне был
  убежден, что в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» лучшее это лошадь Вронского
  Фру-фру и описание  его скачки. С детства на лошадях по степи гонял.
 
   Особенности его характера  и ее двойственность лучше всех определила Н.А.
  Тэффи: грубый и нежный.
  Мог, как и Бунин мог  воображать любого в лицах. Помнится Бунин на вечере
  посвященном его другу Чехову,  рассказывая о нем, ответы говорил его голосом.
 
  С  ходу,  получив   Нобелевскую премию Бунин 5 тыщ франков  отдал Куприну.
   
  Ребенку из бедной семьи,  у которого рано умер отец, а мать осталась с детьми
  без средств к существованию да к тому же сироте, была прямая дорога сначала в
  военную гимназию, а затем кадетское и юнкерское училища. Сам он в беседе с
  приятелем страстно уверял его что в юнкерскую школу попал по недоразумению.
  Так как с детства мечтал стать лесничим и  ходить с ружьем и собакой по лесу.
  Попав в отставку  и уйдя из полка увлекся авиацией. И чуть однажды не погиб с
  другом борцом Заикиным. Во время полета. Бог миловал. Его портрет вместе с
  портретом художника Репина висел в его  кабинете.

  Чего  только не видел и чем только не занимался Куприн:.был землемером.В
  Полесье выступал предсказателем, в городе Сумы артистом.Изображал больше
  лакеев и рабов. Потом связался с  балакиевскими рыбаками. На козе таскал
  кирпичи, грузил арбузы в Киеве.В Москве продавал  замечательное изобретение
  «Пудр-клозет» инженера Тимохина. Преподавал в училище для слепых и когда его
  оттуда выгнали пошел работать на рельсопрокатныйзаод.И только присмотревшись к
  жизни и, набравшись впечатлений   занялся  литературой. Честно признавался что
  писать не любил, трудно ему было писать он любил рассказывать.
    Несчастье Куприна заключалось в том, что он не мог писать по памяти, как
    Бунин, Шмелев, Зайцев или Ремизов. Оторвавшись от России, он испытывал 
    величайшие страдания. Понимал что ему нельзя без России. Знал,  что Тургенев
    мог писать в Париже. Горький и Бунин на Капри. Бунин на Капри написал
    прекрасные рассказы и свою повесть «Деревню».
   В воспоминаниях  Бунина о французском периоде жизни Куприна есть следующая
  запись о том, что когда он его увидел то ахнул. Он шел мелкими шашками, плелся
  такой худенький, слабенький ,что казалось порыв ветра сдует его с ног. Но он
  сразу узнал Бунина обнял с такой кроткостью , что у того  слезы навернулись.
  Старые друзья редко его навещали. Как то пришел Борис Константинович Зайцев но
  он не понимал, кто пришел его проведать.За несколько недель до  отъезда
  Куприна в Россию он  пришел и спросил его о здоровье и о работе пишет ли он.
  Куприн поник головой и буркнул в ответ: «Все  это никому не нужно. Не могу я
  больше писать. Баста!».
  О последних месяцах жизни Куприна писал Телешов. Его поселили в каком-то  доме
  отдыха для писателей. Приехали туда матросы-балтийцы его вынесли  на
  лужайку.Они подходили говорили что читали его «Поединок» и другие вещи и
  благодарили. Куприн молчал и вдруг громко заплакал. Так он и умер-успокоенный и
  примиренный. Куприн возвращается на родину уже дряхлым стариком в мае 1937
  года: «Я счастлив, что, наконец, слышу вокруг себя родную русскую речь. Я
  наконец обрел покой». Прожив на родине немногим более года, Куприн умирает (в
  августе 1938 г.).
  В период парижской жизни в течении ряда лет 13 января в канун  Нового года 
  уходил в маленькое бистро и там, один, сидя за  бутылкой вина  писал нежно и
  почтительно любовное письмо у женщине которую очень мало знал, но которую
  любил скрытой любовью. К этой тайной и безнадежной любви относится одно его
  стихотворение опубликованное уже после его смерти  в журнале «Огонек»
  Навсегда
 Ты смешон  с седыми волосами…»
 Что на это я могу сказать?
 Что любовь и смерть владеет нами?
 Что велений их не избежать?
 Нет.скрою под учтивой маской
 Запоздалую любовь мою..
 Развлеку тебя забавной сказкой,
 Песенку веселую спою.
 Логтем опершись на подоконник,
 Смотришь ты в пушистый, темный сад.
 Да. Я видел: молод твой поклонник.
 Строен он , и ловок и богат.
 Все твердят, что вы друг другу пара,
 Между нами  только восемь лет.
 Я тебе  для свадебного дара
 Присмотрел рубиновый браслет.
 Жизнью новой, светлой и пригожей,
 Заживешь в довольстве и любви,
 Дочь родится на тебя похожей
 Не забудь  же, в кумовья зови.
 Твой двойник. Я чувствую заранее-
 Будет ласкова ко мне она.
 В широте любовь не знает граней.
 Сказано: Как смерть  она сильна».
 И никто на свете не узнает.
 Что с годами, каждый час и миг,
 От любви  томится и страдает
 Вежливый, внимательный старик.
.
 Когда потоком жгучей лавы.
 Путь твой перережет гневный Рок,
 Я, охотно, только для забавы
 Беззаботно лягу поперек.
 
