580 Мимо острова Буяна... 13 октября 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

580. Мимо острова Буяна... 13 октября 1973 года.

Сводка погоды: Суббота 13 октября 1973 года. Остров Анхольт. Метеостанция Анхольт (Дания). Географические координаты: 56.717, 11.517. Первое наблюдение: 01.01.1973. Последнее наблюдение: 31.12.2022.

От того района, где мы увидели в тумане нашу ПЛ и сопровождающий её корабль, БПК «Свирепый» прошёл экономическим ходом в 14 узлов 44 мили, затратив на это немногим более 3 часов. За это время мы приблизились к датскому острову Анхольт. Погода в первой половине дня субботы 13 октября 1973 года в проливе Каттегат наладилась. По данным метеостанции острова Анхольт температура воздуха поднялась до 10,0°С, дождя уже не было совсем, а ветер был вполне комфортным – 5 м/с.

Море (воды пролива Каттегат) были чистыми, спокойными и в воде было видно множество рыб. Они плотными тёмными стаями-косяками плыли либо рядом с бортами нашего корабля, либо пересекали нам курс, либо быстро неслись нам за корму, где потом сверкали своими серебристыми или зеленоватыми телами в струях, бурунах и отвалах нашей кильватерной струи. Свободные от вахт моряки-свиреповцы сразу же заметили эти стаи-косяки рыб и азартно обсуждали, как бы их поймать. Все уже начали вспоминать, как мы стояли на якоре у мыса Скаген, как ловили на леску и крючки-тройники рыбу. Эти воспоминания нам уже казались не тяжкой боевой службой, а солнечным курортом…

Сам остров Анхольт мы в туманной дымке не видели даже в мощные бинокли, потому что этот остров низменный и пустынный. В древности на острове росли густые леса, но их вырубили местные рыбаки и смотрители маяка, потому что на вышке горел огонь костра. Вот почему практически всю поверхность этого датского острова в проливе Каттегат занимают песчаные дюны, лишённые растительности. Здесь располагается самая большая пустыня Северной Европы.

Данные о датском острове Анхольт я вычитал из лоции Балтийского моря, чтобы потом отвечать на вопросы моряков-свиреповцев. Многие вспомнили, как мы проходили Проливную зону в начале нашей БС (боевой службы) и я читал им по КГС (корабельной громкоговорящей связи) выдержки из лоции об окружающих местах и странах. Кстати, на острове Анхольт, или Англьт, располагается крупнейшая в Дании колония тюленей.

В 1808 году англичане оккупировали остров Анхольт из-за необходимости контролировать тамошний маяк и датчане безуспешно пытались отвоевать свой остров до 1814 года. Только в 1902 году в единственной деревне на острове была построена гавань для небольших судов.

Остров Анхольт принадлежит Дании и удобно находится в средине пролива Каттегат, между Ютландским полуостровом и шведской областью Галланд, приблизительно на расстоянии 37 км от берегов с той и другой стороны. Остров принадлежит к Рандерскому округу Ютландии, имеет в длину 11 км, в ширину 7 км и занимает пространство приблизительно в 20 кв. км. Население острова Анхольт всего 170 человек, которые занимаются рыбной ловлей. Настоящий стационарный маяк на восточной стороне острова, высотой 37 м, был построен в 1836 году, так как вокруг острова множество опасных рифов и мелей. Около острова погибло в штормах более 200 судов.

Вот почему БПК «Свирепый» не приближался к острову Анхольт, а прошёл мимо него с восточной стороны по известному относительно глубоководному фарватеру – паромному пути из датского города-порта Grenaa (Грено) в Центральной Дании в шведский город-порт Varberg на юго-западе Швеции (с заходом на Анхольт). Отсюда, от острова Анхольт, суда и корабли выбирают путь в Балтийское море либо по узкому и мелкому проливу Малый Бельт (наименьшей шириной 500 м), либо по проливу Большой Бельт (наименьшей шириной 11 км).

В соответствии с датским Королевским указом от 25 июля 1951 года для прохода военных кораблей через Малый Бельт необходимо предварительное уведомление датских властей дипломатическим путём за 8 дней до предполагаемого прохода. Проход военных кораблей через Большой Бельт свободен. Если плавание или пребывание военных кораблей длится более 48 часов (двух суток), то должно быть сделано предварительное уведомление датских властей дипломатическим путём за 8 дней до предполагаемого нахождения кораблей в проливах в пределах одного и того же морского района или если пребывание в проливах должно продолжаться более четырех дней независимо от числа кораблей. На такой проход или пребывание военных кораблей должно быть заранее получено дипломатическим путем разрешение датских властей. Подводные лодки могут проходить через Балтийские проливы только в надводном положении и с поднятым военно-морским флагом. На военные корабли, терпящие бедствия, указанные ограничения не распространяются.

Естественно БПК «Свирепый» пошёл по известному и уже отработанному маршруту пути в Балтийское море через пролив Большой Бельт, однако нашему штурману командиру БЧ-1 старшему лейтенанту Г.Ф. Печкурову и вахтенным офицерам потребовалось постоянное внимание и тщательная «привязка» нашего корабля к навигационным ориентирам по нашему пути. Кроме этого, рулевые БЧ-1, или «штурманцы», тщательно отслеживали и вносили поправки в карты Балтийских проливов из навигационных предупреждений.