   Существовала ли в действительности  эта женщина?
   Никто не знает. Он был по рыцарски целомудренным  и никого не пускал никого 
  в тайники своей души.О многом из своего прошлого  вообще не любил рассказывать
 был временами скрытен.И в  «Гранатовом  браслете» и в этом парижском
 стихотворении состарившегося Куприна  он и та же тема. Один и тот же
 трагический  лейтмотив неразделенной  экзальтированной и возвышающей  человека 
 любви к недоступной женщине.

  К старости у него появился склероз и мучительная болезнь  перемещение 
 сетчатой оболочки. В воспоминаниях Бунина есть рассказ об одном из раннего
 периода его творчества.
   У него с  гонораром  вышла неприятность. За рассказ  ему прислали десять
 рублей. Огромнейшая тогда была сумма. На них он купил матери  козловые ботинки
 и на оставшийся рубль  пошел в манеж и поскака. Его мать была урожденная 
 княжна Куланчакова.из одряхлевшего рода татарских князей.
 По татарски куланчак означает жеребец.Он с детства  на лошадях по степи гонял, да как .
 В эмиграции жил рядом  с Булонским лесом.На прогулки ходил  в своем просторном коричневом пальто, как-то сбившемся набок. Седая бороденка клином была
 всклочена.выцветшая шляпа носила уже беженский вид.Любил заходить в русскую
  лавочку  к Сухановичу. Приятель спросил: А вам можно, Куприн махнул рукой и
  сказал теперь все можно.Он съедал пирожок и дрожащей  рукой опрокидывал рюмку
  водки.
  Был интересный случай с его  первым гонораром. Он тогда был еще юнкером в 
  юнкерском училище. И когда пришел номер с его рассказом его вызвало к себе
  начальство. «Куприн ваш рассказ?». Так точно. В карцер! Так сказать,запомни на 
  будущее:  не печататься без разрешения начальства.На гонорар матери купил   ей
  козлиные туфли, а на оставшийся рубль пошел скакать в манеж.
 Над вопросом  приятеля: Над чем он работает? Он отвечал над письменным столом.
 На нем обычно было у него  около тысячи самых разнообразных предметов. Его
 супруга Мария Михайловна не взирая на его мольбы  приводило этот стол в 
 привычный симметрический порядок. Куприн тратил около 12 часов чтобы его вновь
 привести в удобный для него занятий беспорядок.
       В молодые годы жил буйно и был страшен во хмелю. Задумал поехать на
  Таити, но это ему никак не удавалось  Годы и болезнь в старости сломили его.
  Он стал мягким и ласковым. Очень любил молодых писателей и всячески помогал им
  советами. 
    О методах своей работы говорил, что никогда ничего не выдумывал.
   Жил он с теми о ком писал, впитывая их в себя барахтался  страстно в жизни.
   Потом все отстаивалось и нужно было сесть за стол и взять в руки перо. . .


Рецензии