Я в этой работе не участвовал, потому что практически всё время прохождения Балтийских, или Датских проливов, находился в ходовой рубке или на крыльях ходового мостика, на галереях сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4, чтобы фиксировать всё. Что происходило вокруг БПК «Свирепый». В этом мне, как визуальному разведчику, крупно повезло: я видел практически всё, чего не могли видеть моряки-свиреповцы, находящиеся на своих постах внутри корабля…

От острова Анхольт мы пошли в сторону датского острова Самсё, до которого было 70 миль и 5 часов экономическим ходом в 14 узлов. Пространство пролива Каттегат после острова Анхольт было большим, если не огромным, путь следования чистый, с редкими судами, поэтому командир БПК «Свирепый» увеличил скорость движения корабля, чтобы сократить время в пути. Мы все были настроены вернуться домой, в базу, в Балтийск, поэтому задача была за сутки, 24 часа. Вот почему БПК «Свирепый» своим острым форштевнем резал воды датского пролива Каттегат с «крейсерской скоростью» 20-22 узла, или 37,04 – 40,74 км/ч.

Днём в субботу 13 октября 1973 года в центре пролива Каттегат была чудесная солнечная погода, от северной хмари и сильного дождя ничего не осталось. Воздух «на улице» то есть на верхней палубе и на крыльях сигнального мостика был очень прохладным, свежим, чистым, прозрачным. Рано утром было всего 2.8°С, днём до обеда плюс 6.7°С, а после обеда воздух «прогрелся» до плюс 10°С. Солнце слепило и «жарило» так, что сигнальщики-наблюдатели, нарушая приказ командира корабля о форме одежды на день, ходили в одних матросских робах и даже загорали, как лыжники на ледниках Кавказа, полураздетыми.

Яркое и жаркое солнце нагрело ходовую рубку. После обеда и «адмиральского часа» (законное время отдыха моряков флота) яркое и жаркое солнце размаривало, клонило ко сну и чтобы встряхнуться, я поочерёдно начал выходить на левое и правое крыло ходового мостика. Здесь-то и пришла ко мне мысль, что я «сапожник без сапог», то есть без фотографий самого себя в момент возвращения БПК «Свирепый» с БС (боевой службы) домой…

Фотоиллюстрация из ДМБовского фотоальбома автора: 13.10.1973. Балтийские или Датские проливы. Пролив Каттегат. Траверз остров Анхольт. Левый борт БПК «Свирепый». Левое крыло ходового мостика. Через стекло иллюминатора проглядывают окуляры и устройство корабельного бинокулярного призматического визира ВБП-451М. Передо мной пелорус, на котором на кардановом подвесе установлен репитер гирокомпаса и визуальный пеленгатор. Локтем я опираюсь на столик-пюпитр, на котором лежит дежурный журнал для записей всего того, что увидят зоркие глаза сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4. За моей спиной ограждение из оргстекла – это придумка наших «сигнальцов», чтобы ветер и брызги не мешали им «глядеть в оба». Это крыло ходового мостика и моё «рабочее место» визуального разведчика. Отсюда, используя всё, что есть у меня в арсенале визуального разведчика, я делаю свои фотоснимки, наблюдаю, зарисовываю в разведальбом, записываю либо в тетрадь-журнал, либо на портативный магнитофон. Здесь же в отдельном футляре на переборке хранился «секретный» радиотелефон чешского производства фирмы «Тесла». Этот увесистый элегантный радиотелефон-трубка был одним из первых будущих мобильников – современный мобильных портативных телефонов. С этим радиотелефоном-трубкой «Тесла» очень удобно было без всяких проводов в любую погоду сообщать вахтенному офицеру на ходовой мостик о любых событиях и происшествиях снаружи; не сходя с места на сигнальном мостике, не пытаясь проникнуть через задраенную броневую дверь внутрь ходовой рубки.


Рецензии
Александр! Читаю и перечитываю отдельные страницы Ваших воспоминаний, получается настоящий жизненный сериал, летопись эпохи. Правдиво без приукрас рассказываете о себе, стране, попутчиках и встречных, фотографии позволяют воочию представить события. Встречаешь в рассказе знакомые места, и уже рой своих воспоминаний приходит вослед. В городок Суворов попал случайно следом из Тулы через Одоев направлялся в дальний путь, последний автобус ушел, на попутной довезли до Суворова, в вечернее время вдали светились огни Черепетской ГРЭС, молодой местный таксист из Суворова за весьма умеренную плату довез до Калуги, всю дорогу увлеченно рассказывал про местные удивительные места, озера, про ночную рыбалку, спасибо ему помог сориентироваться в ночном городе, так что я успел на ночной рейс автобуса Калуга Смоленск. Мимо острова Анхольт, проходили в ночное время на пароме Queen of Scandinavia по пути из Осло в Копенгаген, далее через подводный Тоннель Drogden на Эресуннский мост в Швецию.
Спасибо за огромный труд.
Всего наилучшего! Александр Морозов.

Alexfor   30.07.2023 14:56     Заявить о нарушении